Общественное здоровье как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья. Основы политики отечественного здравоохранения
Методические рекомендации составлены на основании учебного плана (2000г.), примерной типовой программы по специальности 060101 (65) «Лечебное дело» (2005г.), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки специальности «Лечебное дело»
Рецензент: Р.М.Мустафин – профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела.
Составитель: Н.Х.Шарафутдинова, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, к.м.н.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения протокол № от « » 2012 года.
1. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Показать цели, задачи и место дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» среди медицинских, гигиенических и общественных наук в системе медицинского образования и роль ее в практической деятельности врача, органов и учреждений здравоохранения. Ознакомить студентов с основными методами исследования дисциплины. Ознакомить студентов с отражением вопросов здоровья населения в документах государства, с принципами здравоохранения.
2. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЛЕКЦИИ – 2 часа
3. ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Общественное здоровье как наука, задачи.
2.Методы изучения общественного здоровья и здравоохранения.
3. Здоровье населения и факторы его формирующие.
4.Принципы здравоохранения.
4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Общественное здоровье и организация здравоохранения – изучает здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения, организацию медицинской помощи населению, вопросы управления, планирования, финансирования, экономики здравоохранения, прогнозирование состояния здоровья населения, народонаселение, историю медицины и санологию.
Здравоохранение – комплекс общественных, государственных, социально–экономических и медицинских мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья населения путем профилактики заболеваний и организации медицинской помощи населению.
Методы изучения общественного здоровья и здравоохранения
1) статистический
2) Исторический
3) Экономический
4) бюджетный
5) экспериментальный
6) метод экспертных оценок
7) социологический
1) Статистика - наука о числовом выражении показателей здоровья и здравоохранения
Статистика здоровья населения - показатели здоровья населения (рождаемость, смертность, заболеваемость и т.д.).
Статистика здравоохранения - показатели деятельности учреждения здравоохранения.
2). Исторический :
1. в динамике оцениваются изменения показателей здоровья и здравоохранения;
2. - определяют насколько эффективны мероприятия, направленные на охрану здоровья (как они меняются в историческом аспекте).
Сравнивают за 3 года, за 5 лет, за 10 лет.
Сравнивают показатели со стабильным периодом развития общества.
1986-87г. – самые лучшие показатели их сравнивают с 1913г.
3.- для прогнозирования показателей (зная динамику показателей, путем математических моделей составляется прогноз на 5 лет, 10 лет).
3). Экономический – новый метод, в 60-е годы начал внедряться
- для эффективности использования ресурсов здравоохранения,
- оценить экономические потери за счет ухудшения здоровья населения - ЗВУТ, инвалидность, смертность в трудоспособном возрасте.
4) Бюджетный
а) использование бюджета рабочего времени медицинских работников. Изучение рабочего времени с помощью хронометража - запись рабочего времени в течение дня (запись ведет постоянно).
5) экспериментальный – новые методы организации труда, оплата медицинских работников, новые направления в экспертизе стойкой и временной нетрудоспособности
Все это должно апробироваться в каком-то учреждении.
6) Метод экспертных оценок – оценка экспертами качества диагностики, лечения, реабилитации.
7) Социологический метод
Метод опроса а) интервьюирование б) анкетирование
а) короткая информация за непродолжительный период (мнение населения);
б) анкетирование, преимущества:
- простой метод получения информации
- экономичный
- оперативность, быстрота получения информации
-получение информации по единой методике у множества респондентов.
Классификация анкет
– анонимные,
- с указанием фамилии
По распространению:
* Раздаточный метод – раздают анкеты, ждут, собирают - 100% возврат анкет.
* Почтовый метод – через почту, вкладывают в конверт другой конверт и оправляют почтой - возврат 50%.
* Через прессу (газеты) -возврат анкет 5%.
По оформлению: – ответы на вопрос
* Закрытого типа – на вопрос имеется готовый перечень ответов;
* Открытые – свободный ответ на вопрос (впишите сами)
* Смешанные – закрытые и открытые.
По объему и охвату респондентов
* сплошной – все группы населения
* выборочной – часть сплошного
Одноразовый – один раз
По ВОЗ здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.(Записано в Уставе ВОЗ. 1948 г.)
3 уровня здоровья - I общественный
II групповой
III индивидуальный
I – здоровья населения общества, страны, городов (медико-социальный ресурс – потенциал общества);
II – отдельных групп населения, работающих, студентов, детей;
III – индивидуальный
Общественное здоровье – важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей.
Критерии оценки
I и II – определяется по четырем критериям или показателям:
- демографические показатели;
- заболеваемость;
- физическое развитие;
- инвалидность.
III – критерии индивидуального здоровья:
- функциональное состояние организма;
- отсутствие и наличие болезни человека;
- способность организма к адаптации в окружающей среде;
-равновесие организма и окружающей среды
- Соматические заболевания
Факторы риска - это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.
Факторы риска первичные, зависящие от человека:
1. Курение
2. Злоупотребление алкоголем
3. Нерациональное питание
4. Гиподинамия
5. Психоэмоциональный стресс
Вторичные - патологические состояния:
1. Инсулино-независимый диабет
2. Ревматизм
3. Артериальная гипертония
4. Атеросклероз
5. Иммунодефицит
6. Аллергозы
Факторы и степень влияния этих факторов (количественная оценка в %)
1) Условия и образ жизни 49-53% курение, алкоголь, недостаточное и несбалансированное питание (по РФ от 20 до 80% населения белки потребляемые в недостаточном количестве, от 20 до 60% недостаток витаминов в ДДУ, неполноценное питание.)
