Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

6. Лабораторный практикум :

Практикум 1. Эконометрические модели

Задания 1. Рассчитать коэффициенты линейной регрессии.

Задание 2. Рассчитать факторную и остаточную дисперсию.

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов.

Практикум 2. Линейная регрессия

Задание:

1. Расчет линейной регрессии на компьютере (три способа).

2. Анализ статистической значимости результатов.

3. Подбор формы регрессионной зависимости.

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов.

Практикум 3. Фиктивные переменные

1. Дисперсионный анализ результатов.

2. Исследование частных корреляций.

3. Устранение коллинеарности.

4.Введение фиктивных переменных для исследования зависимостей от качественных переменных.

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов.

Практикум 4. Проблемы гетероскедастичности

Вопросы для обсуждения:

1.Оценка модели на гомоскедастичность и гетероскедастичность.

2.Устранение гетероскедастичности.

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов.

Практикум 5. Методы анализа временных рядов

Задание:

1. Оценка надежности полученных результатов.

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов

Практикум 6 - Временные ряды и прогнозирование

1. Задание:

1. Вычислить сезонную составляющую методом скользящей средней.

2. Вычисление тренда методом наименьших квадратов.

Вычисление компонент временного ряда методом фиктивных переменных.

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов

7. Практические занятия (семинары)

В планах для подготовки студентов к семинарским занятиям сформулированы вопросы, подлежащие уяснению по соответствующей теме.

Ре­комендованные в заданиях к соответствующим темам литератур­ные источники являются дополнительными к учебникам и учеб­ным пособиям. При этом следует иметь в виду, что дополнительная литература по теме студентом избирается по его усмотрению, а также с учетом наличия в читальном зале или абонементе науч­ной библиотеки института

Сформулированные в планах занятий по соответствующей теме вопросы, коллективно обсуждаются на семинарских занятиях. По мере необходимости, в ходе занятия, преподаватель может формулировать другие вопросы и тестовые задания, которые не нашли отражения в плане занятия.

Семинар 1. Повторение математических и статистических формул на основе экономико-математических моделей

1. Проверка гипотез на основе различных финансовых моделей

2. Проверка по критерию Фишера и Стьюдента

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов

Семинар 2 Эконометрический анализ

1. Задачи и история эконометрики.

2. Основные, классические задачи эконометрики

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов

Семинар 3. Теория измерения

1. Измерения в экономике

2.Основные концепции

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов

Семинар 4. Оценка параметров парной регрессии

1.По статистике Фишера сделать вывод о статистической значимости результатов.

2. Оценить ошибки параметров регрессии.

3. По статистике Стьюдента сделать вывод о качестве регрессии.

4.Дать прогнозные оценки полученных результатов.

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов

Семинар 5. Многофакторная линейная регрессия

1. Дисперсионный анализ результатов.

2. Исследование частных корреляций.

3. Устранение коллинеарности.

4. Введение фиктивных переменных для исследования зависимостей от качественных переменных.

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов

Семинар 6. Теории временныех рядов

3. Основные элементы временного ряда

2. Моделирование тенденций

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов

Семинар 7 - .Методы анализа временных рядов

1. Метод исключения тенденции.

2. Автокорреляция остатков. Критерий Дарбина Уотсона

Проверка выполнения домашней самостоятельной работы по решению задач и выполнению рефератов

Семинар 8. Методы сглаживания временных рядов

1. Лаги Алмон

2.Метод Койка

3.Метод главных компонент

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) (не предусмотрена):

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная:

1. ФИНАНСОВАЯ СТАТИСТИКА. Под ред. И.И. Елисеевой М. «Финансы и статистика» 2010г.

2. Практикум по эконометрике. Под ред. И.И. Елисеевой М. «Финансы и статистика» 2010г.

3.Мгнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. ФИНАНСОВАЯ СТАТИСТИКА: Начальный курс. Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. – М.: Дело, 1997. – 245 с.

  1. Доугерти К. Введение в эконометрику. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 402 с.
  2. С.Н. Астахов ФИНАНСОВАЯ СТАТИСТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ — Казань,: Школа. 2011 г. - 117 стр

Дополнительная:

1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. – М.: Юнити, 2009 1022 с.

2. Многомерный статистический анализ в экономике / Под ред. В.Н. Тамашевича. – М.: Юнити-Дана, 2009 — 598 стр.

