Теоретические и методологические основы изучения проблемы (в конкретном курсовом проекте должна иметь свое название)

Методические рекомендации к подготовке курсового проекта по дисциплине «Командообразование»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цели и задачи курсового проекта ………………………………………………….... 2

2. Выбор темы курсового проекта и его утверждение …………………………...…… 2

3. Структура и содержание курсового проекта …………………………………...…… 2

3.1. Структура курсового проекта ………………………………………...……. 2

3.2. Этапы организации курсового проекта ……………………………………. 3

3.3. Содержание курсового проекта …………………………………………….. 4

4. Стилевые особенности текста курсового проекта …………………………….…… 11

5. Требования к оформлению текста курсового проекта ………………………..……. 12

Приложение 1. Список примерных тем курсовых проектов.

Список рекомендуемой литературы. ……………………………….... 17

Приложение 2. Образец заполнения титульного листа курсового проекта …………. 19

Приложение 3. Образец оформления содержания курсового проекта ……………….. 20

Приложение 4. Образец оформления библиографического описания источников …. 21

1. Цели и задачи курсового проекта:

Курсовая работа является квалификационной работой, подтверждающей уровень самостоятельной научно-исследовательской практико - ориентированной работы студента на определенном этапе обучения.

Целью курсового проекта является овладение навыками организации проектной деятельности, развитие творческой активности, формирование компетенций выпускника.

К основным задачам курсового проекта относятся:

- Развитие научно-исследовательского творчества студентов.

- Развитие способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия.

- Развитие способности к самоорганизации и самообразованию.

- Формирование готовности к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладание навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других.

- Систематизация, углубление и расширение теоретических, прикладных и практических знаний в командообрзовании.

- Практическое овладение методикой научного исследования и анализа научных фактов.

- Развитие умения логично, грамотно и аргументированно излагать содержание и оформлять курсовой проект.

Выбор темы курсового проекта и его утверждение

Выбрать тему проекта студенту необходимо в течение установленного кафедрой срока. Студент должен согласовать ее с руководителем. Список примерных тем см. в приложении 1.

Студент обязан предоставлять материал курсового проекта научному руководителю в утвержденные сроки.

Материалы курсовой работы в завершенном виде предоставляются студентами научному руководителю не позднее 10 дней до защиты.

Курсовые проекты обязательно предоставляются в машинописном варианте и надлежащим образом оформленные.

Курсовой проект, не прошедший защиту, считается академической задолженностью.

Курсовой проект выполняется группой студентов до трех человек.

3. Структура и содержание курсового проекта

Структура курсового проекта.

Курсовой проект включает следующие обязательные разделы:

· введение

· теоретическая часть

· практическая часть

· рекомендации (проект мероприятия)

· заключение

· библиографический список

· приложения.

(О.Я. Пономарева «Социология и психология управления: компетентностный подход к подготовке курсовой работы», 2014, с. 50.)

Исходя из рекомендаций структуры курсового проекта, его объем должен составлять примерно 35-45 страниц печатного текста (без учете приложения).

Таблица 1 - Типовая структура курсового проекта

№п/п Наименование раздела курсового проекта Примерное количество страниц
  Введение 2-3
1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы 12-15
1.1. Понятийный аппарат 2-3
1.2. Теоретические подходы к изучаемой проблеме. 5-6
1.3. Методы, приемы развития (коррекции) социально-группового явления. 5-6
2. Исследование изучаемой проблемы на примере конкретной социальной группы 20-25
2.1. Социально-психологическая характеристика группы 3-5
2.2. Организация исследования. Анализ результатов диагностики. 7-9
2.3. Рекомендации по решению проблемы. Проект мероприятия. 10-11
  Заключение 2-3
  Библиографический список 1-2
  Приложения*  
  Всего страниц 35-45

*Примечание: материалы приложения не учитываются в общем объеме курсовой работы

Этапы организации курсового проекта.

Этап 1 – выбор социальной группы (10-20 человек): трудовой, школьный, студенческий коллектив.

Этап 2 – изучение и составление социально-психологической характеристики группы (п. 2.1.).

Этап 3 – выявление и формулирование проблемы (задачи) исследования, характерной (актуальной) для избранного коллектива. Постановка предварительной цели проектной работы.

Этап 4 – теоретическое изучение проблемы, вопроса (Глава 1).

Этап 5 – составление плана и подбор методов исследования – 2-3 диагностики (п. 2.2)

Этап 6 – проведение исследования, анализ результатов диагностик. Подтверждение, корректировка проблемы исследования, цели проектной работы.

Этап 7 – выработка рекомендаций и предложений, план организации мероприятия, направленного на устранение выявленной проблемы.

Содержание курсового проекта.

Указанные выше разделы курсового проекта имеют определенное внутреннее содержание.

