Т. (41 год, замужем, заочно заканчивает новгородский университет)
«Человек без мотивации ничего не хочет делать. За 5-6 тысяч – просто пришла и отсидела. За 15 (тысяч) я еще буду хотеть шевелиться. Это наверное, обстановка такая – в Новгороде совершенно другие зарплаты. Просто хочется выть, потому что расценки все те же. Что я в Питере трачу, чтобы закупиться, даже меньше денег, а приезжаешь в этот Новгород…
Если ничего не делать (в Новгороде), то все в Москву или в Питер уедут и тут вообще не останется специалистов.
…зарплата должна быть достойной. Уровень ли Питера, Новгорода... Мы все равно живем в России. Почему женщины Питера должны достойную зарплату получать, а мы такую мизерную?...»
Если говорить о вертикальной сегрегации, то она тоже встречается. В исследовании И. Калабихиной[38] был сделан ряд углубленных интервью с новгородскими известными, активными и успешными женщинами-предпринимательницами, которые показали, что
«реально существует мужской шовинизм в предпринимательстве. Мужчины как бы до определенного потолка отпускают женщин с каким-то делом, но не более того. И если им все вопросы легко и просто решить неформально, в бане за водкой, то редчайшая женщина пойдет на такой стиль решения вопросов. Но большинство женщин не могут быть приближены (в высокий бизнес) в нашем обществе» (О., более 40 лет, есть дети, 2001 г.)
На вопрос интервьюера «А как вы пробивали эту стену?» она ответила:
«А я ее не пробила, я ее абсолютно не пробила. Все-таки я ограничена этим шовинизмом мужским. «Не женское это дело», такие вот тезисы: «А ну что женщина? Ну что она может? А-а! С женщиной лучше не связываться!» А женщина, может быть, значительно собраннее, талантливее, работоспособнее».
Другие показатели вертикальной сегрегации – статистика наличия женщин в политике, органах власти. Если рассматривать верхний эшелон руководства области, то там, в основном преобладают мужчины. Из 24 руководителей комитетов, управлений области женщин всего 5, из 58 заместителей женщин уже – 25[39].
Таблица 4. Мужчины и женщины, занимающие ответственные должности в госаппарате новгородской области
Ответственные должности В.Новгорода | Мужчины | Женщины |
Депутаты Областной Думы | ||
Председатель Областной Думы | ||
Заместитель председателя Областной Думы | ||
Председатель комитета Областной Думы | ||
Заместитель председателя комитета | ||
Руководитель фракции (депутатской группы) | ||
Органы исполнительной власти новгородской области: | ||
Губернатор | ||
Зам. Главы Администрации области | ||
Руководители комитета, управления | ||
Заместитель руководителя комитета, управления | ||
Итак, проведенный комплексный анализ показал, что мужчины и женщины В.Новгорода, типичного города для северо-запада России по своим социально-демографическим и социально-экономическим показателям, действительно «плавают в разных бассейнах» на нашем рынке труда. Женщин больше в бассейне, где платят зарплату ниже средней – 49% опрошенных на предприятиях В.Новгорода женщин имеют зарплату от 5 до 10 тысяч рублей. А мужчин больше в бассейне, где выдают зарплату выше средней (более 10000 рублей) – это 60,8% опрошенных мужчин. Если же говорить о «государственном» бассейне, где в основном «плавают» женщины – образование, социальная сфера, культура, медицина (младший и средний персонал) и т.д., то средние зарплаты там еще ниже.
Многие женщины очень хотят найти себе достойную работу, поскольку они или одни воспитывают детей или зарплата мужа недостаточна для содержания детей. Но возможностей для женщин найти достойную работу меньше – выбор для них сужен в несколько раз.
И получается замкнутый круг – женщин, как социальную группу, имеющую меньше возможностей устроиться на работу, нанимают за меньшие деньги. Бизнес, стремящийся снизить расходы на рабочую силу, постоянно воспроизводит этот способ эксплуатации.
