По вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы
Решающие– сведения, позволяющие однозначно принять или отвергнуть выдвину- тую гипотезу.
Значительные– это данные, вносящие весомый вклад в решение проблемы, но недо- статочные для её решения без привлечения других сведений.
Незначительные– данные малой информативности по решаемому вопросу.
3. По области и характеру источников информации –данные, полученные в соот- ветствующих сферах бытия, в первую очередь – общественного бытия. В узком смысле – это данные соответствующих наук: социологические; психологические; педагогические; физио- логические и т.д.
4. По методам исследования –сведения, полученные с помощью того или иного эм- пирического метода: данные наблюдения; данные опроса; экспериментальные данные.
5. По методам в сочетании с источниками(классификация Р.Б. Кеттелла). Эта клас- сификация предложена в середине ХХ столетия и обычно относится к данным по проблемам личности и социально-психологическим вопросам.
L-данные– (life datа) – сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни. Обычно это данные наблюдения за повседневной жизнью человека или группы. С них рекомендуется начинать предварительное исследование проблемы.
Q-данные– (questionnaire data) – сведения, получаемые с помощью опросников, те- стов интересов, самоотчетов других методик самооценок, а также путем свободного обсле- дования психиатров, учителей и т.д. Благодаря простоте инструментария и легкости получе- ния информации такие данные занимают ведущее место в исследованиях личности. Наибо- лее известные методики: опросник Айзенка (ЕРI, ЕРQ), Миннесотский многопрофильный личностный перечень (ММРI), Калифорнийский психологический тест (СРI), 16-факторный личностный опросник Кеттелла (16РF), тест Гилфорда-Циммермана для исследования тем- перамента (GZIS).
T-данные– (test data) – сведения, получаемые с помощью объективных тестов, а так- же физиологических измерений. Эти данные «объективны», поскольку их получают в ре- зультате объективного измерения реакций и поведения человека без обращения к самооцен- ке или оценке экспертов. Количество методик для таких данных велико: тесты способностей, тесты интеллекта, тесты достижений. Кеттелл сюда также относит антропометрические и физиологические измерения, ситуативные и проективные тесты (всего более 400 методик, разбитых на 12 групп). Наиболее известны: тест «пятна Роршаха», тест Розенцвейга, тест те- матической апперцепции (ТАТ), тесты интеллекта Стенфорд-Бине, Векслера, Амтхауэра.
6. По информативности.Это деление базируется на качественно-количественной нагрузке их содержания, позволяющей эти сведения соотносить друг с другом или с уже имеющимися сведениями в данной области на том или ином уровне отчетности. Эта группи- ровка согласуется с классификацией измерительных шкал по С. Стивенсу.
6.1 Неметрические– это те, которые не имеют метрики, т.е. единиц измерения.
Качественные(классификаторные, номинативные) – сведения, на основании которых изучаемый объект (или его состояние) можно отнести к какому-либо множеству (классу) сходных объектов. Эти данные указывают только на наличие или отсутствие какого-либо признака, по которому объект можно отнести к тому или иному классу. Каждый класс сход- ных объектов имеет определенное наименование, поэтому система классов носит название шкалы наименований (номинативной шкалы), а сами данные называются номинативными.
Порядковые(компаративные) – (от лат. – сравнительный) – это данные, на основа- нии которых объекты можно сравнивать по степени выраженности их признаков в системе оценок «больше-меньше». Это дает возможность упорядочивать объекты по определенному изучаемому признаку в возрастающем (убывающем) порядке, т.е. ранжировать. Соответ- ствующие шкалы называются порядковыми или ранговыми.
6.2 Метрические– количественные данные, имеющие единицы измерения.
Интервальные– это те данные, которые позволяют метрически оценить выражен- ность признака и ответить на вопрос: «насколько» у одного объекта этот признак выражен больше или меньше, чем у другого. Эта разница измеряемого признака (на шкале) представ- ляется как некоторая сумма объективно равных интервалов, поэтому и данные называются интервальными, а шкалы – шкалами интервалов, расстояний или разностей, где интервалы яв- ляются единицами измерения.
Пропорциональные– это те данные, которые дополнительно к интервальной ин- формации дают ответ на вопрос, «во сколько раз» признак у одного объекта выражен силь- нее или слабее, чем у другого. Для этого на шкале данных должна иметься опорная точка, соответствующая естественному нулевому значению измеряемого признака. Такие шкалы называются пропорциональными, или шкалами отношений. Точка отсчета называется абсо- лютным нулем, указывает на отсутствие данного качества. Для психологических характери- стик обычно очень трудно указать нулевое значение, а значит, и получить пропорциональ- ные данные.
Виды шкал
Номинативная шкала –это шкала, классифицирующая по названию. Название же не измеряется количественно, оно лишь позволяет отличить один объект от другого или одного субъекта от другого. Номинативная шкала – это способ классификации объектов или субъек- тов, распределения их по ячейкам классификации. В основе данной шкалы лежит процедура, когда, пользуясь определенным правилом, объекты группируются по различным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Каждому классу дается наименование и обозначение, обычно числовое. Простейший случай номинативной шкалы – дихотомическая шкала, состоящая всего лишь из двух ячеек, например: «имеет братьев и се- стер – единственный ребенок в семье»; «иностранец – соотечественник»; «проголосовал «за»
– проголосовал «против»» и т.п. При сравнении объектов мы можем делать вывод только о том, принадлежат они к одному или разным классам, тождественны или нет по измеряемому свойству.
