Зав. кафедрой экономики и права

доктор философских наук, доцент

............................. Муслумова Т. В.

<<......>>......................... 2005 года

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД

ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Выполнила:

студентка 523 группы дневного отделения

факультета истории и права

Слюсаренко Татьяна Валерьевна

…………………

(подпись)

Научный руководитель:

доктор философских наук, доцент

Муслумова Татьяна Васильевна

………..............

(подпись)

Рецензент:

ассистент кафедры экономики и права

Сычева Наталья Викторовна

.........................

(подпись)

Шадринск

Приложения

Приложение 1

Титульный лист курсовой и выпускной

квалификационной работы

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД

ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнила:

студентка 523 группы

факультета истории и права

Слюсаренко Татьяна Валерьевна

Проверил:

доктор философских наук, доцент

Муслумова Татьяна Васильевна

.........................

(оценка, подпись)

Шадринск

ГЛАВА III. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

§ 1. Структура учебно-научной работы

Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка использованных источников. Некоторые работы имеют седьмой элемент - приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.

Титульный лист (приложение 1) - это первая страница рукописи, на которой указа­ны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовоч­ные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы.

К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учеб­ного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. В средней части титульного листа пишется заглавие работы. В подзаголовочных данных указывается вид работы (курсовая или дипломная работа). Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся группа, факультет, полностью фамилия, имя и отчество автора. Да­лее указываются ученая сте­пень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя. В нижней части титульного листа указываются место и год написания работы.

Оглавление (приложение 2) раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно должно быть в начале работы после титульного листа. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие за­головки в тексте.

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе про­блем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и прак­тическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются ме­тоды и практическая база исследования, указывают объект и предмет исследования, теоретическую и практическую ценность полученных резуль­татов.

Обычно объем введения не превышает 5 – 10 % объема основного текста. Оно печатается на отдельных страницах. Ни в «Оглавлении», ни в тексте оно не обозначается циф­рами, будучи самостоятельной частью работы. Все компоненты научного аппарата выделяются шрифтом или подчеркиванием.

Каждый компонент излагается с новой строки. Например:

Актуальность исследования определяется тем, что...

Цель исследования — раскрыть понятие...

Какие же компоненты входят в состав введения ?

Компоненты введения Реферат Курсовая Дипломная (ВКР)
Актуальность темы + + +
Противоречие - - +
Проблема исследования - - +
Цель исследования + + +
Объект исследования - + +
Предмет исследования + + +
Задачи исследования - + +
Методологическая база исследования (методы) + + +
Научная новизна исследования - - +
Практическая значимость исследования - - +
  Итого:

Будьте внимательны: с чтения «Введения» начинается оценка всей работы. По его качеству судят обо всей работе, об уровне подготовки, об ответственности, об умении проектировать свою работу и продуманно ее выполнять и о многих других качествах студента.

Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы. Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоре­тическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты. В них рассматривается действующее законодательство, излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического мате­риала, анкетирования, изучения документов и т.д. В конце каждой главы рекомендуют делать краткие выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В одном учебном пособии невозможно рассмотреть с одинаковой полнотой все основы научных исследований и научно-исследовательской работы студентов. Чтобы не увеличивать его объем, некоторые вопросы изложены кратко, а другие вовсе не затронуты. Возможно, неко­торые положения работы, например касающиеся методологии научных исследований, встретят возражения. Однако при всем этом авторы стремили­сь дать в пособии тот объем сведений, который необходим студентам, готовя­щимся стать учителями права или юристами, для качественного выполнения учебно-научных работ и приобретения элементарных знаний в области научно-исследовательской деятельности.

Студенты по-разному относятся к написанию рефератов, докладов, курсовых и диплом­ных работ. Одни берут любую тему, лишь бы выполнить учебный план и получить положительную оценку своей работы. Они прибегают к быстро­му и легкому способу выполнения работы - списыванию ее из каких-либо источников, соединению результатов чужих исследований без самостоя­тельной обработки источников (к компиляции). Других же студентов привлекает сам процесс научного исследования. Они уделяют серьезное внимание выбору темы (ее актуальности и новиз­не) и методов исследования, его подготовительному этапу, аналитической работе и решению научных задач. Именно этим студентам будут полезны все главы настоящего пособия.

