Зав. кафедрой экономики и права
доктор философских наук, доцент
............................. Муслумова Т. В.
<<......>>......................... 2005 года
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД
ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Выполнила:
студентка 523 группы дневного отделения
факультета истории и права
Слюсаренко Татьяна Валерьевна
…………………
(подпись)
Научный руководитель:
доктор философских наук, доцент
Муслумова Татьяна Васильевна
………..............
(подпись)
Рецензент:
ассистент кафедры экономики и права
Сычева Наталья Викторовна
.........................
(подпись)
Шадринск
Приложения
Приложение 1
Титульный лист курсовой и выпускной
квалификационной работы
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД
ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнила:
студентка 523 группы
факультета истории и права
Слюсаренко Татьяна Валерьевна
Проверил:
доктор философских наук, доцент
Муслумова Татьяна Васильевна
.........................
(оценка, подпись)
Шадринск
ГЛАВА III. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
§ 1. Структура учебно-научной работы
Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка использованных источников. Некоторые работы имеют седьмой элемент - приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.
Титульный лист (приложение 1) - это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы.
К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. В средней части титульного листа пишется заглавие работы. В подзаголовочных данных указывается вид работы (курсовая или дипломная работа). Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся группа, факультет, полностью фамилия, имя и отчество автора. Далее указываются ученая степень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя. В нижней части титульного листа указываются место и год написания работы.
Оглавление (приложение 2) раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно должно быть в начале работы после титульного листа. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.
Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются методы и практическая база исследования, указывают объект и предмет исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов.
Обычно объем введения не превышает 5 – 10 % объема основного текста. Оно печатается на отдельных страницах. Ни в «Оглавлении», ни в тексте оно не обозначается цифрами, будучи самостоятельной частью работы. Все компоненты научного аппарата выделяются шрифтом или подчеркиванием.
Каждый компонент излагается с новой строки. Например:
Актуальность исследования определяется тем, что...
Цель исследования — раскрыть понятие...
Какие же компоненты входят в состав введения ?
№ | Компоненты введения | Реферат | Курсовая | Дипломная (ВКР) |
Актуальность темы | + | + | + | |
Противоречие | - | - | + | |
Проблема исследования | - | - | + | |
Цель исследования | + | + | + | |
Объект исследования | - | + | + | |
Предмет исследования | + | + | + | |
Задачи исследования | - | + | + | |
Методологическая база исследования (методы) | + | + | + | |
Научная новизна исследования | - | - | + | |
Практическая значимость исследования | - | - | + | |
Итого: |
Будьте внимательны: с чтения «Введения» начинается оценка всей работы. По его качеству судят обо всей работе, об уровне подготовки, об ответственности, об умении проектировать свою работу и продуманно ее выполнять и о многих других качествах студента.
Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы. Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты. В них рассматривается действующее законодательство, излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов и т.д. В конце каждой главы рекомендуют делать краткие выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В одном учебном пособии невозможно рассмотреть с одинаковой полнотой все основы научных исследований и научно-исследовательской работы студентов. Чтобы не увеличивать его объем, некоторые вопросы изложены кратко, а другие вовсе не затронуты. Возможно, некоторые положения работы, например касающиеся методологии научных исследований, встретят возражения. Однако при всем этом авторы стремились дать в пособии тот объем сведений, который необходим студентам, готовящимся стать учителями права или юристами, для качественного выполнения учебно-научных работ и приобретения элементарных знаний в области научно-исследовательской деятельности.
Студенты по-разному относятся к написанию рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Одни берут любую тему, лишь бы выполнить учебный план и получить положительную оценку своей работы. Они прибегают к быстрому и легкому способу выполнения работы - списыванию ее из каких-либо источников, соединению результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников (к компиляции). Других же студентов привлекает сам процесс научного исследования. Они уделяют серьезное внимание выбору темы (ее актуальности и новизне) и методов исследования, его подготовительному этапу, аналитической работе и решению научных задач. Именно этим студентам будут полезны все главы настоящего пособия.
Самостоятельная научно-исследовательская работа более эффективна по сравнению с обычным списыванием. Овладев навыками научного исследования и написания научных работ, в дальнейшем выпускник высшего учебного заведения с успехом может использовать приобретенный опыт для умножения своих знаний, повышения качества практической деятельности, а также для получения послевузовского образований в виде обучения в аспирантуре или в порядке соискательства.