Можно ли как-то изменить эту ситуацию? Здесь существуют разные точки зрения. Некоторые исследователи полагают, что равенство мужчин и женщин будет возможно, если «изменятся разделение труда в домашнем хозяйстве и семье, условия самого труда в направлении повышения его роли в социальной идентификации (личности) и его смысловое назначение»[40].
С другой точки зрения, «социальное неравенство мужчин и женщин встроено в основную схему индустриального общества, в соотношение производства и воспроизводства труда внутри семьи и труда с целью заработка равноправия нельзя достичь в рамках этих институциональных структур, изначально ориентированных на неравноправие. Добиться качественного равноправия за пределом мужской и женской роли возможно, лишь продуманно изменяя совокупную институциональную систему развитого индустриального общества»[41].
Трудно не согласиться с этим утверждением У.Бека. Рассмотренная нами гендерная сегрегация и дискриминация – лишь следствия сложившегося институционального порядка. Чтобы что-то изменилось в нашем обществе, необходимо изменить сложившуюся гендерную систему на уровне общества и гендерный режим на уровне социальных институтов.
Институциализация структур, поддерживающих справедливый гендерный режим, крайне актуальна для российского общества. Только тогда, когда будут возможны реальные санкции для работодателей, СМИ не будут публиковать объявления с требованиями определенного возраста и пола.
Вопросы соблюдения прав женщин и гендерного равенства на уровне региона Российской Федерации (на примере Калужской области)
Доклад Уполномоченного по правам человека Калужской области Ю.Зельникова
Анекдот к теме:
Сцена у роддома. Новоиспеченный папаша топчется в нетерпении под окном палаты. Из окна показывается жена. «Мальчик?», - с улыбкой выкрикивает мужчина. «Нет!», - раздается в ответ. Улыбка исчезает… «А кто?!».
Равноправие – это важная основа любого демократического общества, которое стремится к социальной справедливости и уважению прав человека.
К сожалению, статистика показывает, что практически во всех государствах и сферах деятельности женщины так или иначе подвергаются дискриминации как с юридической, так и с практической позиций.
Женское неравенство проявляется в таких сферах, как:
- имущественное положение
- образование
- служебная лестница и т.д.
Как можно добиться исправления ситуации?
- изучить ситуацию
- определить причины
- исправить положение.
И речь идет вовсе не об одинаковом обращении с людьми разного пола. Несправедливость нельзя устранить путем одинакового обращения по отношению к людям, находящимся заведомо в неравном положении.
В Калужской области проводится большая работа по поддержке материнства и детства. Активно развивается институт приемной семьи, которых в области насчитывается уже более 400. В составе министерства образования, культуры и спорта создан специальный комитет по делам приемной семьи. В 2006 году принята областная целевая программа «Доступное жилье в Калужской области» с подпрограммой «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан». Участником подпрограммы могут стать многодетные семьи.
При рождении второго и третьего ребенка выплачивается единовременное пособие в размере соответственно 2200 и 3300 рублей. В то же время, регион, являясь дотационным, не может себе позволить ежемесячные выплаты на ребенка для малообеспеченных семей более 100 рублей, что, конечно, вызывает у людей разочарование и раздражение.
Как обстоит ситуация с правами женщин в Калужской области?
До такой дикости, как, например, лишение права голоса или права на владение имуществом, как правило, не доходит, но, тем не менее, проблемы существуют. Так, например, Комиссар по правам человека Совета Европы А.Хиль-Роблес по итогам своего визита в Россию в 2004 году отметил проблему бытового насилия в отношении женщин в России. Одна из рекомендаций доклада Комиссара звучит следующим образом: «Активно бороться против насилия в отношении женщин, особенно в контексте бытового насилия; Создавать для женщин – жертв избиений специальные структуры для размещения, что могло бы помочь жертвам подать жалобу; вести разъяснительную работу в правоохранительных органах и среди представителей судебной системы».
