Жак Прудон «Бедность как экономический принцип»

Композиция:2 части (1- ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ, ЗАКОНЫ БЕДНОСТИ И РАВНОВЕСИЯ ),(2-ИЛЛЮЗИЯ БОГАТСТВА.

НАЧАЛО И ВСЕОБЩНОСТЬ ПАУПЕРИЗМА)

1.В своём произведении П. рассужает на тему пауперизма(массовой бедности),которая имхо свойствена любому общ-ву, богатому иль бедному, ибо «производство не может сравниться с силой потребления».Для этого он прибегает к примерам-законам:1)Все мы жрём(потребляем) 2) «Необходимость поддержания жизни побуждает нас к промышленности и труду» «Не только труд нужен для сохранения нашего тела, он еще необходим для развития нашего духа»3) «Что нужно человеку для потребления? Следо вательно, сколько он должен, сколько может производить? Сколько приходится ему трудиться?Сперва заметим, что у человека способность потребления безгранична, между тем как способность произведения не безгранична. тало быть, человек, в состоянии цивилизации, получает трудом то, что требуется для подержания его тела и развития души, - ни более ни менее. Это строгое взаимоограничение нашего производства и потребления есть то, что я называю бедностью, третий наш органический закон, данный природою и который не следует смешивать с пауперизмом, о котором скажем ниже.. Из логического ряда П.делает вывод: видах безграничной силы потребления и силы производства, волею-неволею ограниченной, с нас требуется самая строгая экономия. Умеренность, отсутствие роскоши, хлеб насущный, полученный насущным же трудом, нищета, быстро наказывающая неумеренность и леность, - вот первый наш нравственный закон. ряда о том,сколько бы не добывала нация/цив-ия/народ богатств . С пом. Статистики П.док-т, что «народ… поставленный в самые лучшие обстоятельства, производит, средним числом, только то, что ему нужно. Жить немногим, работая много и беспрерывно учась, - вот истинное правило жизни.»

Для увеличения богатства в данном обществе, при той же цифре населения, нужны три вещи: 1) дать массам работников новые потребности, чего можно достигнуть только развитием вкуса и ума, иначе сказать - высшим образованием, которое заставляет нечувствительно выйти из положения пролетария; 2) более и более разумной организацией труда и промышленности сберечь их время и силы и 3) с той же целью прекратить паразитизм.

Работайте же, потому что, чуть только вы заленитесь, впадете в нищету и вместо мечтательной роскоши не получите даже крайне необходимого.

прогресс, но это не мешает человечеству оставаться бедным, потому что у него всегда есть только необходимое, и не иметь возможности дня прогулять без того, чтобы тотчас же не почувствовался голод.

Счастливейший человек тот, который умеет лучше всего быть бедным.

По мнению П.,религиозные учения слишком упорствуют в гиперболизации бедности,доходящей до безумия. « Бедность прилична.»

«Бедность есть добро, и мы должны рассматривать ее как принцип наших радостей. Рассудок повелевает нам соображать с ней нашу жизнь простотою нравов, умеренностью в наслаждениях, прилежанием в труде, безусловным подчинением наших наклонностей и желаний справедливости.»

Часть вторая. Прудон пишет, что идея самосовершенствования человека путём накопления богатства ошибочна.=>алчность, преступность, войны, революции.Все друга ненавидят,подставляют,убивают (в целом, нормальная,цивилизованная жизнь идёт-прим.автора.). «Один жизненный опыт мог нам показать, что если в наших отношениях к ближним может быть допущено некоторое значение дружественного сочувствия, то всякое лицеприятие должно исчезнуть пред экономической справедливостью; и что если где-нибудь имеет значение равенство пред законом, так это - когда дело идет о вознаграждении0 за труд, о распределении услуг и продуктов.»

Факты, которыми в общей экономии проявляется это ложное распределение, разнообразны

a) Развитие тунеядства, размножение должностей и промыслов роскоши.

b) Непроизводительные предприятия, несущественные, без отношения к сбережению.

c) Излишек правительственного элемента, в свою очередь происшедший от всех этих причин.

d) Поглощение столицами и большими городами, которые, с какой стороны их ни рассматривать

Стремление быть богатым есть не что иное, как бОльшие издержки,большие затраты и меньшие накопления.

А всему-то виной: Богачи, большие потребители, походят - если мне позволят это сравнение - на огромных четвероногих, подверженных по своему росту и силе гораздо более, чем кролик, белка, мышь, голодной смерти. Главная причина прекращения подобных родов - та, что им нечем жить. Это зло случается с аристократическими сословиями, с богатыми и зажиточными родами. Всегда нуждающиеся, среди черни, еще более высасывающей из них сок, чем им служащей, погрязшие в долгах, осажденные заимодавцами, обанкротившиеся, они, из всех жертв пауперизма если не самые занимательные, то, конечно, самые раздраженные...

Мораль такова:

Не довольствуясь приговором нас к труду, она нам дает только необходимое и бедность нам возводит в закон, опережая таким образом наставления Евангелия и все уставы монашеские. И если мы противимся ее закону, если соблазн идеала влечет нас к роскоши и наслаждениям, если преувеличенное самоуважение побуждает за наши услуги требовать больше, чем сколько следует по экономическим соображениям, природа, быстрая в наказании нас, обрекает нас на нищенство.

Билет 19

Наши рекомендации