Тезисы - краткое изложение какого-либо исследования, сделанных научных выводов как отдельных положений, выражающих основной смысл. Это свернутое изложение содержания. Они используются как источник научной информации.
Титульный лист - первая страница текста курсовой и дипломной работ с указанием темы, автора, научного руководителя и всех выходных данных (наименование министерства, учреждения, кафедры, факультета, места и года выполнения). Имеет строго стандартизированную форму.
Унификация - приведение курсовой и дипломной работ к единому стандарту и выполнение всех требований к их оформлению.
Феноменологический анализ - анализ любого явления, ставшего реальностью и вошедшего в систему человеческой жизнедеятельности. Он включает в себя анализ явления и отражающих его понятий со всех изученных и описанных наукой сторон, во всех изученных аспектах.
Цель исследования - это словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге сложной исследовательской работы. Входит и научный аппарат исследования и формулируется на основе анализа актуальности темы, выявленного противоречия и поставленной проблемы.
Цитата - дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются в текст курсовой и дипломной работ для иллюстрации позиций как объект анализа, как способ доказательства. Чрезмерно большое цитирование не рекомендуется.
Каждое исследование имеет «Заключение» — эпилог работы, ее завершающую часть. Назначение такового — показать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, а гипотеза доказана. Существуют разные виды «Заключения»:
- резюме (это краткое описание проделанной работы, выполняемое как перечень сделанного и выводов по главам);
- выводы (новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на теоретическом или эмпирическом материале);
- собственно заключение (это комплексная форма завершения исследования, включающая в себя и резюме, и выводы).
Выбор вида «Заключения» зависит от сложности работы: для реферата бывает достаточно резюме, для курсовой — выводов, а для дипломной — заключения.
Построение «Заключения» зависит от выбранного вида. Его наиболее полный вариант соответствует следующему:
1) утверждение о достижении цели исследования и доказанности гипотезы с краткими подтверждениями;
2) резюме как кратчайший обзор проделанной работы;
3) новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;
4) определение научной новизны проделанной работы;
5) установление практической значимости проделанного.
По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, четким, логичным, доказательным, убедительным. Надо помнить, что к нему, как и к «Введению», наиболее внимательны и научный руководитель, и рецензент, дающие отзыв на работу. Объем заключения не должен превышать 5-10 % объема основного текста.
В список литературы (библиографию) включаются те литературные источники, которые были прочитаны студентом по данной теме, использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта.
В приложения включаются извлечения из отдельных нормативных актов, копии подлинных документов, выдержки из отчетов, обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, увеличивают ее объем. При подсчете объема работы приложения не учитываются. К оформлению приложения предъявляются определенные требования (приложение 4).
§ 2. Рубрикация
Рубрикация - это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются. Каждый из названных членов деления текста, в свою очередь, подразделяется на абзацы. Под абзацем понимается отступ вправо в начале первой строки определенной части текста. Понятием «абзац» обозначают также ту часть текста, которая находится между двумя такими отступами. Обычно абзац состоит из нескольких предложений, связанных между собой определенной мыслью, предметом изложения.
При делении текста на главы и параграфы используются логические правила деления понятий. Операция деления должна производиться по следующим правилам:
1. Деление должно быть соразмерным, т.е. объем всех членов деления должен равняться объему делимого понятия. Примером ошибки при раскрытии содержания главы «Виды стадий совершения преступления» будет ее деление на два параграфа: 1) приготовление к преступлению; 2) покушение на преступление. Здесь пропущен член деления «оконченное преступление».
2. Деление должно осуществляться по одному основанию (признаку). Пример такой ошибки: в главе «Формы соучастия» сделаны рубрики: 1) сложное соучастие; 2) соисполнительство; 3) преступная группа; 4) преступное сообщество". Здесь сложное соучастие не является групповым преступлением, а соисполнительство и преступное сообщество - это формы (виды) группового совершения преступления.
3. Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое. В одной из курсовых работ, посвященной формам вины, автор выделил параграфы: 1) умысел; 2) неосторожность; 3) виды умысла, различаемые в теории. Последний параграф пересекается с первым и является его частью.
Рубрикация текста обычно связана с нумерацией - числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов - прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов - арабскими цифрами.
этом ссылки делаются лишь при указании пересказываемого текста. Этот метод наиболее часто используется студентом при написании курсовой и дипломной работ. Он демонстрирует понимание содержания и умение им пользоваться.