Самостоятельная научно-исследовательская работа более эффективна по сравнению с обычным списыванием. Овладев навыками научного ис­следования и написания научных работ, в дальнейшем выпускник высшего учебного заведения с успехом может использовать приобретен­ный опыт для умножения своих знаний, повышения качества практиче­ской деятельности, а также для получения послевузовского образований в виде обучения в аспирантуре или в порядке соискательства.

Тезисы - краткое изложение какого-либо исследования, сделанных научных выводов как отдельных положений, выражающих основной смысл. Это свернутое изложение содержания. Они используются как источник научной информации.

Титульный лист - первая страница текста курсовой и ди­пломной работ с указанием темы, автора, научного руководителя и всех выходных данных (наименование министерства, учреждения, кафедры, факультета, места и года выполнения). Имеет строго стан­дартизированную форму.

Унификация - приведение курсовой и дипломной работ к единому стандарту и выполнение всех требований к их оформлению.

Феноменологический анализ - анализ любого явления, ставшего реальностью и вошедшего в систему человеческой жизнедеятельно­сти. Он включает в себя анализ явления и отражающих его понятий со всех изученных и описанных наукой сторон, во всех изученных аспектах.

Цель исследования - это словесно-логическое описание представ­ления о результате исследования, того, что ожидается в итоге слож­ной исследовательской работы. Входит и научный аппарат исследо­вания и формулируется на основе анализа актуальности темы, выяв­ленного противоречия и поставленной проблемы.

Цитата - дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются в текст курсовой и дипломной работ для иллюстрации по­зиций как объект анализа, как способ доказательства. Чрезмерно большое цитирование не рекомендуется.

Каждое исследование имеет «Заключение» — эпилог работы, ее завершающую часть. Назначение такового — показать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, а гипотеза до­казана. Существуют разные виды «Заключения»:

- резюме (это краткое описание проделанной работы, выпол­няемое как перечень сделанного и выводов по главам);

- выводы (новые суждения, а точнее умозаключения, сделан­ные на теоретическом или эмпирическом материале);

- собственно заключение (это комплексная форма завершения исследо­вания, включающая в себя и резюме, и выводы).

Выбор вида «Заключения» зависит от сложности работы: для реферата бывает достаточно резю­ме, для курсовой — выводов, а для дипломной — заключе­ния.

Построение «Заключения» зависит от выбранного вида. Его наиболее полный вариант соответствует следующему:

1) утверждение о достижении цели исследования и доказан­ности гипотезы с краткими подтверждениями;

2) резюме как кратчайший обзор проделанной работы;

3) новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;

4) определение научной новизны проделанной работы;

5) установление практической значимости проделанного.

По стилю написания «Заключение» должно быть лаконич­ным, четким, логичным, доказательным, убедительным. Надо помнить, что к нему, как и к «Введению», наиболее внима­тельны и научный руководитель, и рецензент, дающие отзыв на работу. Объем заключения не должен превышать 5-10 % объема основного текста.

В список литературы (библиографию) включаются те литературные источники, которые были прочитаны студентом по данной теме, использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государст­венного стандарта.

В приложения включаются извлечения из отдельных нормативных актов, копии подлинных документов, выдержки из отчетов, обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, увеличивают ее объем. При подсчете объема работы приложения не учитываются. К оформлению приложения предъявляются определенные требования (приложение 4).

§ 2. Рубрикация

Рубрикация - это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголов­ки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются. Каждый из названных членов деления текста, в свою очередь, подразделяется на абзацы. Под абзацем понимается отступ вправо в начале первой строки определенной части текста. Понятием «абзац» обозначают также ту часть текста, которая находится между двумя такими отступами. Обычно абзац со­стоит из нескольких предложений, связанных между собой определенной мыслью, предметом изложения.

