Лингвистическая разминка

Каждому учащемуся учитель дает карточку с предложением. Задача – данное в скобках существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа.

В (бег) на пятьсот метров победила наша команда.

Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить.

За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден медалью.

Наверное, и ты немало видал на своем (век).

Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид) у всех.

Подошел срок уплаты за очередной семестр, и я с ужасом вспоминал о старом (долг).

Очень вам благодарен! В (долг) не останусь.

А то, что не ответил нам на визит, так это вполне в (дух) времени.

Хозяин был не в (дух) и говорил с нами резко.

Отвечай мне как на (дух), не изворачивайся!

Домик его пристроился на (край) села.

– Перепишите предложение. Выделите окончание существительного в скобках.

– Какую особенность изменения существительных по падежам вы заметили? (Вариативность окончаний.)

Упражнения 196, 197.

Орфоэпическая минутка.

– Рассмотрите слова в рамке рядом с упражнением 197.

– Произнесите их правильно.

– Выясните значение непонятных слов по толковому словарю.

– Составьте предложения, используя слова из рамки.

Итог урока.

Игра на внимательность.

Учитель называет какой-либо признак имени существительного. Задача учащихся – привести пример.

Домашнее задание:упражнение 198.

Урок 52.
Повторение изученного в 5 классе

Проверка домашнего задания.

Работа с пословицами.

Учитель раздает на каждую парту конверты с пословицами, слова из которых написаны на отдельных листочках. Задача учащихся – собрать пословицу и вставить пропущенные буквы. В каждом конверте лежит подсказка – грамматические показатели слов, расположенные в нужной последовательности.

1) без, грамматик.., и, учатся, математик.., не, букв, и

Подсказка: предлог, мн. ч. род. п., союз, ед. ч. род. п., не, глагол, и, ед. ч. род. п.

2) работ.., не, в желез, ржавеет

Подсказка: предлог, ед. ч. пр. п., ед. ч. им. п., не, глагол.

3) и, поедет, тигр, на, богатырь

Подсказка: ед. ч. им. п., и, предлог, ед. ч. пр. п., глагол.

4) и, щенок, тот, к, слепой, полезет, матер..

Подсказка: прилагательное, им. п. ед. ч., – и, тот, предлог, дат. п. ед. ч., глагол.

Затем учащиеся с одинаковыми пословицами сравнивают свои ответы.

Упражнение 199 (комментированное письмо).

Упражнение 200.

– Обсуждение орфограммы «Ь на конце существительных после шипящих».

– Заполнение таблицы.

Есть мягкий знак Нет мягкого знака
   

Упражнение 201.

– Обсуждение орфограммы «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

– Самостоятельная работа.

Итог урока.

– Почему важно уметь определять склонение и падеж существительных?

Домашнее задание:упражнение 202, 203; подготовиться к диктанту по упражнению 204.

Уроки 53–54.
Развитие речи. Изложение

СТРАХ

Спуск казался таким крутым, что у Коли замирало сердце всякий раз, когда он смотрел вниз. А рядом на ветке черемухи сидели снегири и ехидно косились на Колю, как будто хотели посмеяться над ним.

Мальчик взглянул на свои лыжи и вздохнул. Третий день подряд приходил он на гору и подолгу стоял здесь, а съехать не решался.

Вдруг к Коле подошла Таня.

– Чего стоишь? – спросила она.

– Так.. устал.

И сам не зная зачем, Коля вдруг соврал:

– Восемь раз уже съехал.

Таня неторопливо подошла к краю обрыва. Только успел Коля подумать, что девчонка обязательно струсит, как Тани на обрыве уже не оказалось. Как ветром сдуло.

Коля быстро наклонился и глянул вниз. Маленькая фигурка летела стремглав с откоса. К горлу мальчика подступил какой-то комок. Стало жарко и стыдно. Коля подождал, пока Таня начала подниматься в гору, потом подошел к обрыву, подвигал лыжами и крепко зажмурил глаза.

Дальше он помнил только, как рот захлестнул сильный ветер. Мальчика швырнуло в сторону, он кубарем покатился вниз. Мокрым противным снегом залепило глаза и уши. Кряхтя, Коля вылез из сугроба и принялся искать шапку. Сердце его бешено и радостно стучало. Мальчик бодро поднялся на гору и поправил крепления. Страха больше не было. Страха, у которого глаза велики.

Работа с текстом.

1) Первичное чтение полностью.

– Прослушайте текст, объясните его название.

– На какие части можно разбить текст?

2) Чтение по частям

– Прослушайте первую часть и скажите, с помощью каких средств автор передает чувства Коли перед спуском?

– Озаглавьте эту часть.

– Прослушайте вторую часть. Почему Коля соврал?

– Почему Коле стало стыдно после Таниного спуска?

– Каким вы представляете себе Колю в этот момент?

– Озаглавьте эту часть.

– Прослушайте третью часть и отметьте средства, которыми автор описывает стремительный спуск Коли.

– Как изменилось состояние Коли?

– Озаглавьте эту часть.

3) Повторное чтение полностью.

– Прослушайте текст и назовите его ключевую фразу. (У страха глаза велики.)

– Как вы ее понимаете?

2. Пробный пересказ (на усмотрение учителя). Один ученик пересказывает, другие его поправляют в случае необходимости.

Самостоятельная работа (написание изложения).

Урок 55.
Разносклоняемые имена существительные

Диктант (упражнение 204).

Наши рекомендации