Системный анализ - метод обработки содержания изучаемого научного текста как некой целостности, состоящей из частей, и связей между ними. Этот анализ предполагает выделение анализируемых частей, установление связей и зависимостей между ними, поиск связей целого с внешними условиями жизнедеятельности и оценивание факторов, наиболее влияющих на развитие целого.
Смешанное исследование - это тип исследования, включающего в себя проведение исследований разных видов — теоретических, исторических, экспериментальных и др. Студенты, как правило, проводят именно такие исследования.
Список литературы (библиография) - достаточно исчерпывающий список литературы по изучаемой проблеме (теме), используемый студентом при выполнении исследования и представляющий обязательную часть курсовой и дипломной работ. Располагается, как правило, после «Заключения» и перед «Приложением». В него входит перечень не только цитируемой литературы, но и имеющей прямое отношение к теме, прочитанном или повлиявшей на постановку и решение определенных задач. В библиографии приводится литературный источник с указанием автора (если он есть), редактора или составителя, названии, места издания, названия издательства и количества страниц. Литературные источники располагаются в алфавитном порядке.
Сравнительный анализ - метод сопоставлении, сравнивании двух и более явлений, положений, результатов исследований, нахождение в них общего и различного, выбор наиболее приемлемых для дальнейшего научного изучении или практического применения.
Ссылка - указание на источник высказываемого положения, цитирования, на анализируемый текст, а также на графические материалы, помещенные прямо в тексте, и приложения, его иллюстрирующие или дополняющие.
Плагиат - сознательное присвоение авторства на чужое произведение, высказывание, мысль, что возникает чаще всего при списывании и отсутствии ссылок на источник. Присвоение плодов чужого труда наказуемо в уголовном порядке.
Практическая значимость исследования - определение востребованности результатов исследования, где будет полезно применение данной работы — курсовой или дипломной.
Предзащита - процедура предварительного просмотра и оценивания состояния дипломной работы, ее готовности к защите перед экзаменационной комиссией. Проводится, как правило, за месяц до защиты, с расчетом времени на исправление недостатков и недоработок. Для ее проведения создается специальная комиссия, которая принимает решение о допуске работы к защите.
Предмет исследования - это то, что конкретно исследуется и преобразуется в исследовании. Предмет исследования - органическая часть объекта исследования.
Приложение - это информация, иллюстрирующая отдельные позиции проведенного исследования. В качестве такового могут выступать планы, протоколы, фото, рисунки, тесты, сочинения, автобиографии и другой эмпирический материал. Приложение оформляется отдельно от работы и помещается в ее конце, после «Списка литературы».
Редактирование - повторное вычитывание текста, поиск и исправление ошибок, неточностей, неясностей, несоразмерности его частей. Редактирование способствует повышению орфографической, синтаксической, лексической, педагогической культуры написания курсовой и дипломной работ.
Рецензия - краткий критический анализ и оценка курсовой или дипломной работы, даваемые оппонентом.
«Своими словами» - метод обработки содержания научного труда по теме исследования. Состоит в частичном и кратком пересказе содержания и смысла тезисов, статьи или монографии и переложении его в свободном стиле, согласно собственному пониманию. При
Наиболее распространена в научных работах нераздельная нумерация.
Например:
Часть первая
Глава I
§1
§2
Глава II
§1
§2
В последнее время в научных текстах появилась индексационная нумерация. Например:
1. Формы государственного правления.
1.1. Монархия.
1.1.1.Абсолютная монархия.
1.1.2.Ограниченная монархия.
1.2. Республика.
1.2.1. Парламентская республика.
1.2.2. Президентская республика.
Рубрикация текста зачастую связана с построением перечней. Перечни бывают внутриабзацными и с элементами-абзацами.
Например:
Различают три формы множественности преступлений: а) неоднократность, б) совокупность, в) рецидив.
Рецидив преступления признается опасным: а) при совершении лицом умышленного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено к лишению свободы за умышленное преступление; б) при совершении лицом умышленного тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено к лишению свободы за умышленное тяжкое преступление.
В тех случаях, когда элементы перечня сложны, состоят из законченных фраз и (или) требуется их подчеркнуто выделить, составляют перечни с элементами-абзацами.
Между абзацами, являющимися элементами перечня, ставят:
1) точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены цифровым номером или строчной буквой с закрывающейся скобкой;
2) точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены цифрой или прописной буквой с точкой, цифрой или строчной буквой с закрывающейся скобкой.
