Внеклассное мероприятие по фразеологии

«Газета-альманах»

Класс делится на 8 групп. Каждая группа вытягивает карточку с темой (вода, хлеб, земля, каша, голова, рука, собака, жизнь), по которой должна будет выпустить газету. Затем учащиеся подбирают фразеологизмы на выбранную тему, примеры их употребления и творчески (рисунок, стихотворение, ребусы и т. д.) отображают эту информацию в своей газете. После того как все газеты будут готовы, учитель склеивает их в одну (шапка – верхний левый угол – заготовлена учителем заранее). Получается газета-альманах «Люди говорят...».

Люди говорят… … о голове … о руках
… о воде … о хлебе … о каше
… о жизни … о собаках … о земле

Урок 23.
Повторение

Класс делится на группы, каждая из которых подбирает материал по определенной теме:

1 – общеупотребительные слова;

2 – профессионализмы;

3 – диалектизмы;

4 – жаргонизмы;

5 – эмоционально окрашенные слова;

6 – устаревшие слова;

7 – неологизмы;

8 – заимствованные слова;

9 – фразеологизмы.

Группы заранее готовят определенный набор слов для описания дома и иллюстрацию этого дома. На уроке командам даётся 10–15 минут, для того чтобы написать мини-рассказ о доме с использованием подготовленных слов.

Во время выступления каждой команды, остальные записывают в тетрадь слова данного пласта лексики (если потребуется, с пояснениями).

В итоге у учащихся в тетради появляется разнообразная группа слов с общей темой «дом».

Урок заканчивается выводом о многогранности лексической системы русского языка.

Урок 24.
Повторение изученного в 5 классе

Работа с терминами.

– Прочитайте сведения о морфемике на с. 52.

– Закройте учебники и запишите своими словами объяснение лингвистических терминов: морфемика, основа, приставка, окончание, корень, суффикс.

Упражнение 110.

Переводчик».

– Переведите эту сказку на язык науки.

Случай в городе Слованске

Вот что случилось однажды на городской площади.

Окончания работали связистами на телефонной станции. Звонит, например, слово «мы» на станцию и обращается с просьбой: «Свяжите со мной слово «играть», пожалуйста». И прелестная телефонистка быстро по этому звонку присоединяет окончание. Получается: мы играем. И решили окончания, что они самые значимые части слов.

Увидели это корни, приставки и суффиксы, надели шапки-невидимки и пропали. И работа окончаний потеряла смысл. Бегают растерянные окончания по городу, а смысла найти не могут.

Куда он спрятался?

Из книги Л. Гдалевич и др.

– Почему корень – главная значимая часть слова?

Блиц-опрос.

– Найдя общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь.

Весло, воз.

Облако, наволочка.

Варенье, повар.

Вожжи, вожак.

Веретено, увертливый.

Невежда, ведьма.

Дюжий, недуг.

Зрачок, зрелище.

Крыло, покрывало, сокровище.

Колыбель, непоколебимый.

Копилка, копна, совокупно.

Перстень, наперсток.

Почка, выпуклый.

Пехота, опешить.

Среда, сердце.

Трус, трястись.

Узник, союзник.

Чело, челка.

Внушать, наушник.

Упражнение 112.

Упражнение 113.

– Слова с корнем -крас- выпишем вместе.

– Я принесла на урок краски. (Показывает краски.) Здесь, помимо красного, есть много других цветов. Почему же краски называются красками, а не желтянками или зеленянками?

Найдите ответ в словосочетаниях красный молодец, красна девица.

Игра «Редактор».

«Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение...» – пишет чеховский герой «ученому соседу».

В приведенных ниже примерах устраните подобные ошибки:

1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

2. Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагона.

3. С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег.

4. В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны.

Итог урока.

– Для чего нужно уметь находить однокоренные слова?

Домашнее задание:упражнение 111.

Урок 25.
Повторение изученного в 5 классе

Игра «Подбери пару».

– Часто слова похожи внешне, но не родственны. Зато возникшее сходство дает повод для шуток, рождения каламбуров.

У Ф. Кривина по этому поводу найдем:

– О Лень! – возмутился Олень. –

Чего ты лежишь, словно пень?

– Тю, Лень! – удивился Тюлень. –

Чего ты блуждаешь, как тень?

Но им не ответила Лень:

Лень!

– Докажите, что данные слова не родственные, подобрав к ним пару с тем же корнем.

Поднос, переносица

Разредить, разряд

Мощеный, мощный

Дольний, дальний

Величие, приличие

Заводь, завод

– Как знание значения корня помогает нам писать слово правильно?

Исследовательская работа

– Прослушайте историю одного слова и докажите, что приставки и суффиксы – значимые части слова.

Корень

В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень.

Все другие части слова остались на месте: и Приставка ВЫ, и Суффикс НУ и даже Окончание ТЬ, известное своей неустойчивостью, а Корень – исчез.

Это был древний Корень ИМ, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: ИМЕТЬ, СНИМАТЬ, ПОДНИМАТЬ и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола ВЫНИМАТЬ. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

– Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. – Чувствую, что скоро мне придется работать за всех.

– Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось.

– Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас, на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

– Ну, ну, – примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

– Мы должны его заменить, – предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

– Я тоже, – сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

– А мне что, – пожало плечами Окончание. – Я здесь временно.

Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.

С первого взгляда даже не скажешь, что в глаголе ВЫНУТЬ нет корня.

– Определите, как меняется значение слов в зависимости от их суффиксов.

– Составьте словосочетания, выделите суффиксы.

Соседний – соседский

Объемистый – объемный

Понятный – понятливый

Игорный – игровой

Певун – певец

Ягода – ягодина

– Определите, как меняется значение слов в зависимости от их приставок.

– Составьте словосочетания, выделите приставки.

Нарвать – надорвать

Уяснить – разъяснить

Смазать – замазать

Заслужить – выслужить

Настойчивость – устойчивость

Упражнения 118, 119.

Итог урока.

– Для чего важно правильно подбирать однокоренные слова?

– Почему приставки и суффиксы – значимые части слова?

Домашнее задание: упражнение 116 (тема текста на выбор).

Урок 26.
Развитие речи. описание помещения

Наши рекомендации