Научные подходы в целенаправленной познавательной деятельности и их особенности

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Научные подходы в целенаправленной познавательной деятельности и их особенности.

2. Методы исследования и познания систем управления: общенаучные, обще-логические и специализированные.

3. Задачи исследования систем управления.

4. Основные этапы возникновения, становления и развития системных идей.

5. Понятие методологии. Системный подход как методология современного научного исследования. Основные принципы системного подхода.

6. Классификация систем. Открытые, динамические, детерминированные и стохастические системы. Организация систем.

7. Сложные системы и их особенности. Системы управления как объекты исследования.

8. Современные методы исследования систем управления.

9. Системный анализ как основной метод исследования сложных систем и решения сложных управленческих проблем.

10. Подходы и логика исследования с позиции системного анализа. Основные этапы (логические шаги) системного анализа.

11. Проблемы и их особенности. Проблематика и формулирование проблем.

12. Типология проблем. Уровни сложности проблем.

13. Творческий подход к решению проблемы.

14. Основные этапы постановки проблем. Выделение проблемы из внешней среды. Структуризация проблемы.

15. Процесс поиска и разработки решения. Специфика процесса реализации решения.

16. Цели и средства их достижения. Система ценностей как метод выбора целей. Классификация целей.

17. Целевой подход в организационном управлении. Метод «дерева целей» и специфика его применения.

18. Процесс формирования множества целей. Особенности процедуры выбора целей.

19. Структуризация и представление целей. Анализ целей. Измеримость целей. Шкалы измерений.

20. Некоторые понятия теории эффективности. Эффективность. Критерии и показатели эффективности. Требования, предъявляемые к критерию эффективности.

21. Задачи эффективности. Метод "эффективность - стоимость" и варианты его использования.

22. Оценочные матрицы и их виды. Матрицы эффективности, полезности и риска и их применение в задачах принятия решений.

23. Метод «дерева решений». Правила построения дерева и особенности применения.

24. Моделирование: основные понятия и определения. Недостатки натурных экспериментов. Классификация моделей. Принципы, лежащие в основе моделирования.

25. Моделирование как способ научного исследования. Основные сферы применения моделей (задачи моделирования).

26. Принципы и основные этапы моделирования. Сложность проблем и иерархия моделей, отражающая различную степень сложности.

27. Особенности построения моделей. Эволюционный характер процесса разработки модели.

28. Методологические и технологические особенности построения модели. Проверка модели. Экспериментирование с моделью.

29. Основные этапы процесса разработки модели.

30. Модели и методы сетевого планирования и управления. Область применения сетевых моделей.

31. Содержание процесса сетевого планирования. Методы анализа сетевых моделей.

32. Имитационное моделирование как методология решения сложных проблем. Достоинства и недостатки имитационного моделирования. Организация имитационного моделирования.

33. Состав и характеристика имитационной модели. Структура имитационной модели.

34. Кибернетическое моделирование и его особенности.

35. Компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент.

36. Экспертные оценки и методы экспертного оценивания. Метод «Дельфи» и организация его проведения.

37. Дескриптивные модели процессов управления и принятия решений. Концепция ограниченной рациональности.

38. Модели искусственного интеллекта. Экспертные системы.

Научные подходы в целенаправленной познавательной деятельности и их особенности.

Ситуационный, кибернетический(Но́рберт Ви́нер), системный, процессный

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

2. Методы исследования и познания систем управления: общенаучные, обще-логические и специализированные.

Метод — это совокупность определенных правил, приемов, способов познания и действия.

Обще-логические - это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.

Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

К общенаучным методамотнос.:

К методам эмпирического исследования относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент. Теоретические методы :

1. Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. 2. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.

3. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ" и т.п.).

4. Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели

Обще-логические:Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, св-ва или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Объективной предпосылкой этих операций является структурность матер объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Анализ и синтез- наиболее элементарные и простые приемы познания, лежащие в фундаменте человеческого мышления.

