Задание 4. Игра «Найди пару»
– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год.
Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.
После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка.
Задание 5.
– На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!
Так няня в лес ребенка заведет
И спрячется сама за куст высокий:
Встревоженный, он ищет, и зовет,
И мечется в тоске жестокой...
Н. А. Некрасов
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
И. Бунин
Лишь вступил на двор широкий,
Что ж? Под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех...
А. С. Пушкин
– Наука, изучающая произношение звуков, называется... А впрочем, прочитайте сами ее название:
[арфаэп’ийа]
– Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На стр. 239 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов.
– Произнесите правильно слова из упражнения 5.
Задание 6.
– Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко?
– Что значит разделительный ь?
– Когда употребляется разделительный ь?
– Когда употребляется разделительный ъ?
– Составьте алгоритм.
Задание 7.
1-й в а р и а н т – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ъ.
2-й в а р и а н т – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ь.
Итог урока.
– Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика, орфоэпия и графика?
Домашнее задание (на выбор):
1) упражнения 6, 8;
2) написать рассказ на свободную тему с использованием 8-10 слов из словаря «Произноси правильно!»
Урок 3.
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках
и корнях слов
Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а 1.
Найдите общий звук в каждой группе слов:
а) книжка, нож, шар;
б) все, лов, овсом;
в) союз, ясень.
К а р т о ч к а 2.
Посчитайте количество звуков [з’]. Сделайте фонетический разбор слова.
Зина обратилась с просьбой1к Лизе.
К а р т о ч к а 3.
Посчитайте количество звуков [ш]. Сделайте фонетический разбор слова.
Не тот хорош1, кто лицом пригож,
А тот хорош, кто для дела гож.
К а р т о ч к а 4.
Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения:
1. Морфема – это...
2. В основу слова входят такие морфемы, как...
3. Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно...
4. Нулевое окончание бывает у...
5. Слова с одинаковым корнем называются...
К а р т о ч к а 5.
Выполните следующие задания:
1. Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры.
2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу.
3. Просклоняйте по падежам слово дом.
4. Приведите примеры однокоренных слов.
Постановка проблемного вопроса.
– Тема урока – «Морфемы в слове». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это?
– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего?
– Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах.
Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений.
Упражнение 10.
Учащиеся заполняют таблицу.
– Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега.
– Как образовались приставки?
– Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов?
– Как приставки влияют на значение слова?
Творческая работа.
– В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их.
1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий...
2. Издинамитить старое...
3. Цветы испавлинятся в каждом окошке...
– Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов?
– Для чего нужно изучать морфемы?
– Почему в одних случаях пишем приставку из-, а в других – ис-?
Упражнение 15.
– При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем.
– Вспомните правила написания букв Ё, О, Е после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов.
– Важно ли при выборе гласной после шипящих и Ц знать, в какой части слова она находится? Почему?
– Для чего нам нужно изучать морфемы?
– Примените свои знания при заполнении таблицы упражнения 15.
Упражнение 13.
– Выпишите из упражнения 13 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы.
Итог урока.
– Почему нужно изучать морфемы?
Домашнее задание:упражнение 16.
Урок 4.
Части речи