Методические указания по подготовке мультимедийных презентаций

Электронная (учебная) презентация — это логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал.

Мультимедийную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint.

Алгоритм самостоятельной работы по подготовке презентации на заданную тему:

  1. Ознакомьтесь с предлагаемыми темами презентаций.
  2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
  3. Повторите лекционный материал по теме презентации (при наличии).
  4. Изучите материал, касающийся темы презентации не менее чем по двум-трём рекомендованным источникам.
  5. Составьте план-сценарий презентации, запишите его.
  6. Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана презентации.
  7. Составьте, наберите на компьютере и распечатайте текст своего устного выступления при защите презентации – он и будет являться сценарием презентации.
  8. Продумайте дизайн презентации.
  9. Подготовьте медиафрагменты (аудио-, видеоматериалы, текст и т.п.)
  10. Оформите презентацию в соответствии с рекомендациями.
  11. Презентация может иметь следующую структуру:

- титульный слайд – указывается название образовательного учреждения, тема выступления, сведения об авторе (авторах), год создания;

- содержание презентации: на слайды презентации выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления или помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии главной идеи выступления;

- слайд со списком использованных источников либо слайд, содержащий выводы.

Обязательно учтите возможные типичные ошибки и постарайтесь избежать их при создании своей презентации.

Внимательно проверьте текст на отсутствие ошибок и опечаток.

  1. Проверьте на работоспособность все элементы презентации.
  2. Прочтите текст своего выступления медленно вслух, стараясь запомнить информацию.
  3. Восстановите последовательность изложения текста сообщения, пересказав его устно.
  4. Еще раз устно проговорите своё выступление в соответствии с планом, теперь уже сопровождая своё выступление демонстрацией сладов на компьютере, делая в тексте пометки в тех местах, где нужна смена слайда.
  5. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории по теме Вашего сообщения.

Рекомендации по оформлению мультимедийных презентаций:

ü Количество слайдов презентации должно быть адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

ü Если на слайды презентации выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления, то в данном случае к слайдам предъявляются следующие требования:

Ÿ объем текста на слайде – не больше 7 строк;

Ÿ маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

Ÿ отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

Ÿ значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации;

Ÿ текстовый материал может занимать не более 1/3 части рабочего поля слайда и располагаться ближе к его левому верхнему углу или по центру, но в верхней части слайда.

ü Если на слайды презентации помещается фактический и иллюстративный материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является средством наглядности и помогает в раскрытии главной идеи выступления, то в этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

Ÿ выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) должны соответствовать содержанию выступления, иллюстрировать его, расставлять акценты;

Ÿ должны быть использованы иллюстрации только хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением;

Ÿ максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому);

Ÿ если на слайде приводится диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами, с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению;

Ÿ диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel;

Ÿ табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel;

Ÿ в таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов – в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть;

ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом;

размер шрифта в таблице должен быть не менее 18 пт.

Ÿ таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

ü Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации:

Ÿ для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, размер кегля – не меньше 24 пунктов, для таблиц – не менее 18 пт;

Ÿ излишняя анимация, выпрыгивающий вращающийся текст или иллюстрация – не самое лучшее дополнение к научному докладу, также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации;

Ÿ наилучшими для оформления слайдов являются контрастные цвета фона и текста (светлый фон – тёмный текст);

Ÿ лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

Ÿ не рекомендуется злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже);

Ÿ для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды;

Ÿ вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями);

Ÿ использовать встроенные эффекты анимации рекомендуется только, когда без этого не обойтись (например, при последовательном появлении элементов диаграммы).

ü Лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком (либо его помощником).

ü Каждый слайд, в среднем, должен находиться на экране не меньше 40-60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение).

К критериям оценки самостоятельной работы по подготовке презентации относятся:

- критерии оценки содержания презентации: соответствие материала презентации заданной теме; грамотное использование терминологии; обоснованное применение эффектов визуализации и анимации; общая грамотность;

- логичность изложения материала;

- критерии оценки оформления презентации: творческий подход к оформлению презентации; соблюдение эргономических требований к компьютерной презентации; использование специального программного обеспечения;

- критерии оценки речевого сопровождения презентации: построение речи; доказательность и аргументированность; использование вербальных (языковых) и невербальных средств (поза, жесты) выразительности.

Наши рекомендации