При делении текста на главы и параграфы используются логические правила деления понятий. Операция деления должна производиться по следующим правилам:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. объем всех членов деле­ния должен равняться объему делимого понятия. Примером ошибки при раскрытии содержания главы «Виды стадий совершения преступления» будет ее деление на два параграфа: 1) приготовление к преступлению; 2) покушение на преступление. Здесь пропущен член деления «оконченное преступление».

2. Деление должно осуществляться по одному основанию (призна­ку). Пример такой ошибки: в главе «Формы соучастия» сделаны рубрики: 1) сложное соучастие; 2) соисполнительство; 3) преступная группа; 4) преступное сообщество". Здесь сложное соучастие не является групповым преступлением, а соисполнительство и преступное сообщество - это формы (виды) группового совершения преступления.

3. Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое. В одной из курсовых работ, посвященной формам вины, автор выделил параграфы: 1) умысел; 2) неосторожность; 3) виды умысла, различаемые в теории. Последний параграф пересекается с первым и является его частью.

Рубрикация текста обычно связана с нумерацией - числовым (а так­же буквенным) обозначением последовательности расположения его со­ставных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, про­писные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов - прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов - арабскими цифрами.

этом ссылки делаются лишь при указании пересказываемого текста. Этот метод наиболее часто используется студентом при написании курсовой и дипломной работ. Он демонстрирует понимание со­держания и умение им пользоваться.

Системный анализ - метод обработки содержания изучаемого науч­ного текста как некой целостности, состоящей из частей, и связей ме­жду ними. Этот анализ предполагает выделение анализируемых час­тей, установление связей и зависимостей между ними, поиск связей целого с внешними условиями жизнедеятельности и оценивание факторов, наиболее влияющих на развитие целого.

Смешанное исследование - это тип исследования, включающего в себя проведение исследований разных видов — теоретических, исто­рических, экспериментальных и др. Студенты, как правило, прово­дят именно такие исследования.

Список литературы (библиография) - достаточно исчерпывающий список литерату­ры по изучаемой проблеме (теме), используемый студентом при вы­полнении исследования и представляющий обязательную часть курсовой и дипломной работ. Располагается, как правило, после «Заключения» и перед «Приложением». В него входит пере­чень не только цитируемой литературы, но и имеющей прямое отно­шение к теме, прочитанном или повлиявшей на постановку и реше­ние определенных задач. В библиографии приводится литературный источник с указанием автора (если он есть), редактора или состави­теля, названии, места издания, названия издательства и количества страниц. Литературные источники располагаются в алфавитном по­рядке.

Сравнительный анализ - метод сопоставлении, сравнивании двух и более явлений, положений, результатов исследований, нахождение в них общего и различного, выбор наиболее приемле­мых для дальнейшего научного изучении или практического приме­нения.

Ссылка - указание на источник высказываемого положения, цити­рования, на анализируемый текст, а также на графические материа­лы, помещенные прямо в тексте, и приложения, его иллюстрирую­щие или дополняющие.

Плагиат - сознательное присвоение авторства на чужое произведе­ние, высказывание, мысль, что возникает чаще всего при списыва­нии и отсутствии ссылок на источник. Присвоение плодов чужого труда наказуемо в уголовном порядке.

Практическая значимость исследования - определение востребо­ванности результатов исследования, где будет полезно применение данной работы — курсовой или дипломной.

Предзащита - процедура предварительного просмотра и оценива­ния состояния дипломной работы, ее готовности к защите перед эк­заменационной комиссией. Проводится, как правило, за месяц до за­щиты, с расчетом времени на исправление недостатков и недорабо­ток. Для ее проведения создается специальная комиссия, которая прини­мает решение о допуске работы к защите.

Предмет исследования - это то, что конкретно исследуется и преобразуется в исследовании. Предмет ис­следования - органическая часть объекта исследования.

