Отсутствие не позволяет полностью исключить возможность повреждения
Рентгенологическое обследование при проникающем ранении груди является обязательным во всех случаях: даже при совершенно удовлетворительном состоянии пострадавшего. Такая возможность сейчас существует во всех лечебных учреждениях, и она должна быть реализована непосредственно после повреждения. Ошибкой следует считать откладывание рентгенологического обследования до утра, так как внезапно наступившие осложнения могут привести к необходимости оперировать больного вслепую: без точно установленного диагноза. Последнее всегда связано с возможностью не заметить какое-либо повреждение.
Существует три достоверных признака, позволяющих уверенно говори ib о проникающем харакгере ранения груди:
- пневмоторакс;
- гемоторакс;
- подкожная Эмфизема.
Правда, следует упомянуть о возможности возникновения подкожной эмфиземы при пулевых ранениях грудной стенки, произведенных с близкого расстояния, но такое повреждение встречается редко и легко распознается по анамнезу и по характеру повреждения кожи вблизи входного отверстия.
Четвертый симптом - кровохарканье -- скорее характерен для повреждения легкого, сопутствующего травме и нередко возникает при непроникающих повреждениях (попадание ткани легкого в зону бокового удара) и при закрытой травме грудной клетки (ушиб легкого).
Кроме обязательного рентгенологического обследования (показания к нему не зависят от размеров кажущегося внутриплеврального повреждения), следует производить торакоскопию. Показанием к ее производству были наличие пневмо- и гемоторакса, нарастающей подкожной эмфиземы и подозрение на повреждение перикарда.
Из осложнений, характерных для проникающих повреждений грудной клетки, на первом месте стоит открытый пневмоторакс, под которым понимают скопление воздуха в плевральной полости при наличии широкой зияющей раны или постоянного присасывания воздуха при дыхательных экскурсиях грудной клетки. При разрыве легочной ткани, трахеи или крупных бронхов может развиться сходная клиническая картина и при отсутствии существенного повреждения грудной стенки. Иногда она наблюдается и при закрытой травме груди и носит в этих случаях название "внутренний открытый пневмоторакс". При осмотре пострадавшею наличие раны и присасывания воздуха позволяет уверенно определить характер повреждения. Состояние тяжелое. Выражена одышка, цианоз и тахикардия. Артериальное давление снижено. Это связано не только с коллапсом легкого и уменьшением дыхательной поверхности, но и с маятникообразным перемещением воздуха из легкого неповрежденной стороны и смещением средостения. Из раны выделяется кровь с пузырями. При рентгенологическом обследовании могут быть обнаружены парадоксальные движения диафрагмы.
Лечение предусматривает немедленное превращение открытого пневмоторакса в закрытый с помощью окклюзионной повязки (прорезиненная ткань, тампон, пропитанный мазью, лейкопластырь, полиэтиленовая пленка). При невозможности осуществить немедленное закрытие дефекта может быть применен прием Мюллера, при котором легкое захватывают и извлекают в рану, создавая своеобразную тампонаду отверстия со стороны плевральной полости. Подобная тактика позволяет немедленно уменьшить опасность тяжелых нарушений, сопутствующих открытому пневмотораксу. Прп каложении окклюзвощюй повязки следует считаться с возможностью развития клапанного пневмоторакса с прогрессирующим нарушением вентиляции, однако степень его никогда не бывает столь незначительной, как при непроврежденной грудной клетке.
При проведении оперативного вмешательства с целью закрытия раны грудной стенки для свободного без натяжения кожи шва может потребоваться удаление одного или нескольких ребер, пластичное перемещение кожных лоскутков на ножке.
Проникающие ранения грудной стенки, как правило, сопровождается повреждением сосудов. Если во время вмешательстваоно оказалось незамеченным, то в послеоперационном периоде на фоне тяжелого общего состояния может привести к неблагоприятному исходу. Поэтому после окончания внутриплеврадьного этапа операции следует дренировать плевральную полость для своевременного распознавания осложнения. Рациональное дренирование позволяет избежать и тотальных эмпием плевральной полости. С этой же целью обязательно назначение антибиотиков широкого спектра действия.
Диагностика повреждений легкого, сопутствующих проникающим ранениям, основывается на появлении кровохарканья или легочного кровотечения. Оба симптома без повреждения легкого при травме не могут иметь места. Однако частота этого симптома в первые часы после травмы относительно низкая. Он отмечен примерно у i/4 пострадавших Тем мс мс-нсс при изучении динамики заболевания кровохарканье отмечалось постоянно. Наоборот, кровохарканья без повреждения легкого у больного с проникающим ранением грудной клетки в наблюдениях не отмечалось.
К числу редких осложнений, возникающих при проникающих ранениях легкого, относится развитие воздушной эмболии. Способствующим моментом для этого может быть возникновение клапанного механизма с повышеписм внутриплеврального давления. При симптомах воздушной эмболии показаны срочное оперативное лечение, рациональное дренирование плевральной полости и проведение мероприятий, направленных на снижение последствий гипоксии, связанных с нарушением кровотока в артериях сердца и мозга.
