Организационные и технологические аспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
семинарского занятия по теме «Экономическая преступность»
Курс криминологии.
Тема занятия: Экономическая преступность.
Цель занятия: закрепить и углубить знания студентов по теме.
Форма проведения занятия: смешанная /вопросно-ответная и реферативно-докладная.
Методы проведения: интерактивные.
Учебное время: 2 часа.
Учебные вопросы.
1. Понятие экономической преступности. Ее состояние, динамика, прогнозирование.
2. Причины экономической преступности.
3. Личность преступника, осуществляющего свои уголовно наказуемые деяния в сфере хозяйственно-экономической деятельности.
4. Взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообусловленность экономической, коррупционной и организованной преступности.
5. Предупреждение экономических преступлений.
Методические рекомендации
При подготовке студентов к семинарскому занятию по теме рекомендуется.
1. При рассмотрении первого вопроса сориентировать студентов в понятийном аппарате уголовного права и криминологии в трактовке и изучении экономической преступности (преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений экономической направленности).
Рекомендовать им ознакомиться со статистикой экономических преступлений на сайте МВД РФ за последние годы.
Принять во внимание, что методика учета преступлений экономической направленности в МВД РФ в 2012 г. изменилась в связи с выделением в самостоятельную систему учета преступлений коррупционной направленности. И это отразилось на статистике экономической преступности.
Обратить внимание на высочайшую латентность экономических преступлений и дать примерную оценку реального состояния экономической преступности в России.
При изучении состояния и прогнозировании экономической преступности рекомендуется исходить из ее динамики за последние 5 лет. И не только в целом, но и по основным видам преступлений экономической направленности. Учитывать при этом вектор уголовной политики в сторону гуманизации и либерализации уголовного законодательства (реформы УК РФ 2003 и 2009 г.г., реформы УПК РФ) и практику правоприменения на фоне фактической декриминализации значительной части уголовно наказуемых деяний в сфере хозяйственно-экономической деятельности.
При рассмотрении структуры экономической преступности обратить внимание на ее постатейный состав при изменении методики учета. Выделять в структуре экономической преступности не только виды преступлений (по статьям УК РФ), но и сферы экономической деятельности, наиболее пораженные преступностью.
При оценке характера экономической преступности исходить из удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений в их динамике.
Дать объяснение изменений в состоянии, структуре и характере экономической преступности, происшедших за последние 5 лет.
2. Характеризуя причинностный комплекс экономической преступности, студенты должны исходить из традиционной для отечественной криминологии классификации причин и условий преступности по их природе, уровню действия и содержанию.
При этом им рекомендуется осуществить исторический экскурс в конец 80-х и 90-е годы прошлого столетия и оценить роль экономических реформ в криминализации экономических отношений.
На современном этапе исторического развития рекомендуется дать оценку уголовной политике, уголовному и уголовно-процессуальному законодательству и практике правоприменения основными субъектами предупреждения преступлений экономической направленности.
3. Криминологическая характеристика личности преступника, осуществляющего свои уголовно наказуемые деяния в сфере хозяйственно-экономической деятельности, дается по традиционному для отечественной криминологии учению о структуре личности преступника с привлечением существующих в ней классификаций.
4. Устанавливая и отслеживая взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообусловленность экономической, коррупционной и организованной преступности, необходимо вернуться в 80-е и 90-е годы ХХ века, к ворам и цеховикам, инфильтрации криминала в управленческие и властные структуры, оценить современное состояние теневой экономики и роль организованных преступных групп и сообществ в незаконном обороте товаров и незаконном предоставлении услуг, масштабы безнаказанного разворовывания бюджетных средств.
5. Предупреждение экономических преступлений следует рассматривать с точки зрения эффективности уголовной политики и уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также эффективности деятельности субъектов борьбы с экономическими преступлениями в части выявления, раскрытия и расследования преступлений экономической направленности.
Организационные и технологические аспекты
По первому, второму и пятому вопросу рекомендуется заслушивание заранее подготовленных докладчиков и содокладчиков с рецензированием и перекрестным оппонированием. В данной связи допустимо проведение управляемой дискуссии в рамках отведенного на рассмотрение вопросов учебного времени.
Рассмотрение третьего вопроса рекомендуется провести в вопросно-ответной форме, четвертого вопроса – в форме обмена мнениями.
При выступлении докладчиков (особенно по первому вопросу) рекомендуется использовать учебную или электронную доску или элементы презентации. При рассмотрении третьего вопроса – учебную доску.
Перед рассмотрением учебных вопросов может быть проведено тестирование студентов по теме занятия. Рекомендованное количество включенных в тесты вопросов – не более десяти.
Примерный план проведения занятия
№ п/п | Вид учебной работы | Время |
1. | Проверка наличия студентов | 2 мин. |
2. | Вступительное слово преподавателя | 3 мин. |
3. | Текущее тестирование по теме занятия | 5 мин. |
4. | Рассмотрение первого вопроса | 15 мин. |
5. | Рассмотрение второго вопроса | 15 мин. |
6. | Рассмотрение третьего вопроса | 10 мин. |
7. | Рассмотрение четвертого вопроса | 10 мин. |
8. | Рассмотрение пятого вопроса | 15 мин. |
9. | Подведение итогов занятия. Задания на подготовку | 5 мин. |
Методическая разработка обсуждена
на заседании методической секции.
Протокол № 6 от 7 марта 2013 г.