Условия реализации свойств моделей
Для того чтобы модель отвечала своему назначению, недостаточно взять готовую модель или создать новую; необходимо, чтобы существовали условия, обеспечивающие ее функционирование. Отсутствие (или недостаточность) таких условий лишает модель ее модельных свойств, т.е. переводит модель в качественно иное состояние нераскрытости ее потенциальных возможностей.
Приведем примеры, иллюстрирующие эту особенность моделей. Бумажные денежные знаки могут играть роль модели стоимости только до тех пор, пока в среде их обращения существуют правовые нормы и финансовые учреждения, поддерживающие функционирование денег: царские ассигнации и “керенки”, может быть, и имеют сейчас некоторую историческую ценность, но уже не как деньги. Древнеегипетские иероглифические надписи не могли быть прочитаны, пока не был найден знаменитый розеттский камень с одинаковым текстом на забытом древнеегипетском языке и на сохранившемся в памяти специалистов древнегреческом языке: можно расшифровать сигнал только зная его код. В истории известны прекрасные идеи, “обогнавшие свое время”, т.е. не соответствовавшие общественному уровню знания и технологии, своего времени и потому не воспринятые обществом: вспомним вертолет Леонардо да Винчи (ХV в.), кибернетику Трентовского (1848), универсальную вычислительную машину Бэббиджа (1883) или шутливую историю янки при дворе короля Артура, придуманную Марком Твеном. Зато идеи (т.е. абстрактные модели), попадающие в благоприятную общественную среду, “овладевшие массами, – по выражению К. Маркса, – становятся материальной силой”. Еще один яркий пример отмеченной особенности дает программа для ЭВМ – машинная модель алгоритма: программисты знают, что малейшее рассогласование в ней с языком машины полностью обесценивает программу.
Итак, для реализации своих модельных функций необходимо, чтобы модель была согласована с культурной средой, в которой ей предстоит функционировать, входила в эту среду не как чуждый ей элемент, а как ее естественная часть.
Такое свойство согласованности с культурной средой столь важно и характерно для модели, что стоило бы связать с ним специальный термин. Может быть, приживется термин ингерентность: во-первых, он происходит от английского inherent – внутренний, собственный (чему-то), накрепко связанный (с чем-то), существующий как неотъемлемая часть (чего-то), что хорошо отвечает смыслу того, что мы хотим обозначить этим термином; во-вторых, он перекликается и по происхождению, и по звучанию, и по смыслу с уже прижившимся в русском языке термином “когерентность”. Чтобы прижиться, новый термин должен стать ингерентным языку; будущее покажет, произойдет ли это.
Это очень общее свойство моделей можно при необходимости рассматривать и с более конкретных, частных позиций, выделяя конкретные аспекты согласованности модели со средой. Например, чрезвычайно важным аспектом такой согласованности (ингерентности) является обеспеченность функционирования модели ресурсами. Рассмотрение этого аспекта дает возможность четкого различия между теми системами, которые можно назвать “большими”, и теми, которые можно назвать “сложными”. Отложим обсуждение классификации систем (см. § 4.3): мы пока еще не дали самого определения системы, но все же обратим особое внимание на то, что для функционирования модели нужны ресурсы, в том числе и материальные, даже если модель абстрактна. Особый аспект необходимости согласованности модели со средой состоит в обеспечении операционности модели, т.е. ее работы, реализации самого процесса моделирования. Это означает, что в модели должны быть предусмотрены не только “стыковочные узлы” (интерфейсы) со средой, но и в самой среде должны быть реализованы подсистемы, другие модели и алгоритмы, обеспечивающие, поддерживающие функционирование модели, использующие результаты ее функционирования, управляющие ходом процесса моделирования: не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среда к модели.