При этом после предшествующего перечню текста ставят следующие знаки препинания:
1) двоеточие, если в этом тексте содержится слово (словосочетание), указывающее на то, что дальше последует перечень;
2) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим текстом ослаблена.
Например:
В ст. 45 УК РФ наказания разделены на следующие виды:
1. Основные: а) обязательные работы; б) исправительные работы; в) ограничение по военной службе; … и) смертная казнь.
2. Дополнительные: а) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; б) конфискация имущества.
Предложение без обобщающего слова или словосочетания не рекомендуется обрывать на предлогах или союзах (на, из, что, как и т.д.).
Неправильно:
Умысел делится на: 1) прямой, 2) косвенный.
Правильно:
Умысел делится: 1) на прямой, 2) косвенный.
Заголовки глав и параграфов, а также подзаголовки должны быть по возможности краткими. Они должны содержать ключевые слова, отражающие объект или предмет исследования.
§ 3. Способы написания текста
Авторы научных работ применяют различные способы написания текста: 1) строго последовательный, 2) целостный, 3) выборочный.
При строго последовательном способе изложения научных материалов автор переходит к следующему параграфу (разделу) только после того, как он закончил работу над предыдущим.
Целостный способ заключается в том, что пишется вся работа в черновую, а затем в нее вносятся исправления и дополнения, шлифуется текст рукописи.
При выборочном способе автор пишет работу в том порядке, в каком ему удобно и который обусловливает полноту собранного фактического материала по главам и параграфам.
это осуществляется в специальных главах и параграфах, то проводятся либо специальные исторические экскурсы, либо более глубокий анализ различных видов. Но это уже не обзор литературы.
Обобщение - объединение сходного, но не идентичного материала на едином логическом основании и получение вывода по сходству или различию. Обобщение как мыслительная и исследовательская операция используется при написании выводов по главам и «Заключения».
Объект исследования - это та часть теории или практики, в рамках которых ведется исследование. Объект определяет его границы и целостность, внутри которой исследуется предмет с той функцией, какую он выполняет именно в этом объекте как его часть. От объекта исследования следует отличать объект экспериментального исследования. В эксперименте таковым выступают участники эксперимента — испытуемые.
Объем учебно-исследовательской работы - вся совокупность исследовательских операций и время, необходимое для их качественного выполнения и завершения исследования. Это также объем описания результатов этой работы. Последнее строго нормируется. Объем курсовой — 30 печатных страниц (или 35-40 страниц от руки ), дипломной — 55 печатных страниц. Это ориентировочные данные. Также ориентировочно определяется объем «Введения» (1/10 часть текста), «Заключения» (1/10 от текста) и «Приложения» (не более 1/3 всего объема текста).
Оппонент - лицо, критически оценивающее результаты исследовательской деятельности обучающегося. Это специалист — теоретик или практик, разбирающийся в проблеме исследования. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых, где оппонентами (рецензентами) становятся сами студенты.
Отзыв - форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношения к работе, организационной культуры, но не самой работы. Отзыв дается научным руководителем.
Методы исследования - это те мыслительные операции и практические действия, которые позволяют получить новое научное знание о предмете исследования. Различают теоретические и эмпирические методы исследования, а также методы обработки эмпирических данных.
Наблюдение - это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта, его поведения, изменений, отношений. При этом наблюдающий не вмешивается в естественный ход жизнедеятельности объекта, но может участвовать в нем согласно своей роли. Различают прямое и косвенное, т. е. скрытое; сплошное и выборочное, простое и включенное, т. е. предполагающее соучастие в событиях, наблюдение. Используемое в научных целях, оно должно быть планируемым, систематичным и контролируемым.
Научная новизна исследования - определение вклада исследовательской деятельности студента в науку. Размышляя над качеством проведенного исследования, проводя сравнительный анализ своих данных с известными в науке, студент определяет ту часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные. Определение научной новизны своей работы является самоэкспертизой исследования и описывается во «Введении» или в «Заключении».
Научный руководитель - представитель кафедры или научной лаборатории, имеющий, как правило, научную степень и опыт проведения исследований в данной области, назначенный для оказания помощи студенту, который выполняет самостоятельную работу над курсовой и дипломом. В его функции входит оказание помощи и проектировании исследования, контроль над его ходом и качеством описания и др. Каждый научный руководитель имеет свой стиль руководства, отражающий особенности его поведения в различных условиях взаимоотношений со студентом.