Приложение - это информация, иллюстрирующая отдельные пози­ции проведенного исследования. В качестве такового могут высту­пать планы, протоколы, фото, рисунки, тесты, сочинения, автобио­графии и другой эмпирический материал. Приложение оформляется отдельно от работы и помещается в ее конце, после «Списка литера­туры».

Редактирование - повторное вычитывание текста, поиск и исправ­ление ошибок, неточностей, неясностей, несоразмерности его частей. Редактирование способствует повышению орфографической, син­таксической, лексической, педагогической культуры написания курсовой и дипломной работ.

Рецензия - краткий критический анализ и оценка курсо­вой или дипломной работы, даваемые оппонентом.

«Своими словами» - метод обработки содержания научного труда по теме исследования. Состоит в частичном и кратком пересказе содер­жания и смысла тезисов, статьи или монографии и переложении его в свободном стиле, согласно собственному пониманию. При

Наиболее распространена в научных работах нераздельная нумерация.

Например:

Часть первая

Глава I

§1

§2

Глава II

§1

§2

В последнее время в научных текстах появилась индексационная нумерация. Например:

1. Формы государственного правления.

1.1. Монархия.

1.1.1.Абсолютная монархия.

1.1.2.Ограниченная монархия.

1.2. Республика.

1.2.1. Парламентская республика.

1.2.2. Президентская республика.

Рубрикация текста зачастую связана с построением перечней. Пе­речни бывают внутриабзацными и с элементами-абзацами.

Например:

Различают три формы множественности преступлений: а) неоднократ­ность, б) совокупность, в) рецидив.

Рецидив преступления признается опасным: а) при совершении ли­цом умышленного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено к лишению свободы за умышленное преступление; б) при совершении лицом умышленного тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено к лишению свобо­ды за умышленное тяжкое преступление.

В тех случаях, когда элементы перечня сложны, состоят из закон­ченных фраз и (или) требуется их подчеркнуто выделить, составляют пе­речни с элементами-абзацами.

Между абзацами, являющимися элементами перечня, ставят:

1) точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены цифровым номером или строчной буквой с закрывающейся скобкой;

2) точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены цифрой или прописной буквой с точкой, цифрой или строчной буквой с закрывающейся скобкой.

При этом после предшествующего перечню текста ставят следую­щие знаки препинания:

1) двоеточие, если в этом тексте содержится слово (словосочетание), указывающее на то, что дальше последует перечень;

2) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим текстом ослаблена.

Например:

В ст. 45 УК РФ наказания разделены на следующие виды:

1. Основные: а) обязательные работы; б) исправительные работы; в) ограничение по военной службе; … и) смертная казнь.

2. Дополнительные: а) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; б) конфискация имущества.

Предложение без обобщающего слова или словосочетания не рекомендуется обрывать на предлогах или союзах (на, из, что, как и т.д.).

Неправильно:

Умысел делится на: 1) прямой, 2) косвенный.

Правильно:

Умысел делится: 1) на прямой, 2) косвенный.

Заголовки глав и параграфов, а также подзаголовки должны быть по возможности краткими. Они должны содержать ключевые слова, отражающие объект или предмет исследования.

§ 3. Способы написания текста

Авторы научных работ применяют различные способы написания текста: 1) строго последовательный, 2) целостный, 3) выборочный.

При строго последовательном способе изложения научных материа­лов автор переходит к следующему параграфу (разделу) только после то­го, как он закончил работу над предыдущим.

Целостный способ заключается в том, что пишется вся работа в чер­новую, а затем в нее вносятся исправления и дополнения, шлифуется текст рукописи.

При выборочном способе автор пишет работу в том порядке, в каком ему удобно и который обусловливает полноту собранного фактического материала по главам и параграфам.

это осу­ществляется в специальных главах и параграфах, то проводятся либо специальные исторические экскурсы, либо более глубокий анализ различных видов. Но это уже не обзор литературы.

Обобщение - объединение сходного, но не идентичного материала на едином логическом основании и получение вывода по сходству или различию. Обобщение как мыслительная и исследовательская операция используется при написании выводов по главам и «Заклю­чения».

