Лингвистическая загадка
Может ли водоросль расти на суше?
– Ответ найдите в слове.
Закрепление пройденного материала.
Проверка домашнего задания.
Работа с сигнальными картами.
– Сейчас я буду называть слова. Все они сложные. Если я не права – поднимите красную карточку, обоснуйте. Если права – зеленую.
Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, безопасность, благоустройство, автомобиль, направление.
Работа с теоретическим материалом.
– Что такое сложное слово?
– На с. 75 учебника прочитайте определение сложносокращенного слова.
– Чем сложносокращенное слово отличается от сложного?
– Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова.
– Как зовут заведующего?
– Виктор Николаевич.
– А почему же вы его не сократили? Уж сокращать так сокращать. Как его фамилия?
– Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек.
– Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо.
– И правда, дельно получилось.
– Ай да Цыган!
– И в самом деле, надо будет Викниксором величать.
– Прочитайте об этом на с. 76.
– Как определить род сложносокращенных слов?
Упражнения 173 – 175.
Работа с «раскладушками» (по группам).
Класс делится на группы. Каждая группа по очереди выходит к доске и представляет свои аббревиатуры (в сложенном виде). Задача остальных – разгадать аббревиатуры, составить с ними предложения и записать их в тетрадь. Затем каждый член выступающей группы растягивает свою «раскладушку», определяет главное слово аббревиатуры, род.
Слово учителя «Из истории сложносокращенных слов».
Итог урока.
– Попробуйте расшифровать следующие сложносокращенные слова:
Ленгорметаллоремпромсоюз
Ленгоршвейтрикотажпромсоюз
Ростглавстанкоинструментснабсбыт
– Скажите, можно ли безоговорочно утверждать, что сложносокращенные слова портят нам язык? Обоснуйте свой ответ.
Домашнее задание:подготовиться к диктанту (упражнение 176). Принести политическую карту России.
Уроки 46–47.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ
Написание сочинения по упражнению 177.
Беседа по картине.
– Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Почему она так называется? Обоснуйте.
– Какое это время года? Как вы догадались?
– Как вы думаете, какая погода стоит за окном: теплая или холодная, солнечная или пасмурная? Обоснуйте.
– Чем занимается девочка?
– Опишите ее внешность и некоторые черты характера, используя синонимы из рамок, предложенные на с. 77. Обоснуйте.
2. Составление плана.
Учитель сообщает учащимся тему сочинения «Утро на картине». Цель – описать репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро»; ответить на вопрос: почему художница показала это время суток именно таким или каким я воспринял(а) это утро? В соответствии с целью выделяются задачи:
1) подготовить вступление;
2) описать погоду, девочку, элементы интерьера;
3) составить заключение.
Учащиеся самостоятельно составляют план сочинения. Затем несколько работ обсуждаются коллективно.
Работа с языковым материалом.
Подберите по 3 прилагательных для описания комнаты, изображенной на картине, воздуха, погоды, времени года, утра.
Самостоятельная работа (написание сочинения).
Урок 48.
Морфемный и словообразовательный разбор слова
Диктант (по упражнению 176).
Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78).
Упражнение 180.
Творческая работа.
– Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». О чем нам говорит название города и его жителей? Докажите.
Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами.
– Выделите морфемный состав в названии города и его жителей.
– «Говорящие» названия встречаются не только в произведениях писателей. Посмотрите на карту России. Произведите словообразовательный разбор слов: Волгоград, Иваново, Краснодар, Новгород, Новосибирск, Приморский (край).
– А по названиям улиц, районов города можно определить его историю. Сейчас мы совершим небольшое путешествие по столице России – Москве. Я прочитаю вам сведения о происхождении названий улиц, переулков и т. п. Ваша задача – указать, от каких слов они произошли, сделав их словообразовательный разбор (в скобках указать способ образования).
Начнем с того, что в Москве до сих пор сохранилась память о болотах и грязи, о чем-то догородском: Болотная площадь, Полянский рынок, Девичье поле, Воронцово поле, Моховая. От Москвы шли дороги на другие города: на Тверь – Тверская, на Серпухов – Серпуховская, на Дмитров – Б. Дмитровка, на Калугу – Калужская, в Орду – Ордынка.
Москву населяли всевозможные инородцы и иноземцы, переселенцы. Посадские люди из Смоленска назывались мещанами, отсюда Мещанская, псковичи дали Псковский переулок, затем Немецкая, Татарская, Армянский переулок и т. д.
Но особенно прочный след оставила жизнь экономическая. Вся Москва, заселенная ремесленными цехами, занятая государственными службами, именовалась по слободам и дворам – Кожевниками, Садовниками. Гончарная – слобода гончаров. Басманная – от слова басма – тиснение по серебру и золоту. Переулки Скатертный, Чашников, Калашный, Ножовый, Столовый, Хлебный и наконец Поварская улица – все одно к одному свидетельствует о своем историческом прошлом: это слободы дворцового люда, работавшего на государевых кормовых, сытенных и других дворах.
Итак, идя по современной Москве, прочитывая названия ее улиц и переулков, мы переносимся в Москву средневековую. Мы находим следы группировок в этом древнем городе: в Замоскворечье – орда и татарщина с их толмачами (Толмачевские переулки сразу за Москвой-рекой); толмачи – устные переводчики; рядом с Ордынкой – военная часть города: Казачий переулок, Лучники. В окрестностях Поварской – поварских и кухонных дел мастера.
(Из книги М. А. Рыбниковой «Введение в стилистику».)
Упражнение 181.
Итог урока.
– Что общего и различного в морфемном и словообразовательном разборах?
– Для чего нужно уметь вычленять части слов?
Домашнее задание:исследуйте 5–6 названий улиц, площадей и т. п. своего города, запишите их, произведите морфемный и словообразовательный разбор. По выписанным названиям составьте небольшой рассказ о своем городе.
Примечание: чтобы домашнее задание было выполнено более качественно, учитель может организовать для учащихся экскурсию по городу.
Урок 49.
Повторение
Форма: игра «Круглый стол».
Класс делится на 4–5 групп. В каждой группе выбирается капитан. Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап – из 3 уровней.