Задание 3. Фонетический разбор

Работа с эпиграфом.

– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.

Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.

– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.

– Что такое тезис? (При затруднении учащиеся обращаются к толковому словарю.)

Предложения распределяются между учениками:

первое предложение – 1-му «круглому столу»;

второе предложение – 2-му «круглому столу»,

третье – 3-му «круглому столу».

– Определите тип предложения по цели высказывания.

– Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное? (Задать вопрос.)

– Перестройте повествовательное предложение: На улице идетдождь в вопросительное.

– Выберите вопрос, который нужно задать к исследуемым предложениям так, чтобы ответ на него можно было бы начать словами потому что или так как: когда? что? почему? где? куда? зачем?

– Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему? Запишите.

(Учитель может помочь третьему «круглому столу», если у учащихся возникнут затруднения в замене местоимения существительным.)

– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Коротко запишите его в тетрадь.

(Представители каждого круглого стола зачитывают свои ответы в той же последовательности, как расположены предложения в эпиграфе.)

Игра «Кто быстрее?»

– Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык – один из развитых языков мира. Кстати, что же означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику.

Та группа, которая быстрее найдет слово развитой в словаре, зачитывает его значение.

– Прочитайте упражнение 1 на стр. 3 и ответьте на вопрос: «В чем наш язык достиг высокой степени развития?»

Языкознание.

– Назовите известные вам разделы языкознания. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке.

– В упражнении 1 доказательства того, что русский язык – развитой, мы только прочитали. Но слово нужно подтверждать делом. Поэтому далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

Фонетика

– Что изучает фонетика?

Задания, представленные для обсуждения каждому «круглому столу»:

1. Почему в тексте упражнения 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы?

2. Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа – налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов.

Морфемика и словообразование

– Что изучают морфемика и словообразование?

– Наверное, не раз вам встречались слова, в которых было трудно вычленить морфемный состав. Попробуйте, например, найти корень в слове обуть. Эта проблема возникла из-за того, что со временем стыки между отдельными частями слов стали невидимыми, потерялась какая-либо буква или откуда-то появилась другая. Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки.

Задание 3. Фонетический разбор - student2.ru

О т в е т ы: 1) не есть, слияние в «несть», нет; 2) доблии, «храбрые», доблесть; 3) ряхая, опрятная, неряха; 4) сей день, слияние в одно слово, сегодня; 5) бул, шишка, «ком», булыжник; 6) горн, исчезновение буквы Р, гончар.

Лексика

– Что изучает лексика?

– Из текста упражнения 1 мы узнали, что в русском языке очень много синонимов. В рамочке приведены два словосочетания развитый ребенок и развитой язык. Составьте синонимический ряд с каждым прилагательным.

Морфология и синтаксис

– Что изучает морфология? Синтаксис?

I. Найдите «3-е лишнее»:

а) существительное, подлежащее, прилагательное;

б) глагол, обстоятельство, сказуемое;

в) дополнение, определение, существительное.

II. Какими частями речи являются эти слова: светило, пекло?

Итог урока.

– Как вы понимаете значение слова развитой?

– Почему русский язык – один из развитых языков мира?

– Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык?

Домашнее задание: упражнения 2, 3.

Урок 2.
Фонетика. Орфоэпия. Графика

Задание 1.

– Прослушайте высказывание К. Станиславского и определите его основную мысль:

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

– Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К. Станиславский. Произнесите правильно.

Ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща.

Я ирю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю?»

(Выделенные буквы – ударные.)

– Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги?

Задание 2.

– Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много знать. Нужно знать, из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

– На какие две группы делятся гласные?

– На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?

– Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность.

– Назовите шипящие согласные.

– Как на письме изображается звук [й]?

Задание 3. Фонетический разбор

– Как можно превратить угол в топливо?

– Отобразите это в фонетической транскрипции.

– Произведите фонетический разбор этого слова (см. образец на с. 4 учебника).

Наши рекомендации