Введение

Введение традиционно включает:

- Актуальность темы исследования

- Объект исследования

- Предмет исследования

- Цели

- Задачи исследования

- Степень разработанности проблемы в науке и практике

- Методику и методы научного исследования

Введение – вступительная часть, которая в сжатом виде отражает актуальность и суть курсовой работы.

Актуальностьтемы исследования – степень ее важности для решения конкретной проблемы (задачи, вопроса).

Объектисследования – часть объективной реальности в ее конкретном пространственно-временном проявлении. Выбор объекта совпадает с существующей классификацией или систематизацией наук.

Предметисследования – это категория, обозначающая определенную целостность, выделяемую в структуре объекта в виде ее основных, наиболее существенных свойств и признаков. Объект и предмет как категории научного исследования соотносятся между собой как общее и частное. Различные науки находят в одном и том же объекте различные предметы для исследования.

Определение объекта и предмета не обязательно в работах практико-ориентированной направленности.

Цель проекта – результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи логически вытекают из его общей цели и представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. Например: «Исходя из вышеуказанной цели проекта, его основными задачами являются: 1) изучить…, 2) выявить…, 3) проанализировать …, 4) разработать…, и т.д. Задачи необходимо формулировать как можно точнее и тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов курсового проекта, а также должны быть отражены в заключении в форме выводов по решению поставленных задач.

Степень и уровень разработанности проблемывключает в себя исторический экскурс развития темы, степень научной изученности проблемы. Дается оценка главных достижений и недостатков в исследовании темы в отечественной и зарубежной литературе.

Методика и методы научного исследования включают описание методов диагностики проблемы, которые использовались в практической части (п. 2.2.) и методики устранения, выявленной проблемы (п.2.3.)

Теоретические и методологические основы изучения проблемы (в конкретном курсовом проекте должна иметь свое название)

1.1. Понятийный аппарат

В этом параграфе необходимо сформулировать полно и четко основные теоретические понятия, связанные с темой вашей работы. Например, в теме «Влияние ролевой структуры команды на характер межличностных взаимоотношений в ней» необходимо рассмотреть сущность таких понятий как: команда, командные роли, ролевая структура команды, межличностные взаимоотношения и другие понятия, используемые в практической части работы.

Рассмотрите несколько вариантов толкований понятий, проанализируйте их отличия и изберите окончательный вариант, которому будете следовать при дальнейшем изложении материала. Обязательно аргументируйте свой выбор данного варианта толкования.

Для описания понятийного аппарата необходимо изучить энциклопедии, справочники, словари, предметные указатели основных учебников по выбранной теме, монографии и журнальные статьи (список рекомендованной литературы см. в приложении 1).

Помните – при оформлении работы необходимо делать ссылки на используемую литературу, чтобы ваша работа не считалась плагиатом. Поэтому, при подборе материла важно сразу записывать полную информацию об источнике и номер страницы, на которой находится найденное вами определение. Это в дальнейшем значительно сократит время на оформление работы (образец оформления библиографического списка см.в приложении 4).

1.2. Теоретические подходы к изучаемой проблеме

В этом разделе необходимо:

- определить сущность исследуемой проблемы, какие ученые рассматривали этот вопрос, какие теории сформулированы по этой теме. Необходимо перечислить все существующие точки зрения на эту проблему, сравнить и проанализировать противоречивые взгляды ученых на причины возникновения данной проблемы. Описать виды, принципы, закономерности данного социального явления. Например, в теме «Управление конфликтами в команде» в параграфе 1.2. можно описать структуру и виды конфликтов, этапы и фазы конфликта, способы разрешения конфликта, классификацию и причины возникновения конфликтов в организации, типы конфликтных ситуаций и др.

- дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), а также уровня ее реализации в практике работы организаций.

В некоторых случаях параграфы 1.1. и 1.2. могут быть объединены. Например, при рассмотрении таких тем как:

Командообразование в проекте

Командообразование и преимущества работы в команде

Командообразование как социально-психологическая проблема

Командообразование на предприятии в различных сферах деятельности

Подходы к формированию команды

Принципы и практика построения команды

Пути формирования эффективной команды

Реконструкция коллективной инженерной мысли в области машиностроения, механики (на примере анализа истории научных школ УГТУ-УПИ-УРФУ).

1.3. Методы, приемы развития (коррекции) данного социально-группового явления.

В этом параграфе важно подробно описать существующие в теории и практике методы развития или приемы, способы коррекции описанного вами явления. Например, в теме «Эффективность команды и особенности ролевой перцепции руководителя, его самооценки» необходимо рассмотреть методы повышения эффективности работы команды с точки зрения ученых, а также собрать и описать материал журнальных статей, раскрывающих практический опыт разрешения этой проблемы. Рассмотреть приемы развития самооценки.

Наши рекомендации