3. Айвазян С.А., Енюков Й.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. – М.: Финансы и статистика, 1983.

4. Айвазян С.А., Енюков Й.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Исследование зависимостей. – М.: Финансы и статистика, 2010 г.

5. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков С.А., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. – М.: Финансы и статистика, 1989.

6. Бард Й. Нелинейное оценивание параметров. – М.: Статистика, 1979.

7. Демиденко Е.З. Линейная и нелинейная регрессия. – М.: Финансы и статистика, 1981.

8. Джонстон Д. Эконометрические методы. – М.: Статистика, 1980.

9. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. В 2-х кн. – М.: Финансы и статистика, 1986.

10. Себер Дж. Линейный регрессионный анализ. – М.: Мир, 1980.

11. Андерсон Т. Cтатистический анализ временных рядов. – М.: Мир, 1976.

12. Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. (Вып. 1, 2). – М.: Мир, 1972.

13. Дженкинс Г., Ваттс Д. Cпектральный анализ и его применения. – М.: Мир, 1971.

14. Гренджер К., Хатанака М. Cпектральный анализ временных рядов в экономике. – М.: Статистика, 1972.

15. Кендэл М. Временные ряды. – М.: Финансы и статистика, 1981.

16. Вапник В.Н. Восстановление зависимостей по эмпирическим данным. – М.: Наука, 1979.

17. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. – М.: Статистика, 1977.

18. Ермаков C.М., Жиглявский А.А. Математическая теория оптимального эксперимента. – М.: Наука, 1982.

19. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. – М.: Мир, 1967.

20. Розин Б.Б. Теория распознавания образов в экономических исследованиях. – М.: Статистика, 1973.

21. Справочник по прикладной статистике. – М.: Финансы и статистика, 1990.

22. Хьюбер П. Робастность в статистике. – М.: Мир, 1984.

23. Шеффе Г. Дисперсионный анализ. – М.: Наука, 1980.

11.Программное обеспечение:

Для обеспечения учебного процесса необходимо располагать компьютерным классом с ПК. В процессе обучения необходимо использовать компьютерныепрограмм MS Exsel, MS Word, MS Access, MS PowerPoint, Internet, специальные пакеты для статистической обработки.

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1.Компьютерный кабинет.2.Учебный зал. 3. Собственная библиотека института

13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Семинарские (практические) занятия — одна из важных форм аудиторных занятий со студентами, обеспечивающая наиболее активное участие их в учебном процессе и требующая от них углублённой самостоятельной работы. В планах для подготовки студентов к занятию сформулированы вопросы, определены номера задач или упражнения, которые необходимо решить при домашней подготовке или обсудить в ходе аудиторных групповых занятий, указаны контрольные вопросы или тесты для самопроверки.

При домашней подготовке к занятиям по каждой теме студенты должны проработать конспекты лекций, литературные источники, выбрать дополнительную литературу по своему усмотрению, подготовить ответы на вопросы, решить задачи и т.д.

Сформулированные вопросы и задачи в планах занятий по теме коллективно обсуждаются. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может задавать другие вопросы и задачи.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого материала, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать их на умение применять теоретические знания на практике. В процессе этой деятельности решаются следующие задачи:

- научить работать с учебной литературой;

- формировать у них соответствующие знания, умения и навыки

- стимулировать профессиональный рост студентов, воспитывать творческую активность и инициативу.

Самостоятельная работа студентов предполагает:

- подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, ответы на вопросы, решение задач и т.д.) ;

- подготовку к итоговой аттестации.

Учебный процесс сопровождается использованием компьютерных обучающих программ, контрольных заданий и тестов, деловых инновационных игр, пакетов прикладных программам.

В настоящее время необходимо использовать разнообразные приемы активизации творческих способностей студентов. Для этого предусмотрены выступления с докладами по актуальным проблемам экономической теории, проведение круглых столов, проблемных лекций и деловых игр.

В конце своей деятельности группы готовят отчеты, которые защищают перед коллективом всей учебной группы. Таким образом, достигается развитие у студентов управленческих навыков, чувство команды и др.

В середине семестра необходимо проведение промежуточного контроля в форме тестирования. Таким образом, возможно проведение промежуточного и конечного тестирования, по результатам которых проводится рейтинговая оценка студентов. Эта оценка может быть использована на экзамене в качестве первой, пробной оценки.

Наши рекомендации