Тема 3. Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. НОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

Цель: Студенты должны знать основные принципы законодательного регулирования системы здравоохранения РК, характерные черты здравоохранения современного Казахстана.

Система правового обеспечения охраны здоровья граждан Республики Казахстан включает следующие основополагающие акты: Конституция Республики Казахстан; указы Президента Республики Казахстана, имеющие силу закона; законы Республики Казахстан; постановления Парламента Республики Казахстан; постановления Правительства Республики Казахстан; нормативные акты Министерства здравоохранения Республики Казахстан (приказы, положения, инструкции и др.)

Функционирование системы здравоохранения Республики Казахстан обеспечивается законодательными документами, основным из которых является Конституция Республики Казахстан (30 августа 1995 г.). Статья 29 Конституции Республики Казахстан гласит:

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья.

2. Граждане Республики Казахстан вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом.

3. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом.

Каждый гражданин Республики Казахстан наделен этим правом от рождения. Оно закреплено за ним пожизненно и принадлежит ему постоянно, пока он является гражданином Республики Казахстан. Право на охрану здоровья относится к социальным правам, которые могут быть реализованы только при участии государства. И государство, закрепляя в Конституции Республики Казахстан право на охрану здоровья, возлагает на себя обязанности по обеспечению их реализации, включая оказание медицинской помощи в гарантированном объеме за счет средств республиканского и местного бюджетов.

Помимо статьи 29, гражданин Республики Казахстан обладает многими другими правами, имеющими непосредственное отношение к его здоровью: право на жизнь (ст. 15), право на личную свободу (ст. 16), право на неприкосновенность достоинства человека (ст. 17), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст. 18), право на свободу труда (ст. 24), включая право на отдых (ст. 24, п. 4), право на жилище (ст. 25), право быть собственником (ст. 26), право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду (ст. 31), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (ст. 28), право родителей на заботу о детях и их воспитание (ст. 27), право на образование (ст. 30) и др. Помимо прав и свобод, закрепленных Конституцией, гражданин Республики Казахстан в свою очередь обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст. 34).

Охрана здоровья населения выходит за рамки компетенции сугубо системы здравоохранения. В этой связи, деятельность по охране здоровья населения охватывает многие отрасли казахстанского права: административное, гражданское, земельное, муниципальное, семейное, трудовое, уголовное, экологическое право.

Стратегия «Казахстан – 2030» «Процветание, безопасность, и улучшение благосостояния всех казахстанцев» включает долгосрочный приоритет 4. «Здоровье, образование и благополучие граждан». Стратегия в реализации этой цели состоит из следующих компонентов: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни, борьба с наркоманией и наркобизнесом, сокращение потребления алкоголя и табака, улучшение здоровья женщин и детей, охрана здоровья матери и ребенка, улучшение качества питания, чистота окружающей среды и экологии, обеспечение чистой питьевой водой, соблюдение правил гигиены санитарии.

Последующие ежегодные послания Президента Республики Казахстан народу также включают разделы по совершенствованию системы здравоохранения, в их числе поручения по повышению результативности и повышения качества медицинских услуг; строительству 100 больниц с использованием механизма государственно-частного партнерства; переходу на международные стандарты, включая международные стандарты обучения, аттестации и подготовки врачей и медицинских работников; оплате труда медицинских работников в зависимости от конечного результата труда с учетом его качества, объема и сложности оказываемой медицинской помощи, а также уровня квалификации; повышению заработной платы работникам бюджетной сферы с поэтапным ее приближением к 2-кратному уровню к 2012 г. и др.

В целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и обеспечения гарантий их соблюдения в Республике Казахстан принимались многие законы, которые в последующем сформировали основу Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года. Лейтмотивом принятия Кодекса, который заме­нил собой 11 законов, регламентирующих медицинскую сферу, явилось создание условий для максимального закрепления права граждан на охрану здоровья, повы­шения статуса национальной меди­цины, приведения отечественного законодательства в области здраво­охранения в соответствие междуна­родным стандартам.

В Кодексе закреплены принципы государственной политики в области здравоохранения:

1) обеспечения равенства прав граждан на получение безопасной, эффективной и качественной медицинской помощи;

2) солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья;

3) охраны материнства и детства;

4) обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

5) приоритетности профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения;

6) доступности медицинской помощи;

7) постоянного повышения качества медицинской помощи;

8) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

9) преемственности деятельности организаций здравоохранения при оказании медицинской помощи;

10) обеспечения непрерывности и преемственности медицинского и фармацевтического образования с использованием современных технологий обучения;

11) государственной поддержки отечественной медицинской науки, внедрения передовых достижений науки, техники и мирового опыта в области здравоохранения;

12) поощрения добровольного безвозмездного донорства;

13) государственной поддержки отечественных разработок и развития конкурентоспособной медицинской и фармацевтической промышленности;

14) участия общественных объединений в обеспечении прав граждан на охрану здоровья;

15) социальной ориентированности здравоохранения, направленной на удовлетворение потребностей, нужд населения и улучшение качества жизни;

16) содействия в формировании здорового образа жизни и здорового питания;

17) отнесения здоровья населения, безопасности, эффективности и качества лекарственных средств к факторам обеспечения национальной безопасности.

