Й уровень – обсуждение
Каждая группа с помощью учебника и наглядных пособий готовит ответ на вопрос, поставленный учителем. Затем группа, подготовившаяся первой, представляет свой ответ классу. Остальные могут делать поправки или добавлять информацию. Ответ оценивается по 5-балльной шкале.
Й уровень – индивидуальная работа.
Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, предложенное учителем. Задания написаны на отдельных пронумерованных листочках, которые получают и раздают командам капитаны. У каждого капитана есть таблица, в которой он фиксирует номер листочка ученика на каждом этапе.
№ этапа | ||||
Ф. И. | ||||
Нумерация листков нужна для того, чтобы учащиеся при взаимопроверке объективно оценивали работу своих коллег.
Й уровень – взаимопроверка.
Группы обменивают выполненными заданиями для взаимопроверки. Затем в классе проходит обсуждение, при котором выявляются правильные ответы. Подсчитывается количество правильных ответов в каждой группе и присуждается соответствующее количество баллов.
Этап. Способы образования слов.
Й уровень
– Какие способы образования слов вы знаете? Приведите примеры.
Й уровень
– Определите, как образованы следующие слова, поставив напротив каждого соответствующий номер:
1 – приставочный способ
2 – суффиксальный способ
3 – приставочно-суффиксальный способ
4 – сложение (основ или целых слов)
5 – сложение сокращенных основ
6 – переход одной части речи в другую
летчик парашютистка электровоз малодоступный престранный | преподнести ЦБ турпоход птицефабрика учительская | МГУ привстать сотрудник кресло-кровать сбербанк |
Й уровень – взаимопроверка.
Этап. Корни с чередующимися гласными
Й уровень
– Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием. Приведите примеры.
Й уровень
– Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически.
1. Ночь уже л..жилась на горы, и туман бродил по ущельям.
2. Все двери зап..рались на замок.
3. Ярко зарделась з..ря.
4. Взгляды тихо разг..рались и быстро погасали.
5. Река протекала в густых зар..слях.
6. Необозримое поле бл..стит мокрой зеленью.
7. Софья накл..нялась, срывала цветок и легким прик..с-новением пальцев гладила дрожащие лепестки.
8. Он знал эту отр..сль производства.
9. Девочка соб..рала сучья и обжигала их.
10. Заг..рались и бл..стали стекла, оз..ренные пожаром.
Й уровень – взаимопроверка.
Этап. Гласные в приставках пре- и при-.
Й уровень
– Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.
Й уровень
– Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова | е | и |
пр..образователь | ||
пр..школьный | ||
пр..успевать | ||
пр..лунение | ||
пр..красный | ||
пр..рвать | ||
пр..остановить | ||
пр..одолеть | ||
пр..прятать | ||
пр..выкать | ||
пр..вратить | ||
пр..поднять | ||
пр..образованный | ||
пр..полярный | ||
пр..мудрый |
Й уровень – взаимопроверка.
Этап. Гласные Ы и И после приставок. Соединительные гласные О и Е.
Й уровень
– Расскажите о правописании соединительных гласных О и Е, гласных Ы и И после приставок. Приведите примеры.
Й уровень
– Вставьте пропущенные буквы:
лед..кол раз..скивать везд..ход сверх..дейный без..скусный | птиц..лов под..тожить земл..коп раз..грать сам..кат | сверх..нтересный верт..лет меж..нститутский стал..вар с..грать |
После прохождения всех этапов подсчитываются баллы и определяется группа-победитель.
Домашнее задание дифференцированно. Учащиеся повторяют (кратко записывают в тетрадь) те правила, на которые допустили ошибки при выполнении заданий игры.
Урок 50.
Итоговая работа
Диктант (упражнение 182).
Работа с предложением.
– Подберите схему, которая соответствует предложению. Расставьте знаки препинания.
1. « », – А.
2. А: « ».
3. А: « ?».
4. « !» – А.
Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях говорил дядя.
– Объясните орфограммы.
– Сделайте словообразовательный разбор слова прокатиться.
Самостоятельная работа.
Из упражнения 190 выписать слова с пропусками и со скобками, обозначая на их месте орфограммы и указывая, в какой части слова они находятся.
Урок 51.
Повторение изученного в 5 классе
Работа с предложением.
– Исправьте ошибку.
История Мальты похожа на соседнюю Сицилию.
– Что такое существительное? Укажите все существительные в данном предложении.
– Какие существительные называются нарицательными? Собственными? Укажите собственные существительные в данном предложении.
Беседа.
– Каждая часть речи имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки. Чем они отличаются?
– Опираясь на теоретические сведения на с. 83, перечислите постоянные признаки имен существительных, приведите примеры.
– Перечислите непостоянные признаки. Приведите примеры.
– Какую синтаксическую роль могут играть существительные в предложении?
Упражнения 192, 194.