Орфоэпическая минутка

На доске написаны слова:

депо, плато, кафе, шимпанзе, тире, реле, КБ, ОТК.

– Опираясь на словарь учебника «Говори правильно!», произнесите эти слова.

Домашнее задание:упражнение 228.

Урок 60.
Имена существительные общего рода

Словарная работа.

– Язык сформировался очень давно, претерпел много изменений и поэтому таит в себе много интересных загадок, которые впрочем, можно разгадать.

– Посмотрите на это предложение и скажите, уместно ли в нем данное обращение?

Ты не знаешь даже простейших правил русского языка. Ух, невежа!

– Посмотрите по толковому словарю значение слов «невежа» и «невежда».

– Придумайте предложения, из которых был бы понятен смысл этих слов.

– Итак, эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Догадайтесь: к какому?

– Что значит слово «ведати»? (Знать.)

– Как, отталкиваясь от значения этого корня, можно объяснить сформировавшееся значение слова «невежа»? (Человек, не знающий правил этикета.)

– Какой корень в слове вежливый? Как можно объяснить значение этого слова? (Качество человека, указывающее на знание правил этикета.)

Упражнения 229, 231.

Диктант (упражнение 233).

Итог урока.

Игра «Кто больше?». Учащиеся должны назвать как можно больше существительных общего рода.

Домашнее задание:упражнения 230, 232; подготовиться к диктанту.

Урок 61.
Морфологический разбор имени существительного

Словарный диктант (по словам в рамках).

Тест.

Что значит – сделать морфологический разбор?

а) разобрать слово по составу

б) разобрать слово как часть речи

в) проанализировать орфограммы

2) Укажите собственные имена существительные:

а) тетрадь

б) Александра

в) цветок

г) Волгоград

д) город

3. Существительное обозначает:

а) предмет

б) признак предмета

в) признак действия

4) Укажите одушевленные и неодушевленные имена существительные:

а) снег

б) дерево

в) мужчина

г) гражданин

д) лист

5) Укажите существительные мужского рода:

а) доктор

б) небо

в) берег

г) поляна

д) облако

6) Укажите разносклоняемые существительные:

а) земля

б) время

в) ночь

г) путь

д) жгут

7) Укажите существительные, имеющие форму только множественного числа:

а) листья

б) ветры

в) ножницы

г) носки

д) каникулы

Обсуждение теста.

Упражнение 234.

Домашнее задание:упражнение 235.

Уроки 62–63.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ

Беседа.

– Прослушайте стихотворение и скажите, как вы понимаете следующие строки:

Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед?

Или незримый, прочный след

В чужой душе на много лет?

(Учащиеся приходят к выводу о том, что каждый человек должен сделать что-то значимое, оставить после себя то, что будут помнить другие.)

– След в душе человека могут оставлять не только люди, но и различные события, которые происходят в его жизни. Особенно яркими являются события, случившиеся в первый раз.

– Как вы думаете, почему такие события кажутся особенными?

– Какие эмоции переживает в этот момент человек?

Самостоятельная работа (по упражнению 236).

Урок 64.
Не с именами существительными

Проверка домашнего задания.

Работа с теоретическим материалом.

– Рассмотрите предложения под звездочкой на с. 99.

– Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?

– Среди данных слов выделите те, которые без НЕ не употребляются (хлопнуть в ладоши): ненастье, несчастье, недоразумение, неправда, непогода, невежда, недостаток, незабудка.

– В каком предложении употреблена отрицательная частица НЕ?

– Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?

– Прочитайте правило различения НЕ как части корня, приставки и отрицательной частицы. Сравните его с правилом «НЕ с глаголами». Составьте алгоритм.

Упражнения 237, 238.

Лингвистическая задача.

– Что обозначают слова: слон, кактус, телефон?

– А существуют ли предметы, которые можно было бы назвать неслон, некактус, нетелефон? Сделайте вывод.

Упражнение 241.

Итог урока.

– Что общего в правилах «НЕ с существительными» и «НЕ с глаголами»?

– Как отличить НЕ-приставку от НЕ – части корня?

– Почему слова не дуб, не река, не дом можно смело писать раздельно, не обращаясь к контексту?

Домашнее задание:упражнение 240; составить карточку на изучаемое правило (5 предложений, «НЕ» заключить в скобки).

Урок 65.
Не с именами существительными

Работа с карточками.

Учащиеся обмениваются карточками, подготовленными дома, раскрывают скобки. Взаимопроверка. Обсуждение.

На доске запись.

Ученье без уменья Признавая достоинства друга, (Не)былица Пишут (не)пером, Мы ценим и любим (не)закрывай глаза и на его (не)достатки. (не)праздность, а труд. на гнилых ногах ходит. (не)польза, а беда. а умом.

– Проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую.

– Выпишите сначала пословицы, в которых НЕ с существительными пишется слитно. Определите, какой частью слова является НЕ.

– Выпишите остальные пословицы. Что в них противопоставляется?

Упражнение 242.

Диктант.

Неприятель оказал мне недоверие. Его безволие меня удивило, но я уже принял решение о ненападении на недруга. Дешифровка последнего донесения показала полное бессилие врага. Что ждало его? Бездорожье, безводье, безденежье, в конечном итоге – гибель, то есть уход в антимир.

Домашнее задание:из произведений художественной литературы выписать 3 предложения, в которых НЕ с существительными употребляется раздельно; упражнение 243.

Урок 66.
Буквы ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-)

Наши рекомендации