Важность хорошего руководства

Когда ресурсы и энергия, вложенные в определенные про­екты, не приносят адекватной отдачи, мы имеем дело с ситуацией, называемой «спадом». Иными словами, отдача все уменьшается и уменьшается, пока не достигает минимума. Существуют различные формы правления и разнообразные системы руководства, и цель всех их — организовывать дея­тельность людей и управлять ими. Каждая из этих систем оказывает значительное влияние на жизнь, успехи и достиже­ния людей. Если лидер лишен понимания высшей цели, обычные люди, всегда склонные за кем-то следовать, оказы­ваются в замешательстве. Многие великие философы при­знавали этот факт. Вольтер писал, что, поскольку в людях за­ложена склонность к добровольному подчинению, они готовы следовать любым причудам, если это считается нор­мальным в современном им обществе.

Из ведических писаний мы узнаем, что лучшая система правления — это божественная монархия, и именно эту сис­тему рекомендует Сам Господь. В то же время, монархия - это система, которую легче всего извратить и которая, в слу­чае неправильного применения, может стать источником со­циальной катастрофы. Когда к власти приходят люди с демо­ническим образом мыслей, они начинают злоупотреблять своей властью и порождают в обществе страшный хаос. Та­ким образом, хотя божественная монархия приносит гражда­нам огромное благо, сейчас это скорее мечта, чем реальность. Поэтому в наше время более предпочтительными могут ока­заться другие системы правления. Попробуем рассмотреть некоторые из них. Однако не забывайте: все они уступают бо­жественной монархии, во главе которой стоит поистине квалифицированная личность, способная защитить своих подданных и обеспечить их благосостояние.

СИСТЕМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Социализм — это система, которая предполагает коллек­тивный контроль над средствами производства и системой распределения материальных благ. В теории, когда вся соб­ственность становится «общей», социализм перерастает в коммунизм. Хотя идеальное коммунистическое общество должно быть бесклассовым, в недалеком прошлом мы виде­ли, что во всех коммунистических странах государственная власть принадлежала тоталитарным режимам. Атеистичес­кое тоталитарное правительство навязывало людям опреде­ленные взгляды «ради их же блага», не допуская никаких разногласий.

Другой вид правления — диктатура. Диктатор занимается эксплуатацией людей ради укрепления своей власти и дости­жения своих целей. Те же, кто не подчиняется его (или ее) власти, подвергаются наказанию. Фактически, при данной си­стеме людей вынуждают признать точку зрения диктатора. История показывает, что диктаторы зачастую одержимы ма­нией величия, и их мало интересует что-либо помимо собст­венных планов. При таком режиме люди чувствуют, что их эксплуатируют, и потому несчастны.

Далее следует олигархия, что дословно означает «власть небольшой группы людей». Лидером становится тот, кто из­бран этой группой людей из своего числа. Другими словами, обычные люди не участвуют в формировании руководства; полномочия назначать председателя, его заместителя, казначея и других должностных лиц имеют только члены группы избранных. Некоторые организации и общины обращаются к этой форме правления, считая ее достаточно удачной, по­скольку она дает возможность иметь сильного руководителя и в то же время исключает возможность злоупотребления властью. Олигархия дает обществу подобие монарха, власть которого через некоторое время переходит к другому лидеру данной системы правления. Благодаря четко налаженному контролю такой подход позволяет избежать опасности воз­никновения диктатуры.

Существует также демократия, которая в определенном отношении представляет большую опасность, чем другие си­стемы. Так, в коммунистических странах, например, общест­во могло двигаться только в одном направлении — в том, ко­торое указывает тоталитарное правительство. Преимущество такого тоталитарного режима в том, что политика государст­ва и положение граждан четко определены, и не существует никакой неясности в отношении целей и задач.

При демократическом же правлении жизненные ценности становятся весьма расплывчатыми. Демократия определяется как «правительство народа и для народа», однако при нынеш­нем положении дел это совершенно неосуществимо. К влас­ти приходит та партия, которая имеет большее влияние, а большим влиянием обладают те, у кого больше денег на рек­ламную кампанию. Демократия не приносит людям равенст­ва, хотя и претендует на это.

Иногда демократию называют «демон-кратией»*. (* В оригинале это звучит еще сильнее: demonсгасу = demon-сrаzу, что означает «сумасшедший демон». (Прим, перев.))