На основе проведенного анализа современного состояния здоровья населения и системы здравоохранения Республики Казахстан были определены приоритетные стратегические направления и механизмы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы.

В Программе предусмотрены меры по законодательному, инвестиционному, структурному, экономическому и кадровому обеспечению выполнения планируемых мероприятий с учетом межведомственного и межсекторального взаимодействия. Предусматривается адаптация отрасли к рыночным отношениям: развитие многоукладности форм собственности, создание рынка медицинских услуг, конкурентных отношений среди медицинских организаций.

Появление нового общественного здравоохранения обусловлено тем, что социализация проблем здравоохранения в современных условиях требует концентрации дополнительной ответственности и придания необходимых дополнительных властных полномочии именно системе здравоохранения.

Новое общественное здравоохранение является не заменой, а продолжением и развитием традиционного общественного здравоохранения и «организованными усилиями общества, направленными на разработку политики, обеспечивающей его здоровье, профилактику развития заболеваний, достижение социального равенства при поступательном экономическом развитии. Новое общественное здравоохранение сохраняет традиционные функции санитарии, охраны здоровья населения, контроля и регуляции, дополняя их новыми расширенными функциями (WHO, Geneva, 1995).

Новое общественное здравоохранение - система мер широкого диапазона деятельности, включая первичную и вторичную медицинскую помощь, обеспечение укрепления здоровья и формирование здорового образа жизни, борьбу с инфекционными заболеваниями, улучшение гигиены окружающей среды. Эта система, основанная на межсекторальном подходе и мобилизации всего общества, является основой государственной политики охраны здоровья своего населения.

Новое общественное здравоохранение основано на использовании комплексного подхода к охране и укреплению здоровья отдельных людей т общества в целом, основанного на сочетании санитарных мер, охраны окружающей среды, укрепления здоровья населения, индивидуальных и общинных профилактических программ и координации деятельности с работой профилактических, реабилитационных служб и подразделений долгосрочного ухода.

Отличительные особенности нового общественного здравоохранения:

1) системный подход к решению проблем

2) межсекторальное взаимодействие

3) решение проблем на всех уровнях – государственные органы. СМИ, группы лоббирования, частные и государственные предприятия, промышленность, индустрия развлечений и спорта, законодательство, правоохранительные органы;

4) постоянный мониторинг эпидемиологических, экономических и социальных аспектов состояния здоровья населения

Новое общественное здравоохранение рассматривает с новых позиций:

1. Вопросы экономики. Одним из направлений решения проблемы распределения ограниченных ресурсов является определение универсального соотношения ПМСП и специализированной помощи и выбор системы финансирования здравоохранения с определением ответственности человека, работодателя и государства. В условиях ограниченности ресурсов необходим выбор модели, соответствующей требованиям максимизации эффективности при минимальных побочных эффектах.

2. Медицинская информатика, в своей сетевой форме. Распространение новых технологий невозможно без эффективной системы коммуникаций. Медицинские информационные системы должны быть построены таким образом, чтобы стимулировать партнеров с периферии быть активными участниками процесса - а не просто пассивными потребителями информации.

3. Менеджмент. Любая современная система здравоохранения это огромная организация высокой степени сложности, где работают люди, отобранные на основе образования и преданности делу. Если они высоко мотивированы, хорошо обучены и работают вместе в четко взаимодействующей команде, то тогда можно считать, что создана система здравоохранения, которая распределяет ограниченные ресурсы во благо пациентов. Если же - с другой стороны - их навыки и интеллект не используются до конца по причине плохо организации, бюрократизации, отсутствия поддержки эффективного поведения, отсутствия необходимой информации, то система здравоохранения работает с минимальной скоростью, потребляет огромные ресурсы и не влияет на состояние здоровья населения. Поэтому менеджмент на всех уровнях - это область исследований и обучения в сфере нового общественного здравоохранения.