Объект исследования - это та часть теории или практики, в рамках которых ведется исследование. Объект определяет его границы и це­лостность, внутри которой исследуется предмет с той функцией, ка­кую он выполняет именно в этом объекте как его часть. От объекта исследования следует отличать объект экспериментального исследо­вания. В эксперименте таковым выступают участники эксперимен­та — испытуемые.

Объем учебно-исследовательской работы - вся совокупность ис­следовательских операций и время, необходимое для их качествен­ного выполнения и завершения исследования. Это также объем опи­сания результатов этой работы. Последнее строго нормируется. Объем курсовой — 30 печатных страниц (или 35-40 страниц от руки ), дипломной — 55 печатных страниц. Это ориентировочные данные. Также ориентировочно определяется объем «Введения» (1/10 часть текста), «Заключения» (1/10 от текста) и «Приложения» (не более 1/3 всего объема текста).

Оппонент - лицо, критически оценивающее результаты исследова­тельской деятельности обучающегося. Это специалист — теоретик или практик, разбирающийся в проблеме исследования. Официаль­ное оппонирование как рецензирование введено для дипломных ра­бот. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсо­вых, где оппонентами (рецензентами) становятся сами студенты.

Отзыв - форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношения к работе, организационной культуры, но не самой работы. Отзыв дается научным руководите­лем.

Методы исследования - это те мыслительные операции и практиче­ские действия, которые позволяют получить новое научное знание о предмете исследования. Различают теоретические и эмпирические методы исследования, а также методы обработки эмпирических дан­ных.

Наблюдение - это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта, его поведения, изменений, отношений. При этом наблюдающий не вме­шивается в естественный ход жизнедеятельности объекта, но может участвовать в нем согласно своей роли. Различают прямое и косвен­ное, т. е. скрытое; сплошное и выборочное, простое и включенное, т. е. предполагающее соучастие в событиях, наблюдение. Используе­мое в научных целях, оно должно быть планируемым, систематич­ным и контролируемым.

Научная новизна исследования - определение вклада исследова­тельской деятельности студента в науку. Размышляя над качеством проведенного исследования, проводя сравнительный анализ своих данных с известными в науке, студент определяет ту часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные. Определение научной новизны своей работы явля­ется самоэкспертизой исследования и описывается во «Введении» или в «Заключении».

Научный руководитель - представитель кафедры или научной ла­боратории, имеющий, как правило, научную степень и опыт проведе­ния исследований в данной области, назначенный для оказания по­мощи студенту, который выполняет самостоятельную работу над курсовой и дипломом. В его функции входит оказание помощи и проектировании исследования, контроль над его ходом и качеством описания и др. Каждый научный руководитель имеет свой стиль руководства, отражающий особенности его поведения в раз­личных условиях взаимоотношений со студентом.

Обзор литературы - краткая реферативная характеристика источ­ников, используемых в процессе исследования. Как правило, делает­ся во «Введении» при описании актуальности темы в той его части, где речь идет о степени ее исследованности в науке. Если же

После того, как готова черновая рукопись, ее необходимо обрабо­тать. Обработка рукописи состоит в уточнении ее содержания, литератур­ной правке и оформлении.

Рекомендуется сначала уточнить композицию научной работы, на­звания глав и параграфов, их расположение, логичность и последователь­ность изложения материала.

Желательно проверить все формулировки, определения и выводы, убедительность и достоверность аргументов в защиту отстаиваемых пози­ций.

Литературная правка состоит в обработке произведения с точки зрения его языка и стиля, характерных для научной литературы.

Проверка правильности оформления рукописи касается титульного листа, оглавления, рубрикаций, ссылок на источники, цитирования, таб­лиц, графиков, формул, составления списка использованной литературы и приложений.

