Общественное здоровье как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья. Основы политики отечественного здравоохранения

Методические рекомендации составлены на основании учебного плана (2000г.), примерной типовой программы по специальности 060101 (65) «Лечебное дело» (2005г.), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки специальности «Лечебное дело»

Рецензент: Р.М.Мустафин – профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела.

Составитель: Н.Х.Шарафутдинова, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, к.м.н.

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения протокол № от « » 2012 года.

1. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Показать цели, задачи и место дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» среди медицинских, гигиенических и общественных наук в системе медицинского образования и роль ее в практической деятельности врача, органов и учреждений здравоохранения. Ознакомить студентов с основными методами исследования дисциплины. Ознакомить студентов с отражением вопросов здоровья населения в документах государства, с принципами здравоохранения.

2. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЛЕКЦИИ – 2 часа

3. ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Общественное здоровье как наука, задачи.

2.Методы изучения общественного здоровья и здравоохранения.

3. Здоровье населения и факторы его формирующие.

4.Принципы здравоохранения.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Общественное здоровье и организация здравоохранения – изучает здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения, организацию медицинской помощи населению, вопросы управления, планирования, финансирования, экономики здравоохранения, прогнозирование состояния здоровья населения, народонаселение, историю медицины и санологию.

Здравоохранение – комплекс общественных, государственных, социально–экономических и медицинских мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья населения путем профилактики заболеваний и организации медицинской помощи населению.

Методы изучения общественного здоровья и здравоохранения

1) статистический

2) Исторический

3) Экономический

4) бюджетный

5) экспериментальный

6) метод экспертных оценок

7) социологический

1) Статистика - наука о числовом выражении показателей здоровья и здравоохранения

Статистика здоровья населения - показатели здоровья населения (рождаемость, смертность, заболеваемость и т.д.).

Статистика здравоохранения - показатели деятельности учреждения здравоохранения.

2). Исторический :

1. в динамике оцениваются изменения показателей здоровья и здравоохранения;

2. - определяют насколько эффективны мероприятия, направленные на охрану здоровья (как они меняются в историческом аспекте).

Сравнивают за 3 года, за 5 лет, за 10 лет.

Сравнивают показатели со стабильным периодом развития общества.

1986-87г. – самые лучшие показатели их сравнивают с 1913г.

3.- для прогнозирования показателей (зная динамику показателей, путем математических моделей составляется прогноз на 5 лет, 10 лет).

3). Экономический – новый метод, в 60-е годы начал внедряться

- для эффективности использования ресурсов здравоохранения,

- оценить экономические потери за счет ухудшения здоровья населения - ЗВУТ, инвалидность, смертность в трудоспособном возрасте.

4) Бюджетный

а) использование бюджета рабочего времени медицинских работников. Изучение рабочего времени с помощью хронометража - запись рабочего времени в течение дня (запись ведет постоянно).

5) экспериментальный – новые методы организации труда, оплата медицинских работников, новые направления в экспертизе стойкой и временной нетрудоспособности

Все это должно апробироваться в каком-то учреждении.

6) Метод экспертных оценок – оценка экспертами качества диагностики, лечения, реабилитации.

7) Социологический метод

Метод опроса а) интервьюирование б) анкетирование

а) короткая информация за непродолжительный период (мнение населения);

б) анкетирование, преимущества:

- простой метод получения информации

- экономичный

- оперативность, быстрота получения информации

-получение информации по единой методике у множества респондентов.

Классификация анкет

– анонимные,

- с указанием фамилии

По распространению:

* Раздаточный метод – раздают анкеты, ждут, собирают - 100% возврат анкет.

* Почтовый метод – через почту, вкладывают в конверт другой конверт и оправляют почтой - возврат 50%.

* Через прессу (газеты) -возврат анкет 5%.

По оформлению: – ответы на вопрос

* Закрытого типа – на вопрос имеется готовый перечень ответов;

* Открытые – свободный ответ на вопрос (впишите сами)

* Смешанные – закрытые и открытые.

По объему и охвату респондентов

* сплошной – все группы населения

* выборочной – часть сплошного

Одноразовый – один раз

По ВОЗ здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.(Записано в Уставе ВОЗ. 1948 г.)

3 уровня здоровья - I общественный

II групповой

III индивидуальный

I – здоровья населения общества, страны, городов (медико-социальный ресурс – потенциал общества);

II – отдельных групп населения, работающих, студентов, детей;

III – индивидуальный

Общественное здоровье – важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей.

Критерии оценки

I и II – определяется по четырем критериям или показателям:

- демографические показатели;

- заболеваемость;

- физическое развитие;

- инвалидность.

III – критерии индивидуального здоровья:

- функциональное состояние организма;

- отсутствие и наличие болезни человека;

- способность организма к адаптации в окружающей среде;

-равновесие организма и окружающей среды

- Соматические заболевания

Факторы риска - это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Факторы риска первичные, зависящие от человека:

1. Курение

2. Злоупотребление алкоголем

3. Нерациональное питание

4. Гиподинамия

5. Психоэмоциональный стресс

Вторичные - патологические состояния:

1. Инсулино-независимый диабет

2. Ревматизм

3. Артериальная гипертония

4. Атеросклероз

5. Иммунодефицит

6. Аллергозы

Факторы и степень влияния этих факторов (количественная оценка в %)

1) Условия и образ жизни 49-53% курение, алкоголь, недостаточное и несбалансированное питание (по РФ от 20 до 80% населения белки потребляемые в недостаточном количестве, от 20 до 60% недостаток витаминов в ДДУ, неполноценное питание.)

