Иногда лидер должен гневаться
Вопрос: Царь Притху был кшатриему но он был также и преданным. Почему же тогда он разгневался на Мать Землю и хотел убить ее, даже не выслушав ее объяснений, почему она перестала производить зерно?
Ответ:Существует ошибочное мнение, что духовный человек, божественный монарх или другой лидер-слуга никогда не приходит в гнев. Особенно это ожидается от тех, кто идет по пути духовности. Но ведь порой гнев — это проявление любви. Родители сердятся на ребенка, потому что хотят ему блага. Если родители не обращают внимания на проступки ребенка, значит, они недостаточно его любят. Таким образом, иногда причиной гнева является забота и участие.
Аналогичным образом, каждый лидер-слуга заботится о своих последователях. Он любит своих подопечных, и верит в них, и хочет позаботиться об их подлинных нуждах. Поэтому, когда кто-то из них делает что-либо, могущее привести к деградации его самого или других, лидер-слуга приходит в беспокойство и может разгневаться. В данном случае царь Притху разгневался, поскольку его подданные голодали.
Все мы слышали выражение: ненавидеть грех, но любить грешника. Мы должны постоянно напоминать себе о том, что Бог любит каждого и все наши проявления любви — это служение Богу. Однако существуют люди, которые пытаются забыть о том, что они — слуги Бога. Лидер-слуга видит заложенный в таких людях огромный потенциал, поскольку понимает, что служить Богу — их истинная природа. Он видит также, что они сошли с верного пути, и поэтому старается пробудить присущие им от природы замечательные качества. Если кто-то или что-то препятствует этому, лидер-слуга может разгневаться и предпринять шаги, необходимые для исправления ситуации.
В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что первым делом царь Притху спросил своих подданных, не в их ли собственных проступках причина их проблем. Когда же он понял, что причина в самой Матери Земле, его гнев обратился на нее. Это свидетельствовало о том, что царь, чувствуя на себе ответственность за тех, кто находился под его властью, не проявлял ни безразличия, ни пристрастия. Это также показывает, что божественный монарх был готов тотчас прийти на помощь своим подданным, если они в ней нуждались. Зачастую можно видеть, что, несмотря на страдания людей, правительство либо вообще не предпринимает усилий, чтобы помочь им, либо делает это недостаточно быстро. Часто мы можем видеть руководителей, которые не хотят заниматься проблемами своих подчиненных; они пытаются сохранить свою хорошую репутацию и заслуги, не решая реальных проблем. Вникать в проблемы других людей — это немалый труд. Иногда кажется, что легче давать советы по «латанию дыр», просто чтобы организация или община продолжала функционировать, не вникая в истинную суть проблемы. Такого рода безразличие весьма характерно для большинства руководителей. И чтобы спрятать этот грех от других, они держат свои действия в секрете, раскрывая их только избранным.
Излишняя скрытность
Стиль менеджмента, основанный на скрытности, очень опасен. Излишняя скрытность приводит к тому, что слишком многие вещи оказываются покрытыми тайной, что порождает слухи и кривотолки, а это, в свою очередь, наносит удар по любви и доверию. Любовь основана на доверии, а доверие основано на открытости и коммуникации. Там, где существует открытость и коммуникация, люди верят в то, что руководство действует во благо своим подчиненным.
В истории из «Шримад-Бхагаватам», повествующей о том, как Кришна поднял холм Товардхан, Кришна говорит Своему отцу, царю Нанде, что святые ни от кого не держат секретов, поскольку не хотят строить отношения на двойственности друзей и врагов. Святой — благожелатель каждого. Поэтому, когда ему приходится что-то скрывать от других, он делает это с большой неохотой.
Я не собираюсь отрицать важности сокровенных, близких отношений. Такая форма конфиденциальности может быть полезной. Есть вещи, которые необходимо доводить до сведения каждого, и есть вещи, которые принесут больше пользы общине и каждому в отдельности, если делаются в частном порядке. Однако сейчас мы говорим о необоснованной скрытности, о сознательных усилиях, направленных на то, чтобы не сообщать или даже скрывать важную информацию.
Ганди считал скрытность пособницей насилия. Он говорил, что скрытность представляет угрозу миру, поскольку без открытости и доверия не может быть мира.
Мы живем в век информации, однако, даже несмотря на это, постоянно предпринимаются попытки блокировать людям доступ к информации, что порождает антагонизм, страх и сомнения.
Если лидер опирается в своем менеджменте на скрытность, дезинформацию и полуправду, это очень опасно. Конечно, Бхишмадева в своих наставлениях упоминает конфиденциальность, и из этого можно понять, что в определенных ситуациях конфиденциальность вполне уместна, особенно, если окружение неблагоприятно. В периоды большой опасности или трудностей можно временно строить свою политику на конфиденциальности, чтобы восстановить порядок и справедливость, однако в зрелом, гармоничном обществе это не должно быть постоянной практикой. В любом случае, менеджеры должны быть честными и открытыми, если они хотят поддерживать в организации атмосферу любви и доверия.