В 2006 году в отделы внутренних дел Калужской области обратились 434 женщины, пострадавших от насилия, в том числе от бытового насилия в семье. В 408 случаях факты подтвердились – уголовные дела направлены в суд. К сожалению, если есть убежища для детей, то для женщин их в области пока не существует.
В конце 2006 года Президент РФ В.В. Путин поручил Совету при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека осуществить общественный контроль за ходом реализации рекомендаций, содержащихся в докладе Комиссара «О соблюдении прав человека в РФ». Для подготовки итогового материала о ходе реализации рекомендации доклада Комиссара, по поручению Губернатора Калужской области, силами аппарата Уполномоченного был проведен мониторинг на предмет выполнения органами власти Калужской области рекомендаций Комиссара на территории региона.
Количество обратившихся в 2006 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Калужской области женщин примерно равно количеству обратившихся мужчин. Жалоб по ущемлению прав женщин по половому признаку в адрес Уполномоченного не поступало. Тем не менее, можно привести ряд примеров, по которым Уполномоченным была оказана помощь женщинам.
1.Дело И., инвалида, матери двоих детей.
Заявительнице по наследству принадлежал частный дом, который располагался в центре города на площадке, предназначенной под строительство. Однако строительство и соответственно снос дома затягивались. Женщина много раз пыталась получить разрешение произвести ремонт и реконструкцию дома. Однако власти ей в этом отказывали под предлогом, что дом вот-вот снесут (так продолжалось около 5 лет). Когда заявительница тяжело заболела и лежала несколько месяцев в больнице, строители-беспредельщики попросту снесли дом, а в акте написали: «Дом саморазрушился, так как собственник за ним плохо следил». Попытки женщины апеллировать к городским властям по вопросу выделения ей жилья взамен утраченного не увенчались успехом, также как и обращение в суд. Уполномоченным был заявлен иск в суд к застройщику о выделении жилья взамен утерянного, который и был удовлетворен. На сегодняшний день женщина проживает в благоустроенной трехкомнатной квартире.
2.Дело М. Будучи беременной, к Уполномоченному обратилась сирота, которая не имела закрепленного и положенного ей по закону жилья, которое власти отказывались ей предоставлять. Уполномоченному удалось в судебном порядке добиться для заявительницы квартиры соответствующей площади с учетом ее еще не родившегося ребенка (для этого пришлось разыскать действовавший на момент рассмотрения дела в суде циркуляр НКВД и Наркомздрава СССР от 1928 года).
3. Женщине-инвалиду в службе медико-социальной экспертизы перенесли сроки ежегодного переосвидетельствования, в то время как все необходимые и дорогостоящие анализы ею уже были сданы. Причина банальная: филиал МСЭ, оказывается, в полном составе уходил в отпуск. В результате в течение двух месяцев заявительница осталась без статуса инвалида и не была обеспечена жизненно необходимыми лекарствами.
Уполномоченный сделал запрос в адрес руководителя ФГУ «ГБ МСЭ по Калужской области» с просьбой провести проверку по данному факту и устранить нарушения. В результате:
1) факт нарушения порядка переосвидетельствования инвалида руководителем филиала № 14 ФГУ «ГБ МСЭ по Калужской области» был установлен;
2) на виновного наложено дисциплинарное взыскание;
3) гражданину был зачтен пропущенный срок и восстановлено право на соответствующие выплаты.
4.Неполучение страхового полиса беременной. Заявительница 18 лет обратилась в Обнинский филиал «МАКС-М» с просьбой выдать ей новый страховой медицинский полис взамен утерянного. Однако без справки о беременности полис ей не выдали. В свою очередь справку отказались выдавать бесплатно без наличия полиса. Чтобы сдать анализы для получения справки заявительнице пришлось заплатить деньги.
Уполномоченным в адрес министра здравоохранения и социального развития Калужской области был сделан запрос для проведения проверки. В результате факты, указанные в жалобе, подтвердились, а денежные средства, полученные от заявительницы, были ей возвращены администрацией ФГУЗ ЦМСЧ № 8 г. Обнинска.