§ 4. Язык и стиль юридической речи

Особенностью языка научной речи является подчеркнутая логич­ность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последова­тельным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются:

- вводные слова и предложения (как уже гово­рилось, как было отмечено и т.д.);

- местоимения, прилагательные и при­частия (этот, такой, названные, указанные и другие);

- специальные функ­ционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и другие);

- противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

- причинно-следственные отношения (следовательно, поэто­му, благодаря этому, вследствие этого, кроме того);

- переход от одной мысли к другой (рассмотрим, рассмотрев, остановимся на..., перейдем к..., обратимся к...);

- итог, вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, как видим, в заключение отметим).

Научный юридический текст характеризуется точностью и одно­значностью выражений, которые обусловлены спецификой языка права. Такой язык отличается краткостью, логичностью, точностью и стремлени­ем к исключению многозначности толкования слов. Этому способствует использование специальных терминов. Под термином здесь понимается имеющее юридическое значение слово или сочетание выражающее сущность правового явления (например, преступление, наказание, уголов­ное право и т.д.),

Научный язык характеризуется стремлением к объективности изло­жения материала. Для подтвер­ждения объективности в тексте делается ссылка на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информа­ция. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сооб­щению, по сведениям и др.).

Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зре­ния и др. Тем самым он отражает свое мнение как точку зрения группы ученых, относящихся к определенной научной школе или научному на­правлению. Поэтому употребление местоимения «мы» вместо «я» придает изложению некоторую объективность.

Однако использование автором в тексте местоимения «мы» может произвести неблагоприятное впечатление на читателя. В связи с этим в по­следние года авторы стали излагать свое мнение от имени третьего лица (автор считает, по мнению автора, с точки зрения автора). Чтобы и вовсе избежать употребление местоимения, лучше всего писать предложениями со страдательным залогом (например: «В дипломной работе предложен проект нормы об ответственно­сти за мелкое хищение чужого имущества»).

Можно попытаться как-то обходить личные местоимения и исполь­зовать безличные конструкции, то есть: «можно сделать вывод», «представляется доказанным», «в данном случае следует сказать», «кажется», «невозможно согласиться еще и потому что», «анализ этого текста дает...» и так далее. Не надо писать «статья, которую я только что процитировал» или «статья, которую мы только что процитировали», если можно написать «только что процитиро­ванная статья».

Ради объективности в тексте научного произведения личные при­страстия, эмоциональные моменты не отражаются.

Конкретизация - это метод доказательства какой-либо теоретиче­ской посылки, идеи, положения, состоящий в их подтверждении примером из практики, из опыта, данными проведенного экспери­мента. Благодаря ему теория связывается с практикой реального ми­ра, «оживает» в реальных действиях реальных людей.

Красная строка - отступ вправо в начале первой строки абзаца. Это начало абзаца, она разбивает текст на логически завершенные части, выражает общую логику его построения.

Ложная эрудиция - поверхностное знание темы, показное умение разбираться в ней, что сказывается на тексте реферата, курсовой и дипломной работ. Желая произвести впечатление, студент вводит в текст много научных терминов, в изобилии делает ссылки на авторов и их исследования, слабо разбираясь в сути вопроса, допуская избы­точность информации или ее поверхностное представление.

Математические методы исследования - это методы обработки данных, полученных в ходе эксперимента или при изу­чении опыта чьей-либо работы. Это методы, определяющие количе­ство каких-либо свойств у объекта изучения или количество их по­вторения в ходе изучения. К ним относятся методы числового выражения наличия качества (математический расчет), его процент­ное соотношение с целостным явлением или др. качествами, вычисление среднеарифметической величины, определение коэффициента достоверности и др.

Метод апперципирования - метод наращивания или дополнения ис­ходного материала, который заимствован из имеющихся научных текстов новым, своим или также почерпнутым из другого исследова­ния. Это также обогащение аксиоматического и широко известного научного материала новым, малоизвестным или полученным в ис­следовании самим студентом.

Метод деконструкции - это метод обработки содержания научного текста и использования научных источников в своем собственном тексте. С его помощью изменяется последовательность изложения авторского текста, выбирается необходимый материал и составляют­ся из выбранных частей новые конструкции.