Обзор литературы - краткая реферативная характеристика источников, используемых в процессе исследования. Как правило, делается во «Введении» при описании актуальности темы в той его части, где речь идет о степени ее исследованности в науке. Если же
После того, как готова черновая рукопись, ее необходимо обработать. Обработка рукописи состоит в уточнении ее содержания, литературной правке и оформлении.
Рекомендуется сначала уточнить композицию научной работы, названия глав и параграфов, их расположение, логичность и последовательность изложения материала.
Желательно проверить все формулировки, определения и выводы, убедительность и достоверность аргументов в защиту отстаиваемых позиций.
Литературная правка состоит в обработке произведения с точки зрения его языка и стиля, характерных для научной литературы.
Проверка правильности оформления рукописи касается титульного листа, оглавления, рубрикаций, ссылок на источники, цитирования, таблиц, графиков, формул, составления списка использованной литературы и приложений.
§ 4. Язык и стиль юридической речи
Особенностью языка научной речи является подчеркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются:
- вводные слова и предложения (как уже говорилось, как было отмечено и т.д.);
- местоимения, прилагательные и причастия (этот, такой, названные, указанные и другие);
- специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и другие);
- противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того);
- переход от одной мысли к другой (рассмотрим, рассмотрев, остановимся на..., перейдем к..., обратимся к...);
- итог, вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, как видим, в заключение отметим).
Научный юридический текст характеризуется точностью и однозначностью выражений, которые обусловлены спецификой языка права. Такой язык отличается краткостью, логичностью, точностью и стремлением к исключению многозначности толкования слов. Этому способствует использование специальных терминов. Под термином здесь понимается имеющее юридическое значение слово или сочетание выражающее сущность правового явления (например, преступление, наказание, уголовное право и т.д.),
Научный язык характеризуется стремлением к объективности изложения материала. Для подтверждения объективности в тексте делается ссылка на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сообщению, по сведениям и др.).
Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зрения и др. Тем самым он отражает свое мнение как точку зрения группы ученых, относящихся к определенной научной школе или научному направлению. Поэтому употребление местоимения «мы» вместо «я» придает изложению некоторую объективность.
Однако использование автором в тексте местоимения «мы» может произвести неблагоприятное впечатление на читателя. В связи с этим в последние года авторы стали излагать свое мнение от имени третьего лица (автор считает, по мнению автора, с точки зрения автора). Чтобы и вовсе избежать употребление местоимения, лучше всего писать предложениями со страдательным залогом (например: «В дипломной работе предложен проект нормы об ответственности за мелкое хищение чужого имущества»).
Можно попытаться как-то обходить личные местоимения и использовать безличные конструкции, то есть: «можно сделать вывод», «представляется доказанным», «в данном случае следует сказать», «кажется», «невозможно согласиться еще и потому что», «анализ этого текста дает...» и так далее. Не надо писать «статья, которую я только что процитировал» или «статья, которую мы только что процитировали», если можно написать «только что процитированная статья».
Ради объективности в тексте научного произведения личные пристрастия, эмоциональные моменты не отражаются.
Конкретизация - это метод доказательства какой-либо теоретической посылки, идеи, положения, состоящий в их подтверждении примером из практики, из опыта, данными проведенного эксперимента. Благодаря ему теория связывается с практикой реального мира, «оживает» в реальных действиях реальных людей.
Красная строка - отступ вправо в начале первой строки абзаца. Это начало абзаца, она разбивает текст на логически завершенные части, выражает общую логику его построения.
Ложная эрудиция - поверхностное знание темы, показное умение разбираться в ней, что сказывается на тексте реферата, курсовой и дипломной работ. Желая произвести впечатление, студент вводит в текст много научных терминов, в изобилии делает ссылки на авторов и их исследования, слабо разбираясь в сути вопроса, допуская избыточность информации или ее поверхностное представление.
Математические методы исследования - это методы обработки данных, полученных в ходе эксперимента или при изучении опыта чьей-либо работы. Это методы, определяющие количество каких-либо свойств у объекта изучения или количество их повторения в ходе изучения. К ним относятся методы числового выражения наличия качества (математический расчет), его процентное соотношение с целостным явлением или др. качествами, вычисление среднеарифметической величины, определение коэффициента достоверности и др.