У нас должны быть высокие цели. И нам следует быть очень осторожными, чтобы не избрать для достижения этих целей методы, которые разрушают атмосферу открытости, ответственности и доверия среди членов организации.
ГОРДОСТЬ И ЭГО
Вопрос: Царь Притху является примером могущественного лидера, обладавшего огромным богатством, но при этом он совершенно не возгордился. Могут ли современные лидеры оставаться скромными, несмотря на большие богатства и множество последователей?
Ответ: Гордость и ложное эго — злейшие враги того, кто хочет стать лидером. В своей последней книге «Нищий - 3: ложное эго — злейший враг духовного лидера» я подробно рассматриваю этот вопрос. Когда у лидера появляются последователи и его начинают восхвалять, достаточно легко привязаться к этим похвалам и начать думать о себе лучше, чем ты есть на самом деле. Существует множество примеров лидеров, которые были смиренными и преданными делу в первые годы своего руководства, однако, достигнув некоторого успеха, опьянели от гордости и утратили концентрацию на цели. Похвала подобна наркотику. Именно поэтому в «Бхагавад-гите» сказано, что мы должны равно относиться как к счастью, так и к страданию.
Возможно, это утверждение покажется странным. Вы можете подумать, что человек, который равно относится к счастью и страданию, является нигилистом. Однако причина, по которой мудрый равно относится к счастью и страданию, состоит в том, что, привязавшись к счастью, мы будем заниматься той или иной деятельностью лишь до тех пор, пока нас хвалят и все получается легко. Как только эта ситуация изменится, мы потеряем всякий энтузиазм продолжать свое дело. Если основным стимулом нашей деятельности является похвала, мы не будем столь же решительны, не получая ее. Аналогично, если человека слишком пугают трудности, он будет испытывать депрессию перед лицом испытаний, вместо того, чтобы использовать их как стимул к самосовершенствованию. Таким образом, он упустит хорошую возможность улучшить свое служение. И та, и другая крайность разрушительно влияют на деятельность лидера-слуги.
Лидер-слуга всегда готов служить. Он рассматривает любые трудности как возможность для личностного роста и для встречи с чудом. Чем более сложной является ситуация, тем более удивительного ее разрешения ожидает лидер-слуга. В каждой новой ситуации он видит новую возможность служить Богу и славить Его. Что же касается похвал, лидер-слуга понимает, что его сегодняшний успех в будущем может стать причиной его падения.
Для многих руководителей корпораций и общин успех таит в себе огромную опасность. Как правило, условия, благодаря которым они смогли достичь успеха, временны. Если нам удалось добиться успеха, следуя определенной, парадигме, мы будем пытаться продолжать следовать ей, в надежде снова добиться успеха. Однако времена и обстоятельства меняются, и та же парадигма может уже не действовать. И упорное следование одним и тем же схемам может стать причиной краха, а не успеха. Если даже организацию не постигнет полный крах, из-за упрямства лидера она может переживать период застоя.
Если лидер горд, он слишком сильно привязывается к своим прежним достижениям. Однако, если он обладает истинным смирением, его мышление остается ясным и он способен быстрее реагировать на возникающие возможности. Гордый человек более уязвим, чем тот, кто смиренен. Под влиянием гордости человек может стать жертвой эгоизма, опьянения, вожделения, зависти и жадности. Изучая жизни божественных монархов, можно заметить одну очевидную истину: несмотря на то, что они обладали огромной властью и, когда необходимо, были чрезвычайно требовательны, в других ситуациях они могли проявить потрясающее смирение — готовность выслушать чужое мнение о себе, чтобы узнать, как им улучшить свое служение людям.
Это еще один признак здорового менеджмента: готовность лидер-слуги выслушать отзывы о своей деятельности. Иногда он даже может установить специальную систему для того, чтобы регулярно получать такие отзывы. Если он действительно хочет служить своим подопечным, ему необходимо постоянно быть в курсе их потребностей и переживаний, и лучший способ сделать это — узнать об этом непосредственно от них. В своих наставлениях Бхишмадева объясняет, насколько важно царю иметь агентов, которые бы наблюдали за тем, что происходит в обществе, и затем сообщали эту информацию царю. Возможно, кто-то назовет этих людей шпионами, однако их цель состояла в том, чтобы узнавать мнение людей, действуя инкогнито, и передавать эту информацию царю ради блага самих же граждан. Божественный монарх с благодарностью принимал эти отзывы и затем решал, как ему действовать, чтобы лучше служить своему народу.