Дедукция (от лат. deductio — выведение), переход от общего к частному;

К специфическим методам относ.: - м-ды анализа документов, - м-ды социологического исследования, м-ды экспериментирования «деловая игра», - м-д тестирования, м-ды исследования взаимодействия факторов, м-ды экспертных оценок (м-д интервью, м-д аналитических оценок, м-д круглого стола, м-д Дельфии, м-д коллективной генерации идеи). Выбор метода исследования обусловлен степенью определенности ситуации или проблемы. При этом определенность проблемы характеризуют: причины, структура, содержание, зрелость и ее целостность.

3. Задачи исследования систем управления.

Общая интегральная задача ИСУ - изучение закономерностей
функционирования и развития СУ => функциональные задачи :
1. сбор и обработка информации о системе управления
2. оценка и анализ состояния, поведения и параметров СУ
3. характеристика орг. структуры СУ
4. анализ функционирования и развития подсистем СУ
5. характеристика экономических и социальных последствий развития СУ

6. Прикладная задача – выроботка конкретных управленческих решений

4. Основные этапы возникновения, становления и развития системных идей.

Идея ("образ") — философский термин, обозначающий высшую форму познания. Когда идея рассматривается только как существующая в сознании.

Этапы:

1. Этап рождения исследовательской интенции — это возникновение импульса излучения (мысли) в уме исследователя

2. Этап выделения аспекта исследования — это процесс осмысления идеи - состояние перехода "от подразумевания к разумению, от смутно мыслимого к понимаемому».

3. Этап установления уровня знания — это процесс проявления идеи в виде гипотез и аксиом.

4. Этап выражения сущности — это процесс, позволяющий выделить из потенциально известного нечто неизвестное об объекте.

5. Этап системообразования — это процесс формирования плана будущего существования идеи.

6. Этап восхождения к классам систем — это процесс порождения систем, которыми могут быть представлены все возможные объекты.

7. Этап интерпретации видов систем.

Первый вариант общей теории систем был предложен в 1912 г. Александром Александровичем Богдановым (настоящая фамилия Малиновский; 1873–1928)в виде учения о тектологии (в переводе с греческого – "учение о строительстве") – общей теории организации и дезорганизации, науки об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем.

В конце 40х годов большую популярность приобретает общая теория систем, Людвига фон Берталанфи». Он применял системный подход к изучению биологических организмов.

5. Понятие методологии. Системный подход как методология современного научного исследования. Основные принципы системного подхода.

Методология исследования –совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств и процедур логической организации, используемых при изучении явлений и осуществления познавательной деятельности.

Методологический подход — система знаний, методов, понятийно-методическая база исследования, характеризующаяся определенным аспектом рассмотрения проблем. В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования.

Общими методологическими подходами, используемыми для анализа подсистем управления, можно считать:

1. рационалистический, 2. поведенческий, 3. системный, 4. ситуационный, 5.процессный, 6.кибернетический, 7. синергетический.

Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер.

Системный подход - это направление научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной системы. Основными принципами системного подхода являются: целостность, структуризация, иерархичность построения, множественность. . Структуризация позволяет анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкрет­ной организационной структуры. Множественность позволяет использовать мно­жество кибернетических, экономических и математиче­ских моделей для описания отдельных элементов и сис­темы в целом.

Преимущество системного подхода заключается в возможности комплексной оценки элементов системы во взаимосвязи.

6. Классификация систем. Открытые, динамические, детерминированные и стохастические системы. Организация систем.

Система — множество составляющих единство элементов, связей и взаимодействий между ними и внешней средой, образующие присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность

Открытая система.Понятие ввел Л. фон Берталанфи. Открытые системы способны обмениваться с внешней средой веществом, энергией и информацией, закрытые системы лишены этой способности.. Именно к открытым динамическим системам применимо понятие самоорганизации.

Динамические системы— системы, под действием внешних и внутренних сил изменяющие во времени свои состояния.

Важнейшим свойством динамических систем является их устойчивость, т. е. сохранение системой своей базовой структуры и основных выполняемых функций в течение определенного времени и при относительно небольших и разнообразных внешних воздействях и внутренних возмущениях.

Наши рекомендации