Метод апперципирования - метод наращивания или дополнения исходного материала, который заимствован из имеющихся научных текстов новым, своим или также почерпнутым из другого исследования. Это также обогащение аксиоматического и широко известного научного материала новым, малоизвестным или полученным в исследовании самим студентом.
Метод деконструкции - это метод обработки содержания научного текста и использования научных источников в своем собственном тексте. С его помощью изменяется последовательность изложения авторского текста, выбирается необходимый материал и составляются из выбранных частей новые конструкции.
Исторический метод - метод исследования, с помощью которого выявляются малоизученные и неизвестные станицы истории, а также систематизируются исторические факты, события и идеи, рожденные в разное историческое время. Благодаря ему исследуются условия и границы распространения явлений и идей, их историческое значение в познании истины и преобразовании действительности.
Качественный анализ - метод интерпретации данных, отдельных фактов и событий, а также статистики, состоящий в словесном описании причин, характера протекания, установлении зависимостей с другими фактами и последствий. Это анализ смысловой и описательный. Качественным также называют статистический анализ, оперирующий количеством участников событий, количеством конкретных фактов без перевода их в математические величины — проценты, средние показатели. С его помощью устанавливают постоянные свойства чего-либо.
Классификация методов исследования - это разделение их по источникам познания. В реферативных, курсовых и дипломных работах используют, как правило, разделение методов на три группы: теоретические, т. е. методы изучения теории в ее различных видах и формах; эмпирические, т. е. методы изучения практики, и методы анализа материала, полученного в ходе теоретического и эмпирического познания, — количественные (статистические) и качественные (содержательно-смысловые).
Количественный анализ - это метод выражения фактов, событий, признаков в числовых характеристиках. С его помощью определяются проценты присутствия или отсутствия чего-либо, индексы, ранги и др. Количественные данные могут оформляться в виде различных графиков.
Компиляция - несамостоятельность при выполнении реферата, курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Это прямое заимствование чужого текста, возможно, даже со ссылкой на автора (не путать с цитированием). Компиляция — это составление своей работы из чужих.
Не украшают речь повторения, растянутые фразы с нагромождением придаточных предложений и вводных слов. Нужно писать понятно для других, без наукообразности и по возможности кратко. Краткости можно добиться, прибегая к общепринятым сокращениям слов и словосочетаний, замене часто употребляемых понятий аббревиатурами.
§ 5. Сокращения слов
Сокращения слов юридического текста применяют с целью уменьшения его объема. В настоящее время используются следующие виды сокращений: 1) буквенные аббревиатуры; 2) сложносокращенные слова; 3) условные графические сокращения по начальным буквам и частям слова.
Буквенные аббревиатуры составляются из начальных букв каждого слова, входящего в название. Например, вместо слов «Гражданский кодекс Российской Федерации», «Министерство внутренних дел» принято писать соответственно ГК РФ, МВД. Такое сокращение записывается прописными буквами.
В юридических текстах обычно используются условные графические сокращения по начальным буквам и частям слов, в том числе при оформлении ссылок и списка использованной литературы. Правила сокращения установлены ГОСТ 7.12 - 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» (М., 1995). ГОСТ предусмотрел следующие правила сокращения слов.
Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например: ст. - статья, см. - смотри.
Сокращение слов до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов, приведенных в разделе 5 ГОСТ, например: г. - год (при цифрах), к. - копейка (при цифрах), р. - рубль (при цифрах), с. - страница (при цифрах и в примечании), т. - том (при цифрах и в примечании), ч. - часть.
Следующий способ сокращения - пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис, например: изд-во - издательство, м-во - министерство, р-н - район.
В текстах применяются следующие общепринятые сокращения слов:
- после перечисления, например: и др. (и другие), и пр. (и прочие), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное);
- при географических названиях, например: г. Шадринск, д. Сосновка, Курганская обл., с. Долгодеревенское;
- при цифрах, например: XX в., 2002 г., 145 млн, 100 р., 7 тыс., 50 экз.;
- при внутритекстовых ссылках, например: гл. 2 (глава 2), п. 1 (пункт 1); подп. 2 (подпункт 2), рис. 3(рисунок 3), с. 17 (страница 17), табл. 4 (таблица 4), ч. 1 (часть 1), т. 5 (том 5);
- при именах и фамилиях, например: г-жа (госпожа), г-н (господин), им. (имени), тов. (тов