Работа с текстом параграфа 25
– Прочитайте текст параграфа, в котором дается информация о том, что такое интерьер.
– Опишите интерьер нашего кабинета.
– Как вы думаете, почему в школьном кабинете нет кухонной плиты, дивана? (Учащиеся приходят к выводу: интерьер помещения должен отвечать его функциям.)
– Художники слова часто используют интерьер для того, чтобы охарактеризовать героя своего произведения.
Упражнение 120.
– Прочитайте описание комнаты Герасима. На какой признак И. С. Тургенев обращает внимание читателя при описании помещения?
– Перечислите языковые средства, которыми автор описывает масштабность каждого элемента интерьера (богатырская кровать, сто пудов, дюжий сундук и т. д.)
– Какую характеристику можно дать хозяину этой комнаты?
– Спишите текст (комментированное письмо).
Упражнение 121.
– Прочитайте текст.
– Как вы думаете, на каком этаже живет автор? Обоснуйте. (На первом, так как виден свет листьев.)
– Автор живет в доме или квартире? Обоснуйте. (В доме, так как потолок бревенчатый.)
– Как изменилась комната от света осенних листьев?
– Озаглавьте текст.
– Выпишите слова с пропущенными буквами и скобками, подчеркните орфограммы.
Самостоятельная работа.
– Опишите интерьер своей комнаты.
Итог урока.
– Что такое интерьер?
– Перечислите элементы интерьера.
– Как интерьер может характеризовать хозяина помещения?
Домашнее задание:выписать из любого стихотворения строки с описанием помещения.
Урок 27.
Основные способы образования слов
в русском языке
Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам (устный ответ).
К а р т о ч к а 1.
– Определив корень, уясните себе смысловую разницу между словами:
Перчатка, рукавица.
Вторник, четверг.
Услуга, одолжение.
К а р т о ч к а 2.
– Найдя общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь:
Наизусть, уста.
Племянник, иноплеменник.
Сплетни, переплетчик.
К а р т о ч к а 3.
– Докажите, что данные слова не однокоренные:
Улика, улица.
Чиркать, циркуль.
Запотелый, телодвижение.
Лаборатория словообразования.
Инсценировка
Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?
Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.
Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)
Слово «дом» (размышяя). ... или больше?
Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части.
(Становится на место -ик-.)
Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.
Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.
(Все уходят.)
Исследовательская работа.
– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?
– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.
(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)
– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?
(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)
– Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.
– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?
(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)
– Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.
В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый.
– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?
(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)
– Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.
– Почему в слове бессуффиксный две С?
– Как вы понимаете значение этого слова?
(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)
– Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.
– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.
– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов.
Упражнения 128, 129.
Лингвистическая разминка.
– Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»?
– Образуйте от этих глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить.
– Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения.
Итог урока.
Работа с сигнальными карточками.
Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.
1. Есть четыре морфемных способа образования слов.
2. Слово ручнойобразовано суффиксальным способом.
3. Слово бегобразовано бесприставочным способом.
4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Слово леснойобразовано от слова лес.
Домашнее задание:подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.
Урок 28.
Основные способы образования слов
в русском языке