Диктант (по упражнению 375)

Работа с карточками.

Соседи по парте меняются карточками, подготовленными дома. Находят ошибки и исправляют их. Затем меняются снова и проверяют друг друга.

Игра «Третий лишний».

1) первый, другой, второй;

2) пятый, сотый, новый;

3) третий, лисий, седьмой.

– По какому принципу вы находили «третье лишнее»?

– К какому разряду относятся числительные? Что они обозначают?

– Как вы думаете, почему в этой игре порядковые числительные сравнивались именно с прилагательными?

Работа с теоретическим материалом.

– Прочитайте теоретические сведения о порядковых числительных на с. 157–158 учебника.

– Выявите сходства и отличия между порядковыми числительными и прилагательными.

Упражнения 376, 377.

Исследовательская работа.

– Перечислите даты своих любимых праздников.

– К какому разряду вы отнесете эти числительные?

– В каком падеже вы употребляете существительные в названии дат?

– Рассмотрите предложения.

Готовимся к дате 1 Мая. Мы вернемся к празднику 9 Мая. Петя с нетерпением ждал день 8 Марта. Первое мая. Девятое мая. Восьмое марта.

– Что изменяется в написании существительных, обозначающих название праздника?

– Сформулируйте правило.

– В каком падеже употребляется здесь порядковое числительное?

В предложениях приведены слова, после которых по правилу порядковые числительные в названиях событий, праздников ставятся в именительном падеже. Найдите их и сформулируйте правило.

Упражнение 379.

Самостоятельная работа (упражнение 382).

Домашнее задание:упражнения 381, 378 (подготовить сообщение, записать в тетрадь).

Урок 105.
Морфологический разбор имени числительного

Форма: игра «Лото».

Каждый ученик получает карточку игры лото и фишки. «Кричащий» достает из мешочка бочонок и называет его номер. Ученики проверяют карточки. Если у них есть такая цифра, они закрывают ее фишкой. Когда у ученика все цифры на карточке будут закрыты, он называет числительное, которое было последним.

Дальше класс должен выполнить следующее:

1) образовать от количественного числительного порядковое и собирательное (если это возможно);

2) составить предложения с числительными;

3) сделать морфологический разбор числительных.

Когда работа будет проделана, игра продолжается. Выигравшему ученику дается новая карточка.

Домашнее задание:упражнение 385, повторить § 59–67.

Урок 106.
Повторение

Урок строится в форме «вертушки». Учитель подготавливает по 8 карточек на каждый ряд. В начале урока перед каждым учеником лежит карточка. По команде учителя каждые 5 минут ученики меняются карточками по кругу в пределах своего ряда. Задача – выполнить задания всех карточек письменно.

К а р т о ч к а 1.

Оформите свой ответ в виде цифровой записи: 1+, 2– и т. д. Знак «+», если вы согласны с утверждением, «–» – если нет.

1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок действий при счете.

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня.

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные.

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятьдесят.

5. Числительные от 1 до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения.

6. В составных количественных числительных склоняется каждая часть.

7. В предложении числительное может быть сказуемым.

8. Порядковое числительное изменяется по падежам, числам и родам.

9. Собирательное числительное оба не изменяется по родам.

10. В середине числительного мягкий знак никогда не пишется.

К а р т о ч к а 2.

Просклоняйте по падежам количественное числительное 964.

К а р т о ч к а 3.

Найдите ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1. Из семьсот пятьдесят вычесть два.

2. По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Трое подруг ехали в трамвае.

4. Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

К а р т о ч к а 4.

Сделайте морфологический разбор числительного. Запишите его словом.

2 день на улице была слякоть.

К а р т о ч к а 5.

Запишите словами в именительном падеже:

3/5, 9, 11, 90, 200, 300, 400, 500, 1 246, 11 968.

Укажите буквой п простые числительные, буквой с – составные.

К а р т о ч к а 6.

Сделайте разбор по членам предложения. Запишите числительное словом.

Число 37 имеет замечательное свойство.

Укажите, какой частью речи выражен каждый член предложения.

К а р т о ч к а 7.

Запишите предложения, замените цифры словами.

Самое большое животное – синий кит. Он быва..т дли..ой до 33 метров, весом до 120 то.. . Столько же вес..т 25 слонов или 150 крупных быков? Такой кит дает около 30 то.. жира. Чтобы собрать столько жира, надо было бы выр..стить 1 000 крупных свиней или 5 тысяч(?) баранов.

К а р т о ч к а 8.

Просклоняйте по падежам порядковое числительное 1985.

Домашнее задание: подготовиться к диктанту по упражнению 388.

Урок 107.
Диктант

Упражнение 388 (2 и 3-й абзацы).

Урок 108.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Публичное выступление

Работа над афоризмом.

Статистика знает все.

– Что означает слово статистика?

– Как вы понимаете афоризм? Почему можно утверждать, что статистика знает все?

Упражнение 389.

– В упражнении 388 найдите статистические данные.

– Как эти данные можно использовать в выступлении на тему «Берегите природу»?

– Составьте план выступления.

– Представьте классу подготовленное выступление.

Наши рекомендации