Тема 5. Культура письменной речи. Орфографические нормы
Задания для самостоятельной работы студентов
дневной формы обучения
Тема 1. Язык как система. Элементы языковой системы. Язык и речь.
Задания
1. Подготовить ответы на контрольные вопросы:
– Структурные и коммуникативные свойства языка. Системность языка. Язык как знаковая система.
– Основные единицы языка.
– Уровни языка.
– Соотношение языка и речи.
– Коммуникативные аспекты речи.
– Функции языка.
– Формы существования языка.
– Литературный язык, его основные признаки.
Тема 2. Русский язык: его историческое изменение и современное состояние.
Задания
1.Подготовьте письменное сообщение по теме: «Языковые изменения в русском языке рубежа XX-XXI веков».
2.Укажите жаргонизмы и определите, в какой социальной группе они возникли.
1. Парень один из Крылатского. У него квартира – отпад. А родители живут на даче. Мы там часто тусуемся.
2. Есть карманники – «верхушечники», работающие по верхам с минимальным риском, тянущие то, что плохо лежит. Таким очень помогают модные «чужие» сумки и еще распахивающиеся сумки – «самосвалы» с магнитными застежками, оттопыривающиеся карманы и… наша традиционная беспечность. Другие «спецы» работают с «мойкой» – лезвием отечественного производства.
3. Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра-класса, т.е. «рэксами», мерялись силами представители элитных спецподразделений армии Словакии и США.
4. Белыми люблю «сицилианку», а черными предпочитаю защиту Грюнфильда, хотя она и не пользуется репутацией надежной защиты.
5. Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, - «духи», кто вторые – «черпаки». Они могут командовать «духами». Тот, у кого служба перевалила на второй год, - «фазаны». Ну, а тем, у кого до ухода в запас 5-6 месяцев – «дедам» или «дембелям», – дозволено все – от мордобоя до сексуального насилия.
6. К выборам «яблочники» собираются подойти с «отработанной экономической и серьезной политической идеологией».
7. Навскидку: только за последний месяц телевидение «цитировало» без ссылки на «Российскую газету» премьера России, министра финансов, не говоря уже о том, что авторы эксклюзивной информации газеты сталкиваются с телевизионной озвучкой своих материалов без ссылки на источники.
8. Отвоевав три месяца, «дикие гуси» с калужской земли убедились, что контракт и обещания – ложь.
9. Отвоевав три месяца, «дикие гуси» с калужской земли убедились, что контракт и обещания – ложь.
10. Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить» звезду, сообщаем необходимые сведения.
3.В отрывке из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» найдите диалектизмы. Попробуйте объяснить их значение.
Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.
- А приваду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.
- Варила. Иди к баркасу, я зараз.
Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.
- Куда править?
- К Черному яру. Спробуем возле энтойкарши, где надысь сидели.
Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.
- Не будет, батя, дела… месяц на ущербе.
- Серники захватил?
- Ага.
- Дай огню.
Старик закурил, поглядывая на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.
Тема 3. Культура речи как особая лингвистическая дисциплина.
Задания
1. Подобрать примеры текстов различных функциональных стилей русского литературного языка.
2.Подготовить презентацию своей профессии (сочинение, портфолио, слайд-шоу, видеоролик и т. п.).
3.Выберите одно из высказываний. Согласны ли Вы с ним? В письменной форме обстоятельно (150 – 200 слов) обоснуйте свою точку зрения (жанр – эссе).
«Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора» (Марк Туллий Цицерон).
«Говорить много и хорошо есть дар острого ума; говорить мало и хорошо есть свойство мудрого; говорить много и худо означает дурака; говорить мало и худо есть знак безумца» (Ф. Ларошфуко).
«В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и… обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами красноречия» был усыпан путь ко всякой карьере» (А. П. Чехов).
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К. Г. Паустовский).
Тема 4. Общеязыковые нормы на современном этапе развития русского языка.
Задания
1. Составить таблицу, отражающую виды языковых норм и их суть (с примерами).
2.Проанализировав коммуникативные качества своей речи, составьте свой речевой портрет.
Письменно ответьте на вопросы.
1. Правильность речи:
− Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю?
− Что мешает моей речи быть правильной?
− Какие способы развития правильности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
2. Эффективность речи:
− Что мешает моей речи быть эффективной?
− Какие способы развития эффективности речи для меня являются наиболее действенными? Почему?
3. Уместность речи:
− Что мешает моей речи быть уместной?
− Какие способы развития уместности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
4. Богатство речи:
− Какие средства повышения уровня богатства речи я использую?
− Какие способы повышения уровня богатства речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
5. Точность речи:
− Что мешает моей речи быть точной?
− Какие способы развития точности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
6. Чистота речи:
− Что мешает моей речи быть чистой?
− Какие способы развития чистоты речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
7. Логичность речи:
− Что мешает моей речи быть логичной?
− Какие способы развития логичности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
8. Выразительность речи:
− Какие средства выразительности я использую?
− Что мешает моей речи быть выразительной?
− Какие способы развития выразительности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
9. Речевой этикет:
− Какие средства повышения уровня этикета речи я использую?
− Какие способы развития этикетности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?
Тема 5. Культура письменной речи. Орфографические нормы.
Задания
1.Определите принципы написания выделенных букв:
1. Жизнь, шелк, шоссе, экзамен, анекдот, сапог, стакан, вещь, брошь, далекий, широкий.
2. Поджег дом – услышать о поджоге; кампания – компания; обежать – обижать; орел – Орел.
3. Издать, безыдейный, ванная, здесь, сыграть.
2.Вставьте, где нужно, недостающие буквы.
Б…дриться, прин…сти, перегруп…ировка, мас…овый, клас…ика, оп…озиция, компрмис…ный, парал…ель, метал…ический, профес…иональный, экспресс…ивный, именин…ик, юн…аи, изгнан…ик, гол…андец, грам…аттика, кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник, пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опс…ность.
3. Разделите следующие существительные на 2 группы – пишущиеся слитно и через дефис.
Под/отдел, лже/Дмитрий, сверх/прибыль, секретарь/референт, пол/лимона; контр/удар, Жан/Жак/Руссо, тепло/ход, северо/восток, перекати/поле, перво/курсник, Ростов/на/Дону, койко/место, социал/демократия, пила/рыба, пол/день, проф/организация, зав/кафедрой, данс/клуб, масс/медиа, разно/травье, пол/Москвы.