2) генетические и биологические факты 18-22% предрасположенность к наследственным болезням (генетическим), предрасположенность к хроническим заболеваниям
биологический риск - пол, возраст, темперамент.
3) внешняя экологическая среда 17-20% Загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами. На 60% загрязнение атмосферного воздуха происходит за счет автотранспорта, в Москве - 70%. По РБ от предприятий, заводов 1 млн. 400 тыс. тонн вредных веществ в год, на одного человека в день приходится 1кг. вредных выбросов. Вредные вещества: окись углерода, окись азота, фармальдегид, сероводород, бензопирен, фенол.
Наиболее превышенный ПДК по бензопирену (канцерогенное вещество).
Загрязнения воды – химические вещества: тяжелый метал, углеводород,
- биологические вещества: кишечная палочка, микроорганизмы;
- увеличение мин. Веществ, в повышение ПДК мин. веществ
Загрязнение почвы – углеводороды, тяжелые металлы: медь, свинец, кадмий
- бытовые отходы, в РБ ежегодно образуется 1 млн. тонн бытовых отходов, из них 400 тыс. тонн в г. Уфе. Нет централизованной переработки отходов ≈ 5% перерабатывают. В поселке Черкассы 90 га. Выделено для складирование отходов.
Физические факторы – шум ≈ 70% населения проживают в условиях с повышенным ПД уровнем шума
Климат – жаркий климат – гипертония СС заболевания
- холодный климат – болезни ОД
Резкая смена атмосферного явления, радиация и другие излучения
Население получает большую часть от естественного радиоактивного излучения. Радона в помещении больше, чем на воздухе.
4) Здравоохранение, организация медицинской помощи 8-10%
-неэффективные профилактические мероприятия;
-низкое качество медицинской помощи;
-несвоевременная медицинская помощь
Принципы здравоохранения, сформулированные В.И. Лениным в 1919 г.
1. Государственный характер
а) финансирование здравоохранения за счет средств государства (бюджет, фонда ОМС) можно за счет платных медицинских услуг;
б) государство разрабатывает, принимает и финансирует целевые программы в 2002 г. 8 программ из федерального бюджета;
в) все органы и учреждения здравоохранения принадлежат государству.
г) Подготовка и переподготовка кадров.
2. Профилактическое направления – комплекс мероприятий, направленный на обеспечение высокого здоровья людей, творческого долголетия, устранение причин заболевания.
3. Связь науки и практики в здравоохранении.
Все научные исследования и результаты должны быть внедрены в практику здравоохранения.
Достижения в области науки:
1. Развитие молекулярной биологии и медицины, выявляющее закономерности процессов на субклеточном уровне;
2. открытия в области иммунологии, создание учения о защитных механизмах
3. Развитие рентгенорадиологии, показавшей современные возможности рентгеноскопии, томографии, ультразвуковых исследований, ядерно-магнитного резонанса
4. . раскрытие природы наследственности, расшифровка генов и хромосом и их химизма (ДНК, РНК)
5. . возможности генной инженерии в производстве биопрепаратов
6. . доказательство первостепенной роли экзогенных (прежде всего социальных) факторов (условий и образа жизни» в происхождении, развитии большинства заболеваний.
4. Доступность медико-социальной помощи, принятие органами правительства гарантированного объема бесплатной медицинской помощи
5. Участие общественных организаций в охране здоровья населения.
Формы участия: 1) профсоюзные организации, трудовые коллективы (путевки в профилактории, диетпитание, культурные мероприятия);
2) Общество Красного креста и Красного полумесяца (раньше взносы, сейчас бюджет).
Функции:– милосердие (медицинская помощь малоимущим, старикам)
- обучение населения оказанию медицинской помощи
- выполнения закона о донорстве (резерв доноров)
- гуманитарная помощь населения
- помощь при стихийных бедствиях (медицинская и гуманитарная).
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Что изучает общественное здоровье и здравоохранение?
2.По каким показателям изучается общественное здоровье и здоровье населения?
3.Какие факторы риска здоровью населения и их значение?
4.Принципы здравоохранения?
5. ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Общественное здоровье и здравоохранение: / В.А Миняев, Н.И. Вишняков.- М.: 2009. - 656с.
2. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению: / И.Н. Денисов, Д.И. Кича, В.И.Чернов. - М.:2009.-464 с.
Дополнительная
1. Зайцев, В. М. Прикладная медицинская статистика : учеб. пособ. для студ. мед. вузов / В. М. Зайцев, В. Г. Лифляндский, В. И. Маринкин. - СПб. : Фолиант, 2003. - 432 с
2. Кобринский, Б. А. Телемедицина в системе практического здравоохранения: научное издание / Б. А. Кобринский. - М. : МЦФЭР, 2002. - 176 с.
3. Концепция долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года: брошюра. - Уфа : Б. и., 2002. - 22 с
4. Медик, Валерий Алексеевич. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению : учеб. пособ. для студ. мед. и фармац. вузов : В 3 ч. / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - М. : Медицина, 2003 - . - (Учебная литература для студентов медицинских вузов). Ч. 1 : Общественное здоровье : курс лекций. - 2003. - 368 с.Ч. 2 : Организация медицинской помощи : курс лекций. - 2003. - 456 с.Ч. 3 : Экономика и управление здравоохранением : курс лекций. - 2003. - 392 с.
6. ПОДПИСЬ АВТОРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.
_______________ Н.Х.Шарафутдинова