И нарушение прав человека»
Доклад Уполномоченного по правам человека Республики Татарстан Р.Вагизова
Торговля людьми достигла критичных масштабов в различных государствах мира. Негативные последствия торговли людьми очевидны – это угроза здоровью, безопасности и неотъемлемому праву человека на личную свободу.
Согласно результатам исследования, проведенного в 2006 году по заказу правительства США, ежегодно около 800 000 человек продается из страны в страну. Примерно 80 процентов жертв транснациональной торговли людьми составляют женщины и девочки; из них около 50 процентов - несовершеннолетние. Кроме того, миллионы мужчин и женщин по всему миру оказываются жертвами торговли людьми в пределах своей страны.
По данным Международной организации труда – учреждения ООН, в задачи которого входят вопросы по трудовым стандартам, занятости и социальной защите, в систему принудительного труда, подневольного труда, принудительного детского труда и сексуального рабства вовлечены 12,3 млн. человек. Среди других источников называются цифры от 4 миллионов до 27 миллионов.
Международным сообществом принят на сегодняшний день ряд международных актов, направленных на борьбу с торговлей людьми и рабством. В конце 2000 года на 55 сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности и дополняющий её Протокол «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее». Эти документы на высшем международном уровне определили обязанности государства по противодействию торговле людьми. Россия ратифицировала эти документы в 2004 году.
Но, несмотря на осознание проблемы и предпринимаемые в связи с этим межгосударственные меры, в настоящее время существуют устойчивые транснациональные траффики в отношении торговли людьми. Согласно оценкам ООН, из России в Европу, Америку, Ближний Восток везут женщин и девочек для работы в секс-индустрии. В Россию из стран СНГ незаконно ввозятся женщины для использования в сфере коммерческого секса, мужчины для работы на стройках и в сельском хозяйстве, дети используются в качестве попрошаек.
К сожалению, проблема, связанная с торговлей людьми и различными формами эксплуатации человека не обходит стороной и нашу республику. Анализ работы правоохранительных органов республики показал, что число преступлений, связанных с эксплуатацией людей, не снижается. Более того, в 2009 году отмечается возрастающее количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных статьями 240 (вовлечение в занятие проституцией) и 241 (организация занятия проституцией) Уголовного кодекса Российской Федерации.
В 2008-2009 годах случаи похищения человека, торговли людьми, вовлечения в занятие проституцией, организации занятия проституцией зафиксированы в 18 районах республики, в т.ч. в сельских районах.
По мнению Уполномоченного, характерными для Татарстана причинами негативного явлениязаключаются в уязвимости некоторых категорий населения, отсутствии правовой культуры, нелегальной миграции, деятельности устойчивых организованных преступных групп.
Одной из распространенных современных форм рабства является сексуальная эксплуатация женщин. В Татарстане, принуждение занятием проституцией нередко осуществляется группой лиц по предварительному сговору, членами организованных преступных группировок. Правоохранительными органами выявлены факты вовлечения в занятия проституцией в съемных квартирах, саунах, агентствах по оказанию интимных услуг. Есть примеры, когда организация занятий проституцией является «семейным бизнесом».
Значительную долю молодых проституток составляют бездомные лица, девушки из неблагополучных семей, жертвы домашнего насилия или, сироты и «социальные сироты» из детских домов. Однако далеко не всегда занятия проституцией становится для них заработком. Торговцы и покупатели людей заинтересованы лишь в своей прибыли. Более того, цена «человеческого товара», используемого в дальнейших целях для проституции или подневольного труда может быть шокирующе низкой. Есть случай, когда трое граждан были проданы всего за 6 тысяч рублей!
Для достижения своих целей торговцы людьми используют посулы лучшей жизни путем обещаний человеку успешного и стабильного брака, поддержки в трудоустройстве или получении образования.
Эта проблема несколько лет назад коснулась и жителей Татарстана, о чем свидетельствуют следующие факты.
Казанское кадровое агентство «Нева-Инком», не имеющее лицензии на предоставление услуг в сфере трудоустройства российских граждан, оказывало корейскому гражданину О. содействие в наборе танцовщиц для работы в Корее. Приехав в Сеул, девушки отказались работать, оказывая интимные услуги, и впоследствии с трудом вернулись на родину.
Гр. Б. была предложена работа в Испании в качестве официантки. Однако по приезде у нее отобрали документы, а вместо обещанной работы предложили оказывать интимные услуги. Отказавшись, гр. Б была незаконно лишена свободы. Совместными усилиями Интерпола и правоохранительных органов Испании и России гр. Б. была освобождена и отправлена на родину.
Эти факты стали возможны не только из-за четко отлаженных действий преступных лиц, но и по причине отсутствия должного контроля в области трудоустройства граждан России за рубежом и отсутствия достоверной и доступной информации о рисках и угрозах незаконной миграции.
В свою очередь, отдельной проблемой является отсутствие системной работы с лицами, пострадавшими от действий торговцев людьми. Работа по адаптации с ними проводится в основном лишь общественными организациями.
С учетом имеющихся проблем, Уполномоченный считает, что органы государственной власти в республике должны совместно осуществить ряд действенных мер по борьбе с торговлей людьми. Среди таких мер можно выделить следующие:
- рассмотреть вопрос о создании межведомственной комиссии по борьбе с торговлей людьми, обеспечивающей координацию действий государственных учреждений и неправительственных организаций и выработку мер по предупреждению торговли людьми и защите ее жертв;
- создать межведомственный банк данных на юридических и физических лиц, причастных к торговле людьми, а также на исчезнувших лицах, которые, вероятно, стали жертвами торговли людьми;
- организовать проведение согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций по борьбе с торговлей людьми, в первую очередь:
1) по пресечению незаконной деятельности агентов в сфере трудоустройства за рубежом и туризма;
2) по выявлению и ликвидации каналов ввоза и вывоза жертв торговли людьми;
3) по выявлению и пресечению деятельности по изготовлению и сбыту поддельных документов;
4) по выявлению и пресечению деятельности притонов и «домов свиданий»;
5) по выявлению создателей, администраторов, хостеров порнографических сайтов в сети «Интернет».
совершенствовать исследовательскую и аналитическую работу по таким темам, как характер и масштабы торговли людьми и используемые организованными преступными группами механизмы торговли людьми и эксплуатации, в целях разработки эффективных и целенаправленных мер по предупреждению торговли людьми. Содействовать расширению исследований и обмену информацией по проблеме торговли детьми.
Уполномоченный также предлагает
Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан:
Создать отделения временного пребывания для жертв торговли людьми; в этих учреждениях им должны быть обеспечены возможность получения юридических и психологической реабилитаций и консультаций, первая медицинская помощь. Отделения временного пребывания могут создаваться на базе уже существующих учреждений.
Организовать службу «телефонов доверия» для консультаций и рекомендаций желающим выехать за рубеж с целью трудоустройства, заключения брака или получения образования.
Разрабатывать и внедрять методики социально-психологической реабилитации жертв торговли людьми, особенно женщин и детей.
Средствам массовой информации:
Обеспечить граждан достоверной информацией в сфере внешней трудовой миграции, периодически доводить до сведения населения данные об организациях, имеющих право на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей.
Информировать граждан о средствах и методах, используемых торговцами людьми, о мерах по защите граждан от противоправных деяний государством, об ответственности за торговлю людьми.