4. Партнерство в интересах здоровья. Расширение и углубление глобализации, прежде всего, предполагает обмен опытом по внедрению различных моделей развития систем здравоохранения. Кроме этого следует отметить, что существование здравоохранения в странах с низкими доходами невообразимо без притока экономических ресурсов извне. С глобальными угрозами здоровью можно справиться только совместными, глобальными, усилиями. И это должны быть партнерства, которые признают тот факт, что общественное здоровье может поддерживаться только за счет высоко мотивированных местных человеческих ресурсов.

Направления развития нового общественного здравоохранения.

1. Расширение властных полномочий – мероприятия административно-политического характера - создание государственного органа с делегированием ему новых государственных функций и полномочий по координации деятельности практически всех министерств и ведомств, имеющих отношение к формированию здоровья населения. Предполагается, что руководителями этого органа здравоохранения будут организаторы, пользующиеся в стране и за рубежом авторитетом и известностью. Обязательным условием работы руководителей такого ведомства должна быть публичность, открытость и доступность. Например, руководитель областного департамента здравоохранения, приравненный должности заместителя Акима области способен гораздо эффективнее решать поставленные новые задачи.

2. Демократизация управления здравоохранением. Опыт развития здравоохранения в развитых странах мира свидетельствует, что выборность руководителя вкупе с отчетностью и гласностью позволили, например, в Финляндии, создать хорошую систему здравоохранения на местном уровне.

3. Улучшение менеджмента здравоохранения, начиная с верхних эшелонов власти. Актуальным будет создание команд из числа специалистов широкого профиля. Главная идея: здравоохранение - наиболее важная часть государственной политики и за нее несут прямую ответственность руководители страны, все члены ее Правительства.

4. Усиление социальной направленности здравоохранения, объединение усилий различных ведомств в решении этого вопроса. Предполагается создание медико-социологической службы, расширение сети медико-социальных служб и активное привлечение населения к решению этих проблем.

3. Изменение структуры специальностей здравоохранения, расширение числа «комбинированных» специалистов медико-социального, медико-экономического профиля, медико-психологического характера.

Вызовами нового XXI века, в условиях глобализации мировой цивилизации и локализации войн, внедрения общечеловеческих новых стандартов поведения, культуры, общественной жизни будут, скорее всего болезни, связанные с:

1) неправильным образом жизни (курение, чрезмерное потребление алкоголя, неадекватное питание), обуславливающим высокий уровень заболевании и смертности от болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, новообразований;

2) рискованным поведением молодежи (наркотики, алко­голь, преступность), обуславливающим заболеваемость и смер­тность от СПИД, болезней передаваемых половым путем, травм, отравлений и несчастных случаев.

3) экологическими проблемами, вызывающими, прежде всего, хромосомные нарушения и врожденные пороки развития.

4) социальными неблагоприятными условиями жизни (бедность, безработица, миграция и др.), обуславливающими неблагоприятный фон для развития болезней (анемия, инфекции, нарушения иммунитета и пр.).

Развитие здравоохранения XXI века предполагается в виде комплексности и неразрывности клинической медицины, укрепления и развития здоровья, межсекторальной, межведомственной, общественной ответственности за здоровье своего населения.

Проблемы и перспективы и развития нового общественного здравоохранения в Казахстане.

Безусловно, к успехам относится сохранение основ прежней, одной из лучших систем здравоохранения в мире. Казахстан сегодня имеет достаточную сеть и структуру лечебно-профилактических учреждений, количество врачей и МПСЗ. В целом, существующая система здравоохранения удовлетворяет основные потребности населения республики в медуслугах.

Недостатки системы здравоохранения РК – попеременные метания в поиске собственной модели здравоохранения (3 модели медицинской системы - бюджетная, бюджетно-страховая и бюджетно-программная) и сегодня она, как указал Президент Назарбаев Н.С., "состоит из обломков трех систем".

Новая система здравоохранения должна охватить следующие разделы:

1. Традиционную клиническую медицину (сохранение здоровья при заболеваниях и различных патологических состояниях) - в виде практически существующей сети и структуры сегодняшнего здравоохранения, со всеми ее проблемами, задачами и перспективами.

2. Общественное здравоохранение (укрепление здоровья и профилактика болезней) - решение новых задач по формированию межсекторальной ответственности за сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждению новых случаев заболеваний.

Иллюстративный материал: 20 слайдов в программе «Rower Point».

Литература:

1. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.С., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана-Алматы, 2006. – 232 с.

2. Аканов А.А., Нурманов К.Д., Арингазина А.М. и соавт. Общественное здравоохранение: основные подходы и принципы определения и удовлетворения потребностей человека. – Алматы, 2007. -136 с.

3. Государственная программа «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, от 29 ноября 2010 года.

4. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г.

5. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009г.

6. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. – М.:Медицина, 2003. – 368 с.

7.Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».– Алматы, 1999. – 67 с.

8.О здравоохранении в Республике Казахстан: Основные законодательные акты. – Алматы: ЮРИСТ, 2004. – 182 с.

9. Тульчинский Т.К., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. - Иерусалим, 1999. - 1049 с.

10. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. - С.-Петербург, 2000.- 914 с.

Контрольные вопросы:

1.В чем сущность конституционного права на охрану здоровья?

2.В чем содержание приоритета здоровья в Стратегии «Казахстан – 2030»?

3.Что регулирует законодательство о здравоохранения?

4.Какие отрасли права участвуют в законодательном регулировании здравоохранения?

5.Перечислите основные принципы государственной политики в области здравоохранения:

6. Дайте определение нового общественного здравоохранения.

7. Перечислите отличительные особенности нового общественного здравоохранения.

8. Назовите вопросы, рассматриваемые новым общественным здравоохранением с новых позиций:

9. Перечислите направления развития нового общественного здравоохранения.

10. Перечислите тенденции изменения структуры заболеваемости в XXI веке.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Общественное здравоохранение»

Составители: д.м.н. Бурибаева Ж.К., к.м.н. Шахиева А.М., д.м.н. Талкимбаева Н.А.,

к.м.н. Айтманбетова А.А., к.м.н. Буздаева С.С., к.м.н. Кожекенова Ж.А.

Курс: третий

Тема 1. введение в общественное здравоохранение. методология изучения общественного здравоохранения. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИИ. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

2. Цель:Раскрыть суть понятия «Общественное здравоохранение», ознакомить с методами исследования общественного здоровья и здравоохранения. Также изучить значимость демографии, репродуктивного здоровья и планирования семьи.

3. Задачи обучения:

- изучить краткую историю развития общественного здравоохранения как науки и предмета преподавания;

- ознакомиться с определением термина «здоровье» по терминологии ВОЗ и Оттавской Хартии;

- ознакомиться с методологией и методами исследования общественного здоровья и здравоохранения.

- научиться самостоятельно рассчитывать демографические показатели и оценивать их показатели с позиции состояния здоровья населения;

- ознакомиться с тенденциями планирования семьи и репродуктивного здоровья в РК.

Методы обучения и преподавания:

- презентация;

- работа в малых группах;

- решение ситуационных задач;

- устный и письменный опрос.

Литература:

1. Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001.– 100 с.

2. Камалиев М.А., Бигалиева Р.К., Хабиева Т.Х. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана. – Алматы, 2004. – 173 с.

3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

4. Тульчинский Т.К., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999.– 1049 с.

5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – С.-Петербург, 2000.– 914 с.

6. Девятко В.Н., Исаев Д.С., Абылкасимов Е.А. Основы социальной медицины в охране здоровья матери и ребенка. – Алматы, 2002. – 299 с.

7. Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2007 г. /Стат. сб/. Астана-Алматы, 2011. -312 с.

8. Сакбаев О.С., Вагнер А.В. Совершенствование методологии изучения и оценки здоровья населения. – Алматы, 1995. – 364 с.

Контрольные вопросы:

1. Основные разделы дисциплины общественного здравоохранения.

2. Основные методы дисциплины общественного здравоохранения.

3. Определения термина «здоровье» по ВОЗ и Оттавской Хартии.

4. Факторы риска возникновения и развития заболеваний, их классификация.

5. Четыре уровня изучения здоровья и компоненты здоровья.

6. Определение общественного здоровья и здравоохранения с позиций системного подхода.

7. Управление общественным здоровьем и здравоохранением как составная часть общественного здравоохранения.

8. Государственный характер здравоохранения в Казахстане.

9. Профилактическая направленность общественного здравоохранения в Казахстане.

10. Показатели, характеризующие здоровье населения,

11. Понятие демографии, ее основные разделы.

12. Понятие статики, ее значение для организации работы системы здравоохранения и ЛПО.

13. Понятие динамики населения, ее основные компоненты.

14. Естественное движение населения и его значение для оценки здоровья населения.

15. Методики расчета показателей рождаемости и плодовитости.

16. Методики расчета демографических показателей (смертности, младенческой смертности, перинатальной смертности, материнской смертности, естественного прироста населения).

17. Методика оценки показателей естественного движения населения.

18. Понятие репродуктивное здоровье.

19. Планирование семьи. Влияние социальных факторов на частоту абортов.

20. Цель и задачи Государственной программы «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан» на 2006-2016 годы и Государственной программы «Мужчины и репродуктивное здоровье» на 2009-2012 годы.

Наши рекомендации