Психологические основы трудовой деятельности
Эргономические исследования и рекомендации должны основываться на выяснении закономерностей психических и физиологических процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности.
В психологическом плане трудовая деятельность-это реализация личностных свойств человека. Процесс деятельности регулируется не только внутренними, но и внешними факторами и описывается в медицине как взаимодействие медицинского работника и пациента. Компонентом может выступать орудие труда - медицинское оборудование и приспособления по уходу. В процессе ухода за пациентом последние приобретают большое значение, так как позволяют уменьшить физическую нагрузку на медицинскую сестру. Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния здоровья работающего человека.
В процессе ухода за пациентом - целью труда является приведение пациента к самостоятельности.
Медицинский работник в процессе ухода работает с простыми орудиями труда. Поэтому и сам процесс воздействия на предмет труда (пациента), и контроль процесса воздействия осуществляются самим медицинским работником.
Для того чтобы эти процессы выполнялись на качественно высоком уровне, необходимо работать по определенному алгоритму, т.е. должен возникнуть рабочий динамический стереотип. Сформировавшиеся профессиональные навыки не требуют постоянного внимания и эмоционального напряжения.
Профессиональная деятельность, рабочие задачи и взаимоотношения на работе могут быть источником психологических стрессов (переживания, угроза безопасности, тревога и др.), возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия или психологически трудные ситуации.
Профессиональный стресс оценивают в контексте следующих отдельных или совокупных изменений:
− физиологических;
− биомеханических;
− психологических;
− поведенческих.
Признаки профессионального стресса:
Изменение впечатлительности – наиболее ранний признак. Проявляется в ежедневных спадах и подъемах настроения. Отрицательные эмоции вызываются малозначительными, второстепенными малоприятными событиями (поездка в переполненном общественном транспорте, пробки на дорогах и т.д.). Дополняется это снижением производительности и организации труда, жалоамии на рабочие стрессы.
Психологические признаки – чувство напряженности, тревоги, неудовлетворенность жизнью и трудовой деятельностью, снижение интереса к работе.
Поведенческие признаки – депрессивные и ипохондрические реакции, попытки уйти от выполнения тех или иных профессиональных обязанностей, изменение привычек питания, обычного стиля жизни и деятельности.
Выбор способа регуляции профессионального стресса осуществляют в зависимости от воздействия рабочих нагрузок:
− на органы чувств (особенно слух и зрение);
− скелетно-мышечный аппарат (рабочая поза, напряжение мыши конечностей);
− центральную нервную систему.
Заключение
В лечебном учреждении сестринский персонал и все, кто участвует в процессе лечения и ухода за пациентами, особенно тяжелобольными, подвергаются воздействию отрицательных факторов окружающей (внутрибольничной) среды на свой организм.
Значительную долю в структуре заболеваемости медицинских работников составляет травматизм при осуществлении профессиональных обязанностей. Медицинским сестрам приходится перемещать пациентов, передвигать тяжелое оборудование, переносить тяжести, длительное время находиться в вынужденной позе.
До настоящего времени труд медицинских работников мало механизирован, и этот факт обусловливает работу персонала с применением больших физических усилий, часто в экстремальных условиях. Длительное влияние неблагоприятных факторов приводит не только к травматизации, но и к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: позвоночника, нижних и верхних конечностей. Боль в спине сегодня является “эпидемией” в здравоохранении. Состояние здоровья медицинских работников приобретает все большую социальную значимость, т. к. определяет не только качество их труда, но и качество жизни.
Сегодня проблема перегрузки и травматизма медицинских работников решается с помощью здоровьесберегающей технологии – медицинской эргономики, внедрения ее в образовательную профессиональную подготовку медицинских кадров, практическую деятельность специалистов сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите группы мероприятий, обеспечивающих безопасную больничную среду.
2. В чём состоит сущность медицинской эргономики?
3. Какова статистика заболеваемости медработников?
4. Назовите причины появления и обострения остеохондроза.
5. Перечислить факторы риска травматизации позвоночника у медсестры.
6. Назовите принципы профилактики остеохондроза.
7. Каковы физиологические основы трудовой деятельности.
8. Перечислите психологические основы трудовой деятельности.
Оснащение занятия: учебно-методическое пособие «Безопасная больничная среда»
Домашнее задание
Изучить:
- учебное пособие «Безопасная больничная среда»
Подготовить рефераты по темам: «Медицинская эргономика как составная часть профессиональной подготовки специалистов сестринского дела», «Лекарство для позвоночника».
Литература:
Основная
1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2009.512с: ил.- 69 –113с.
2. Лекция преподавателя.
3. Н.И.Шалкунова, А.А.Шепелева В помощь практикующей медицинской сестре «Медицинская эргономика и безопасное перемещение пациента»: брошюра. - Выпуск № 1 (19) - ООО Издательство «Медицинский проект» 2009. 64с: ил.
Дополнительная:
1.Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.
2.Мухина С.А., Тарновская И.И. «Атлас по манипуляционной технике» Москва 1998 г.
Преподаватель ____________________ Марычева Н.А.