Диагностика ранений сердца и перикарда основана на локализации
раны (сверху II ребро, снизу - левое подреберье, слева - средняя подмышечная линия и отрава - парастернальная линия) и характере ранящего снаряда. Вторым моментом, подтверждающим диагноз, является прогрессирующее нарушение гемодинамики, несмотря на отсутствие признаков внутриплеврального кровотечения. При изучении клинической симптоматики внутри-иерикардиальных кровотечений различной этиологии обращает на себя внимание нестабильность гемодинамики даже при хорошем оттоке крови в свободную плевральную полость через дефект в перикарде. В то же время при массивных кровотечениях в свободную плевральную полость, не связанных с повреждением сердца и перикарда, на ранних этапах повреждения отмечена хорошая стабилизация показателей гемодинамики при проведении самой умеренной консервативной терапии. Наличие тампонады сердца быстро ухудшает состояние больного за счет снижения возможности контрак-тильной активности миокарда. Возможным объяснением раннего снижения АД и повышения частоты пульса при внутриперикардиальных кровотечениях может быть раздражение рефлексогенных зон.
Последствия ранения перикарда разнообразны, но в целом их можно свести или к гемоперикарду, или к инфицированию перикардиальной
полости.
Повреждения органов заднею средосгснпя и трахеи распознаются по
инфильтрации клетчатки средостения гнойным экссудатом при развитии воспалительного процесса. В более ранние сроки могут быть отмечены поступление воздуха и развитие эмфиземы средисюния.
Тактика хирурга при проникающих ранениях грудной клетки может быть представлена следующими вариантами; 1) выжидательная тактика (наложение асептической повязки на небольшую рану; наложение одиночных швов на рану с последующим наблюдением за состоянием больного); 2) активная хирургическая тактика (выполнение стандартной торакотомии на стороне повреждения; локализация раны при этом хотя и учитывается, но не имеет решающего значения).
Показания к срочной торакотомии в отличие от абдоминальной хирургии являются до настоящего времени предметом дискуссии. Большинство авторов полагают, что допустимо выжидание до выяснения ситуации и оперировать следует лишь по бесспорным показаниям. Такая рекомендация объясняется двумя причинами: 1) быстрая стабилизация показателей при консервативной терапии; 2) отсутствие достаточного опыта у дежурной бригады при лечении острых заболеваний и повреждений органов грудной полости и, что не менее существенно, отсутствие условий для специального обеспечения послеоперационного периода у этой группы пострадавших.
П.К. Дьяченко (1986) показанием к неотложной торакотомии считает сочетанпые торакоабдоминальные ранения с повреждением внутренних органов; множественные травмы с каким-либо сложным повреждением органов грудной полости; проникающие ранения сердца; изолированные разрывы и ранения легкого, бронхов, сосудов и пищевода: множественные закрытые переломы ребер и грудины с формированием "реберного клапана", осложненные внутренним кровотечением; эмпиему плевры и остановку сердца.
Даже краткий перечень этих показателей позволяет оспаривать многие из них. Постоянно в практике хирургических отделений встречаются переломы ребер с повреждением ткани легкого, единственным признаком которого может быть появление ограниченной эмфиземы подкожной клетчатки. Хотя повреждение легочной ткани при этом очевидно, показания к срочной торакотомии сомнительны. А само осложнение после выполнения нескольких блокад для снятия болевого синдрома проходит бесследно в течение нескольких дней.
Схема показаний к экстренной торакотомии при закрытых и открытых повреждениях органов грудной полости и грудной стенки, по W. Irmer (1967), с некоторыми изменениями может быть представлена следующим образом:
1) простые или вдавленные переломы ребер с формированием "реберного клапана" на передней или боковой поверхности i рудной клетки - так называемая "флотирующая грудь" (операция показана даже в тех случаях, когда потеря крови или пневмоторакс являются умеренными);
2) большая рана грудной клетки с открытым пневмотораксом (показана ревизия внутренних органов и закрытие отверстия грудной клетки, возможно использование пластических способов):
3) при существующем подозрении на торакоабдоминальнос повреждение показаны ревизия обычно обеих полостей и обработка поврежденных органов;
4) доказанное значительное повреждение легкого или разрыв крупного бронха нуждаются в немедленной их обработке (признаком указанного повреждения является массивное поступление воздуха из плевральной полости):
5) большие инородные тела в грудной полости;
6) наличие напряженного пневмоторакса, не устраняющегося после пункции или активного дренирования:
7) продолжающееся кровотечение в плевральную полость или сохраняющееся массивное кровохарканье или легочное кровотечение.
К последнему пункту в схеме W. Irmer следует добавить повреждение сердца с признаками внутриплеврального кровотечения или симптомами тампонады перикарда, повреждение магистральных сосудов и доказанное повреждение пищевода в пределах грудной полости. Ограниченность объема оперативного вмешательства при краевом повреждении легкого также может быть причиной ошибочной тактики. Нередко предпринимаемое хирургами утиивание входного и выходного отверстии при наличии значительной кровопотерн не может считаться удовлетворительным по объему вмешательством. Подобная тактика может оказаться опасной при наличии одновременной травмы бронха и сосудов с формированием после ушивания кортикального слоя вазобронхиального свища.