2) генетические и биологические факты 18-22% предрасположенность к наследственным болезням (генетическим), предрасположенность к хроническим заболеваниям

биологический риск - пол, возраст, темперамент.

3) внешняя экологическая среда 17-20% Загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами. На 60% загрязнение атмосферного воздуха происходит за счет автотранспорта, в Москве - 70%. По РБ от предприятий, заводов 1 млн. 400 тыс. тонн вредных веществ в год, на одного человека в день приходится 1кг. вредных выбросов. Вредные вещества: окись углерода, окись азота, фармальдегид, сероводород, бензопирен, фенол.

Наиболее превышенный ПДК по бензопирену (канцерогенное вещество).

Загрязнения воды – химические вещества: тяжелый метал, углеводород,

- биологические вещества: кишечная палочка, микроорганизмы;

- увеличение мин. Веществ, в повышение ПДК мин. веществ

Загрязнение почвы – углеводороды, тяжелые металлы: медь, свинец, кадмий

- бытовые отходы, в РБ ежегодно образуется 1 млн. тонн бытовых отходов, из них 400 тыс. тонн в г. Уфе. Нет централизованной переработки отходов ≈ 5% перерабатывают. В поселке Черкассы 90 га. Выделено для складирование отходов.

Физические факторы – шум ≈ 70% населения проживают в условиях с повышенным ПД уровнем шума

Климат – жаркий климат – гипертония СС заболевания

- холодный климат – болезни ОД

Резкая смена атмосферного явления, радиация и другие излучения

Население получает большую часть от естественного радиоактивного излучения. Радона в помещении больше, чем на воздухе.

4) Здравоохранение, организация медицинской помощи 8-10%

-неэффективные профилактические мероприятия;

-низкое качество медицинской помощи;

-несвоевременная медицинская помощь

Принципы здравоохранения, сформулированные В.И. Лениным в 1919 г.

1. Государственный характер

а) финансирование здравоохранения за счет средств государства (бюджет, фонда ОМС) можно за счет платных медицинских услуг;

б) государство разрабатывает, принимает и финансирует целевые программы в 2002 г. 8 программ из федерального бюджета;

в) все органы и учреждения здравоохранения принадлежат государству.

г) Подготовка и переподготовка кадров.

2. Профилактическое направления – комплекс мероприятий, направленный на обеспечение высокого здоровья людей, творческого долголетия, устранение причин заболевания.

3. Связь науки и практики в здравоохранении.

Все научные исследования и результаты должны быть внедрены в практику здравоохранения.

Достижения в области науки:

1. Развитие молекулярной биологии и медицины, выявляющее закономерности процессов на субклеточном уровне;

2. открытия в области иммунологии, создание учения о защитных механизмах

3. Развитие рентгенорадиологии, показавшей современные возможности рентгеноскопии, томографии, ультразвуковых исследований, ядерно-магнитного резонанса

4. . раскрытие природы наследственности, расшифровка генов и хромосом и их химизма (ДНК, РНК)

5. . возможности генной инженерии в производстве биопрепаратов

6. . доказательство первостепенной роли экзогенных (прежде всего социальных) факторов (условий и образа жизни» в происхождении, развитии большинства заболеваний.

4. Доступность медико-социальной помощи, принятие органами правительства гарантированного объема бесплатной медицинской помощи

5. Участие общественных организаций в охране здоровья населения.

Формы участия: 1) профсоюзные организации, трудовые коллективы (путевки в профилактории, диетпитание, культурные мероприятия);

2) Общество Красного креста и Красного полумесяца (раньше взносы, сейчас бюджет).

Функции:– милосердие (медицинская помощь малоимущим, старикам)

- обучение населения оказанию медицинской помощи

- выполнения закона о донорстве (резерв доноров)

- гуманитарная помощь населения

- помощь при стихийных бедствиях (медицинская и гуманитарная).

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что изучает общественное здоровье и здравоохранение?

2.По каким показателям изучается общественное здоровье и здоровье населения?

3.Какие факторы риска здоровью населения и их значение?

4.Принципы здравоохранения?

5. ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Общественное здоровье и здравоохранение: / В.А Миняев, Н.И. Вишняков.- М.: 2009. - 656с.

2. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению: / И.Н. Денисов, Д.И. Кича, В.И.Чернов. - М.:2009.-464 с.

Дополнительная

1. Зайцев, В. М. Прикладная медицинская статистика : учеб. пособ. для студ. мед. вузов / В. М. Зайцев, В. Г. Лифляндский, В. И. Маринкин. - СПб. : Фолиант, 2003. - 432 с

2. Кобринский, Б. А. Телемедицина в системе практического здравоохранения: научное издание / Б. А. Кобринский. - М. : МЦФЭР, 2002. - 176 с.

3. Концепция долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года: брошюра. - Уфа : Б. и., 2002. - 22 с

4. Медик, Валерий Алексеевич. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению : учеб. пособ. для студ. мед. и фармац. вузов : В 3 ч. / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - М. : Медицина, 2003 - . - (Учебная литература для студентов медицинских вузов). Ч. 1 : Общественное здоровье : курс лекций. - 2003. - 368 с.Ч. 2 : Организация медицинской помощи : курс лекций. - 2003. - 456 с.Ч. 3 : Экономика и управление здравоохранением : курс лекций. - 2003. - 392 с.

6. ПОДПИСЬ АВТОРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

_______________ Н.Х.Шарафутдинова

Наши рекомендации