Лингвистическая разминка
Каждому учащемуся учитель дает карточку с предложением. Задача – данное в скобках существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа.
В (бег) на пятьсот метров победила наша команда.
Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить.
За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден медалью.
Наверное, и ты немало видал на своем (век).
Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид) у всех.
Подошел срок уплаты за очередной семестр, и я с ужасом вспоминал о старом (долг).
Очень вам благодарен! В (долг) не останусь.
А то, что не ответил нам на визит, так это вполне в (дух) времени.
Хозяин был не в (дух) и говорил с нами резко.
Отвечай мне как на (дух), не изворачивайся!
Домик его пристроился на (край) села.
– Перепишите предложение. Выделите окончание существительного в скобках.
– Какую особенность изменения существительных по падежам вы заметили? (Вариативность окончаний.)
Упражнения 196, 197.
Орфоэпическая минутка.
– Рассмотрите слова в рамке рядом с упражнением 197.
– Произнесите их правильно.
– Выясните значение непонятных слов по толковому словарю.
– Составьте предложения, используя слова из рамки.
Итог урока.
Игра на внимательность.
Учитель называет какой-либо признак имени существительного. Задача учащихся – привести пример.
Домашнее задание:упражнение 198.
Урок 52.
Повторение изученного в 5 классе
Проверка домашнего задания.
Работа с пословицами.
Учитель раздает на каждую парту конверты с пословицами, слова из которых написаны на отдельных листочках. Задача учащихся – собрать пословицу и вставить пропущенные буквы. В каждом конверте лежит подсказка – грамматические показатели слов, расположенные в нужной последовательности.
1) без, грамматик.., и, учатся, математик.., не, букв, и
Подсказка: предлог, мн. ч. род. п., союз, ед. ч. род. п., не, глагол, и, ед. ч. род. п.
2) работ.., не, в желез, ржавеет
Подсказка: предлог, ед. ч. пр. п., ед. ч. им. п., не, глагол.
3) и, поедет, тигр, на, богатырь
Подсказка: ед. ч. им. п., и, предлог, ед. ч. пр. п., глагол.
4) и, щенок, тот, к, слепой, полезет, матер..
Подсказка: прилагательное, им. п. ед. ч., – и, тот, предлог, дат. п. ед. ч., глагол.
Затем учащиеся с одинаковыми пословицами сравнивают свои ответы.
Упражнение 199 (комментированное письмо).
Упражнение 200.
– Обсуждение орфограммы «Ь на конце существительных после шипящих».
– Заполнение таблицы.
Есть мягкий знак | Нет мягкого знака |
Упражнение 201.
– Обсуждение орфограммы «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
– Самостоятельная работа.
Итог урока.
– Почему важно уметь определять склонение и падеж существительных?
Домашнее задание:упражнение 202, 203; подготовиться к диктанту по упражнению 204.
Уроки 53–54.
Развитие речи. Изложение
СТРАХ
Спуск казался таким крутым, что у Коли замирало сердце всякий раз, когда он смотрел вниз. А рядом на ветке черемухи сидели снегири и ехидно косились на Колю, как будто хотели посмеяться над ним.
Мальчик взглянул на свои лыжи и вздохнул. Третий день подряд приходил он на гору и подолгу стоял здесь, а съехать не решался.
Вдруг к Коле подошла Таня.
– Чего стоишь? – спросила она.
– Так.. устал.
И сам не зная зачем, Коля вдруг соврал:
– Восемь раз уже съехал.
Таня неторопливо подошла к краю обрыва. Только успел Коля подумать, что девчонка обязательно струсит, как Тани на обрыве уже не оказалось. Как ветром сдуло.
Коля быстро наклонился и глянул вниз. Маленькая фигурка летела стремглав с откоса. К горлу мальчика подступил какой-то комок. Стало жарко и стыдно. Коля подождал, пока Таня начала подниматься в гору, потом подошел к обрыву, подвигал лыжами и крепко зажмурил глаза.
Дальше он помнил только, как рот захлестнул сильный ветер. Мальчика швырнуло в сторону, он кубарем покатился вниз. Мокрым противным снегом залепило глаза и уши. Кряхтя, Коля вылез из сугроба и принялся искать шапку. Сердце его бешено и радостно стучало. Мальчик бодро поднялся на гору и поправил крепления. Страха больше не было. Страха, у которого глаза велики.
Работа с текстом.
1) Первичное чтение полностью.
– Прослушайте текст, объясните его название.
– На какие части можно разбить текст?
2) Чтение по частям
– Прослушайте первую часть и скажите, с помощью каких средств автор передает чувства Коли перед спуском?
– Озаглавьте эту часть.
– Прослушайте вторую часть. Почему Коля соврал?
– Почему Коле стало стыдно после Таниного спуска?
– Каким вы представляете себе Колю в этот момент?
– Озаглавьте эту часть.
– Прослушайте третью часть и отметьте средства, которыми автор описывает стремительный спуск Коли.
– Как изменилось состояние Коли?
– Озаглавьте эту часть.
3) Повторное чтение полностью.
– Прослушайте текст и назовите его ключевую фразу. (У страха глаза велики.)
– Как вы ее понимаете?
2. Пробный пересказ (на усмотрение учителя). Один ученик пересказывает, другие его поправляют в случае необходимости.
Самостоятельная работа (написание изложения).
Урок 55.
Разносклоняемые имена существительные
Диктант (упражнение 204).