Исторический метод - метод исследования, с помощью которого выявляются малоизученные и неизвестные станицы истории, а также систематизируются исторические факты, события и идеи, рожден­ные в разное историческое время. Благодаря ему исследуются усло­вия и границы распространения явлений и идей, их историческое значение в познании истины и преобразовании действительности.

Качественный анализ - метод интерпретации дан­ных, отдельных фактов и событий, а также статистики, состоящий в словесном описании причин, характера протекания, установле­нии зависимостей с другими фактами и последствий. Это анализ смысловой и описательный. Качественным также называют стати­стический анализ, оперирующий количеством участников событий, количеством конкретных фактов без перевода их в математические величины — проценты, средние показатели. С его помощью устанав­ливают постоянные свойства чего-либо.

Классификация методов исследования - это разделение их по ис­точникам познания. В реферативных, курсовых и дипломных рабо­тах используют, как правило, разделение методов на три группы: теоретические, т. е. методы изучения теории в ее различных видах и формах; эмпирические, т. е. методы изучения практики, и методы анализа материала, полученного в ходе теоретического и эмпириче­ского познания, — количественные (статистические) и качественные (содержательно-смысловые).

Количественный анализ - это метод выражения фактов, событий, признаков в числовых характеристиках. С его помощью определяют­ся проценты присутствия или отсутствия чего-либо, индексы, ранги и др. Количественные данные могут оформляться в виде различных графиков.

Компиляция - несамостоятельность при выполнении реферата, курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источ­ников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Это прямое заим­ствование чужого текста, возможно, даже со ссылкой на автора (не путать с цитированием). Компиляция — это составление своей рабо­ты из чужих.

Не украшают речь повторения, растянутые фразы с нагромождением придаточных предло­жений и вводных слов. Нужно писать понятно для других, без наукооб­разности и по возможности кратко. Краткости можно добиться, прибегая к общепринятым сокращениям слов и словосочетаний, замене часто упот­ребляемых понятий аббревиатурами.

§ 5. Сокращения слов

Сокращения слов юридического текста применяют с целью уменьше­ния его объема. В настоящее время используются следующие виды сокраще­ний: 1) буквенные аббревиатуры; 2) сложносокращенные слова; 3) условные графические сокращения по начальным буквам и частям слова.

Буквенные аббревиатуры составляются из начальных букв каждого слова, входящего в название. Например, вместо слов «Гражданский ко­декс Российской Федерации», «Министерство внутренних дел» принято писать соответственно ГК РФ, МВД. Такое сокращение записывается прописными буквами.

В юридических текстах обычно используются условные графические сокращения по начальным буквам и частям слов, в том числе при оформ­лении ссылок и списка использованной литературы. Правила сокращения установлены ГОСТ 7.12 - 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» (М., 1995). ГОСТ предусмотрел следующие правила сокращения слов.

Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например: ст. - статья, см. - смотри.

Сокращение слов до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов, приведенных в разделе 5 ГОСТ, например: г. - год (при цифрах), к. - копейка (при цифрах), р. - рубль (при цифрах), с. - страница (при цифрах и в примечании), т. - том (при цифрах и в примечании), ч. - часть.

Следующий способ сокращения - пропуск нескольких букв в сере­дине слова, вместо которых ставится дефис, например: изд-во - издательство, м-во - министерство, р-н - район.

В текстах применяются следующие общепринятые сокращения слов:

- после перечисления, например: и др. (и другие), и пр. (и прочие), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное);

- при географических названиях, например: г. Шадринск, д. Сосновка, Курганская обл., с. Долгодеревенское;

- при цифрах, например: XX в., 2002 г., 145 млн, 100 р., 7 тыс., 50 экз.;

- при внутритекстовых ссылках, например: гл. 2 (глава 2), п. 1 (пункт 1); подп. 2 (подпункт 2), рис. 3(рисунок 3), с. 17 (страница 17), табл. 4 (таб­лица 4), ч. 1 (часть 1), т. 5 (том 5);

- при именах и фамилиях, например: г-жа (госпожа), г-н (господин), им. (имени), тов. (тов

Наши рекомендации