Порядковая, ранговая шкала– это шкала, классифицирующая по принципу «боль- ше-меньше». Если в шкале наименований было безразлично, в каком порядке расположены классификационные ячейки, то в порядковой шкале они образуют последовательность от ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большое значение» (или наоборот). Это полностью упорядоченная шкала наименований, она устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях больше- меньше между всеми без исключения классами.
Мы можем ранжировать всех испытуемых по интересующему нас свойству на основе экспертной оценки или по результатам выполнения некоторого задания и приписать каждо- му испытуемому его ранг. Или предложить испытуемым самим определить выраженность изучаемого свойства, пользуясь предложенной шкалой. Но суть остается общей: при сравне- нии испытуемых друг с другом мы можем сказать, больше или меньше выражено свойство, но не можем сказать, насколько больше или насколько меньше оно выражено, а уже тем бо- лее – во сколько раз больше или меньше.
При ранжировании «вручную», а не при помощи компьютера, следует иметь в виду два обстоятельства:
а) установите для себя и запомните порядок ранжирования. Вы можете ранжировать испытуемых по их месту в группе: ранг 1 присваивается тому, у кого наименьшая выражен- ность признака, и далее – увеличение ранга по мере увеличения уровня признака. Или можно ранг 1 присваивать тому, у кого первое место по выраженности данного признака (например, самый быстрый). Строгих правил выбора здесь нет, но важно помнить, в каком направлении производилось ранжирование;
б) соблюдайте правило ранжирования для связанных рангов, когда двое или более ис- пытуемых имеют одинаковую выраженность измеряемого свойства. В этих случаях таким испытуемым присваивается один и тот же, средний ранг. Например, если вы ранжируете ис- пытуемых по «месту в группе» и двое имеют одинаковые самые высокие исходные оценки, то обоим присваивается средний ранг 1,5:(1+2)/2=1,5. Следующему за этой парой испытуе- мому присваивается ранг 3 и т.д. В соответствии с этим правилом сумма всех присвоенных рангов для группы численностью N должна равняться N(N+1)/2, вне зависимости от наличия или отсутствия связи в рангах.
Интервальная шкала– это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии. Равным разностям между числами в этой шкале соответствуют равные разности в уровне выраженности изме- ренного свойства. Иначе говоря, измерение в этой шкале предполагает возможность приме- нения единицы измерения (метрики). Объекту присваивается число единиц измерения, про- порциональное выраженности измеряемого свойства. Важная особенность интервальной шкалы – произвольность выбора нулевой точки: ноль вовсе не соответствует полному отсут- ствию измеряемого свойства. Произвольность выбора нулевой точки отсчета означает, что измерение в этой шкале не соответствует абсолютному количеству измеряемого свойства.
Операции с числами в интервальной метрической шкале богаче, чем в номинальных шкалах. Классическим примером шкалы интервалов в физике является измерение темпера- туры по Цельсию. Большинство специалистов считает, что тесты измеряют психические свойства при помощи шкалы интервалов, прежде всего, это касается тестов интеллекта и дости- жений.
Шкала равных отношений –это шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. В шкалах отношений клас- сы обозначаются числами, которые пропорциональны друг другу: 2 так относится к 4, как 4 к
8. Это предполагает наличие абсолютной нулевой точки отсчета. Считается, что в психоло- гии примерами шкал равных отношений являются шкалы порогов абсолютной чувствитель- ности, измерение роста, веса, времени выполнения задачи и т.п. (Стивенс С., 1960; Гайда В.К., Захаров В.П., 1982), а в физике – температура по Кельвину. Возможности человеческой психики столь велики, что трудно представить себе абсолютный нуль в какой-либо измеряе- мой психологической переменной. Абсолютная глупость и абсолютная честность – понятия ско- рее житейской психологии. Поэтому, в психологии шкалы отношений применяются редко.
Определение того, в какой шкале измерено явление – ключевой момент анализа данных: любой последующий шаг, выбор любого метода зависит именно от этого. Идентификация номинативной шкалы обычно не вызывает проблем. Значительно сложнее определить различие между порядковой и метрической шкалами. Проблема связана с тем,
что измерения в психологии, как правило, косвенные. Непосредственно мы измеряем неко- торые наблюдаемые явления или события: количество ответов на вопросы, время решения задачи и т.п. Но при этом выносим суждения о некотором скрытом, латентном свойстве, не- доступном прямому наблюдению: агрессивность, общительность, способность и т.д.
Проще всего в подобных ситуациях согласиться с тем, что признак представлен в по- рядковой шкале. Но при этом мы существенно ограничиваем себя в выборе методов после- дующего анализа. Более того, переход к менее мощной шкале обрекает нас на утрату части столь ценной для нас эмпирической информации об индивидуальных различиях испытуе- мых. Следствием этого может являться падение статистической достоверности результатов исследования. Поэтому исследователь стремится все же найти свидетельства того, что ис- пользуемая шкала – более мощная, метрическая. Обоснование метричности шкалы осу- ществляется при определении соответствия данных закону нормального распределения.