Работа с теоретическими сведениями
– Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола. Скажите, что они обозначают, и приведите примеры.
Учащиеся могут опираться на теоретические сведения на с. 192 учебника.
3. «Объясни ошибку!»
Один школьник написал: Волна – красавится. Что с чем он перепутал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.
У колодца расколоться
Так хотела бы вода,
Чтоб в болотце с позолотцей
Отразились провода.
Так хотела бы водица
Убегать и расходиться.
(В. Хлебников.)
Очень знать нам хочется,
Звездная Медведица,
Как вам ночью ходится,
Как вам ночью ездится...
(В. Маяковский.)
Мы вас ждем, товарищ птица,
Отчего вам не летится?
(В. Маяковский.)
4. Работа с таблицей (по упражнению 459).
Лингвистические задачи.
1) Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть и др. не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?
2) Почему считаются исключениями глаголы дышать,гнать, держать, слышать, а глаголы молчать, кричать, ворчать и др., не являясь исключениями, относятся ко II спряжению?
Ответ: эти глаголы не являются исключениями, так как имеют ударные окончания и трудностей с определением спряжения не возникает.
Исследовательская работа.
– Пользуясь схемой, сформулируйте правило. Проверьте на различных примерах.
[Й] Е
глаг. наст. вр.
Ответ: если основа настоящего времени имеет конечный согласный «й», то глагол относится к I спряжению и имеет в личных окончаниях Е.
Упражнение 460 (комментированное письмо).
Самостоятельная работа (по упражнению 461).
Итог урока.
Игра на внимательность.Учитель называет признак глагола. Задача учащихся – привести пример.
Домашнее задание:упражнения 457, 458.
Урок 132.
Повторение изученного в 5 классе
Работа с таблицей.
– Заполните таблицу, поставив «+» в соответствующем столбце.
Примеры | -тся | -ться |
1. Рыболовы хотели верну... к трем часам. | ||
2. Они непременно верну... . | ||
3. Каждый человек должен труди... . | ||
4. Виктор заботи... о родителях. | ||
5. Отстающие по русскому языку ученики решили подтяну... . |
Творческий диктант.
– Вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1. Пилой пилят, а ножом ... .
2. Красками красят, а белилами ... .
3. Дом строят, а колодец ... .
4. Зубы чистят порошком, а руки ... мылом.
5. Лед на реке колют, а траву на лугу ... .
Упражнения 462, 463.
Игра «Редактор».
– Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», – сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Домашнее задание:упражнение 464.
Урок 133.
Повторение изученного в 5 классе
Проверка домашнего задания.
Лингвистическая задача.
– Объясните, почему в одном случае в стихотворении употреблен глагол одеть, а в другом – надеть.
Мама песню напевала,
Одевала дочку ...
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
(Е. Благинина.)
Упражнения 466–468.
4. Игра «Догадайся!».
– Переведите на русский язык. Запишите. Подчеркните глаголы, укажите лицо и спряжение.
Памочнiца
Наташа жыве ў горадзе. Бацька Наташы працуе на заводзе. Мацi працуе ў бальнiцы. Наташа вучыцца ў шестым классе. Дома Наташа дапамагае маме. Наташа – добрая памочнiца. Яна мые посуд.
Творческий диктант.
– Вставьте подходящие по смыслу глаголы.
1. В ненастную погоду дым из трубы стелется низко, а в хорошую погоду ... кверху.
2. Глазами смотрит, а ушами ... .
3. Дождь вымочит, а солнце ... .
Домашнее задание:упражнения 469, 470.
Уроки 134–135.
Развитие речи. СОЧИНЕНИЕ-РАССКАЗ
1. Подготовительная работа.
Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-рассказ на тему «Степа колет дрова». Но для начала давайте определимся, к какому типу текста мы его отнесем: повествование, описание, рассуждение. Обоснуйте.
В задании упражнения 465 предложена последовательность, в которой нужно вести повествование. Но прежде чем выбрать вступление, обратимся к рисунку.
– Какая ситуация отображена на рисунке? (Мальчик колет дрова.)
– Умеет ли мальчик колоть дрова? Докажите.
– Итак, перечислите все, что можно сказать о мальчике. (Важно, чтобы учитель удержал ребят от высказываний о личности мальчика: хвастун, хорохор, неудачник и т. д., – так как этого не видно на рисунке.)
– Можем ли мы, опираясь только на рисунок, охарактеризовать личностные качества мальчика?
В этом нам помогут вступления, предложенные в упражнении.
– Прочитайте их (I вариант – первое вступление, II – второе) и охарактеризуйте Степу, опираясь на рисунок. (Выслушивается несколько мнений.)
– Сформулируйте мораль получившегося рассказа. (Учитель должен обратить внимание ребят на то, что во втором тексте повествование ведется от первого лица, можно сделать вывод, что Степа самокритичен.)
– Из текста упражнения 458 подберите пословицу, которая больше всего соответствует вашему рассказу.
– Постройте структуру, по которой вы будете вести повествование.
Самостоятельная работа (написание сочинения).
Сочинение-рассказ (упражнение 465).
Урок 136.
Разноспрягаемые глаголы
Цифровой диктант.
– Укажите, е или и нужно писать в окончаниях следующих глаголов, поставив нужную букву напротив соответствующего номера.
1) пишет
2) желает
3) держится
4) колет
5) слышит
6) спорит
7) стелет
8) хвалит
9) смотрит
10) ищет