МОДЕЛИРОВАНИЕ – НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭТАП ВСЯКОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всякий процесс труда есть деятельность, направленная на достижение определенной цели. Рабочий обтачивает заготовку, которая должна превратиться в деталь. Скульптор обтесывает мраморную глыбу, оставляя в ней то, что станет скульптурой. Земледелец пашет, сеет, собирает урожай, чтобы произвести продукты питания. Спортсмен настойчиво тренируется, чтобы победить в соревновании. Студент учится, чтобы иметь профессию.

Эта идея в обобщенном виде была выражена К. Марксом в “Капитале”:

“В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий” [10, с. 189].

Целевой характер имеет не только трудовая деятельность. Отдых, развлечения, прогулки, игры, физзарядка, чтение, коллекционирование и т.п. обычно не рассматриваются как труд, но их целевой характер очевиден. Поэтому следует говорить о различных видах целесообразной деятельности человека.

Важнейшим, организующим элементом такой деятельности является цель – образ желаемого будущего, т.е. модель состояния, на реализацию которого и направлена деятельность. Однако роль моделирования этим не ограничивается. Системность деятельности проявляется в том, что она осуществляется по определенному плану, или, как мы уже отмечали, по определенному алгоритму. Следовательно, алгоритм – образ будущей деятельности, ее модель.

ACTIVITY деятельность MODEL модель FACILITIES, CONVENIENCES удобства PURPOSEFUL, TELICцеленаправленный PURPOSE, OBJECTIVE, AIM, GOAL цель     Модель понимается широко: модели бывают не только материальные, но и идеальные. Например, все наши знания представлены моделями. Модели – это специальные системы. Мир моделей системен. Целесообразная деятельность невозможна без моделирования. Сама цель уже есть модель желаемого состояния. И алгоритм деятельности – также модель этой деятельности, которую еще предстоит реализовать.

Как правило, деятельность редко осуществляется по жесткой программе, без учета (точнее – только с априорным учетом) того, что происходит на промежуточных этапах. Чаще приходится оценивать текущий результат предыдущих действий и выбирать следующий шаг из числа возможных. Это означает, что необходимо сравнивать последствия всех возможных шагов, не выполняя их реально, т.е. “проиграть” их на модели.

Таким образом, моделирование является обязательным, неизбежным действием во всякой целесообразной деятельности, пронизывает и организует ее, представляет собой не часть, а аспект этой деятельности.

ЦЕЛЬ КАК МОДЕЛЬ

Из предыдущего обсуждения также видно, что модель является не просто образом – заменителем оригинала, не вообще каким-то отображением, а отображением целевым.

Чтобы подчеркнуть это, представим, какие модели одного и того же бревна используют в своей деятельности разные члены туристской группы, пришедшей к месту новой стоянки: одному поручено оборудовать лагерь, и он прикидывает, использовать ли это бревно для стола или как сиденье; другой отвечает за кострище, а для дров от бревна требуются не геометрические, а совсем другие качества; третьего интересует возраст дерева, и он обследует спил бревна; художник ищет у бревна сук с замысловатым изгибом... Короче говоря, модель отображает не сам по себе объект-оригинал, а то, что в нем нас интересует, т.е. то, что соответствует поставленной цели.

Из того, что модель является целевым отображением, с очевидностью следует множественность моделей одного и того же объекта: для разных целей обычно требуются разные модели. Сама целевая предназначенность моделей позволяет все разнообразное множество моделей разделить на основные типы – по типам целей [17].

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ПРАГМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Поскольку модели играют чрезвычайно важную роль в организации любой деятельности человека, все виды деятельности удобно разделить по направленности основных потоков информации, циркулирующих между субъектом и окружающим его миром. Разделим модели на познавательные и прагматические, что соответствует делению целей на теоретические и практические. Хотя это деление (как, впрочем, и всякое другое) относительно и легко привести примеры, когда конкретную модель нелегко однозначно отнести к одному из классов, оно все же не целиком условно и отображает реальные различия.

Проявления этих различий разнообразны, но, пожалуй, наиболее наглядно разница между познавательными и прагматическими моделями проявляется в их отношении к оригиналу в процессе деятельности.

Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью встает задача устранения этого расхождения с помощью изменения модели.

О способах изменения моделей мы будем говорить позже, а сейчас важно подчеркнуть, что познавательная деятельность ориентирована в основном на приближение модели к реальности, которую модель отображает (рис. 2.1, а).

Прагматические модели являются средством управления, средством организации практических действий, способом представления образцово правильных действий или их результата, т.е. являются рабочим представлением целей. Поэтому использование прагматических моделей состоит в том, чтобы при обнаружении расхождений между моделью и реальностью направить усилия на изменение реальности так, чтобы приблизить реальность к модели (рис. 2.1, б). Таким образом, прагматические модели носят нормативный характер, играют роль стандарта, образца, под которые “подгоняются” как сама деятельность, так и ее результат. Примерами прагматических моделей могут служить планы и программы действий, уставы организаций, кодексы законов, алгоритмы, рабочие чертежи и шаблоны, параметры отбора, технологические допуски, экзаменационные требования и т.д.

Другими словами, основное различие между познавательными и прагматическими моделями можно выразить так: познавательные модели отражают существующее, а прагматические – не существующее, но желаемое и (возможно) осуществимое.

СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ – НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭТАП ВСЯКОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - student2.ru   2.1—————Различие между познавательной и прагматической моделью: а) познавательная модель (модель подгоняется под реальность); б) прагматическая модель (реальность подгоняется под модель)

Не следует понимать сказанное как абсолют. Например, возникают сложности с отнесением эстетических моделей (произведений искусства) или моделей медицины либо, например, детских игрушек или карт местности к одному из указанных классов. С другой стороны, прагматические модели так же изменяются, развиваются, как и познавательные, и в их динамике так много общего, что в эти моменты их различие начинает размываться, иногда исчезать.

Другим принципом классификации целей моделирования, другим ответом на вопрос о том, что отображается в модели, может служить деление моделей на статические и динамические. Для одних целей нам может понадобиться модель конкретного состояния объекта, своего рода “моментальная фотография” интересующего нас объекта. Такие модели называются статическими. Примером являются структурные модели систем. В тех же случаях, когда наши цели связаны не с одним состоянием, а с различием между состояниями, возникает необходимость в отображении процесса изменений состояния. Такие модели называются динамическими; примером их служат функциональные модели систем.

Наши рекомендации