Причина в том, что этой форме правления присущ один существен­ный недостаток: истина определяется большинством голо­сов. Однако то, что какое-то решение принято большинством голосов, еще не доказывает его истинности. Например, если дети устроят голосование, сколько дней в неделю они хотели бы ходить в школу, то весь учебный год сократится до нескольких дней. Аналогичным образом, материалистичные не имеющие представления о цели жизни, с удовольствием согласятся на бездуховность и низменные жизненные ценности, тем самым создавая хаос в обществе. Определенно, всенародное голосование - - не лучший способ определить, что хорошо, а что —плохо.

Есть еще один вид демократии, к которому обращаются многие последователи Нью Эйдж — это идея полного кон­сенсуса. Такой тип руководства также имеет свои недостат­ки Для достижения полного консенсуса необходимо об­суждать вопрос до тех пор, пока все не придут к взаимному согласию. И хотя кажется, что конечный результат удовле­творяет каждого, это далеко не так. К моменту достижения консенсуса многие люди уже просто устали от бесконеч­ных обсуждений и согласны на все. Они готовы подписать­ся под любым решением, лишь бы им дали возможность заниматься своим делом. В результате возникает множест­во нездоровых компромиссов, которые, как правило, вовсе не гарантируют взаимовыгодного решения для всех заин­тересованных сторон. Единодушное одобрение сводится, в конечном счете, к тому, что люди просто вынуждены со­гласиться принять какой-то вариант. Такую модель можно часто встретить в общинах, где стремятся создать дух забо­ты о каждом ее члене. Но при отсутствии понимания выс­ших принципов такие попытки оказываются всего лишь пустыми сантиментами.

И все же, несмотря на все недостатки демократии, многие по-прежнему считают ее наилучшей формой правления. В конце концов, ведь демократия основана на идее равенст­ва. Однако вайшнавы и ведические философы не признают этой предпосылки. Даже на физическом уровне очевидно, что каждый человек уникален, как убедительно пишет в сво­ей книге «Энергия менеджмента» Барбара Грей:

1. Вероятность того, что отпечатки пальцев двух разных людей совпадут, составляет 1:64000000000.

2. Не существует двух одинаковых лиц.

3. Изучение электронных диаграмм речи разных людей пока-зывает, что каждая из них не похожа на другую.

4. Почерк каждого из нас уникален. Подделать почерк, ко­нечно, можно, но это требует огромного опыта.

5. Ищейка способна отличить запах определенного человека среди миллионов других запахов.

6. Энцефалограмма каждого человека неповторима.

7. Каждый ребенок рождается с определенным, только ему присущим ритмом сна и бодрствования. Ритм дыхания каждого новорожденного также уникален.

8. Каждая клетка тела содержит уникальные молекулы ДНК, в которых записана информация обо всем теле.

9. Даже радужная оболочка глаза у каждого из нас разная.

Возможно, вам покажется странным то, что вайшнавы, бу­дучи людьми сострадательными, не признают всеобщего ра­венства. Сострадание — это способность сопереживать и глу­боко сочувствовать страданиям и несчастьям людей, а также стремление облегчить их боль или устранить ее причину. Со­страдание основано на сочувствии, на способности «ощу­щать» боль другого человека так, словно это наша собствен­ная боль. Таким образом, равенство является основой сострадания. Как же могут вайшнавы, будучи духовными людьми, людьми, которые заботятся о благе всех живых существ и осознают, что источником всего является Бог, ут­верждать, что равенства не существует?

Дело в том, что вайшнавы видят равенство в его самом глубином смысле. Равенство всех живых существ означает, что каждый является вечной душой, неотъемлемой частью Бога, и том смысле все люди равны. Что касается тел, то они все различны. Существует определенная иерархия, основанная наспособности определенного существа управлять матери­альной природой. В данном случае имеются в виду не выду­манные человеком, а естественные отличия.

«Все изменения и все разнообразие, касающиеся живых су­ществ, относятся к телу. В духовном же отношении все живые существа одинаковы». («Бхагавад-гита», 13.20, комментарий)».

Как вечные души, все мы имеем равные возможности в том, что касается постижения своей истинной природы и наших взаимоотношений со Всевышним Господом. Однако и это может быть неправильным, с политической точки зре­ния, — мы все разные в том, что касается желаний, интересов, материального могущества и знаний. Эти различия обус­ловлены тем, как материальные гуны влияют на нас, что, в свою очередь, определяется нашими желаниями и прошлы­ми поступками. Считать всех «одинаковыми» в этом смыс­ле — означает отрицать уникальные способности и потреб­ности каждого человека.

Итак, прежде чем мы сможем осознать необходимость монархии, необходимо понять естественность иерархии. На основе этого понимания мы сможем приступить к изу­чению демократии, с тем, чтобы выяснить, в чем ее действи­тельные преимущества и что мы только по неведению счи­таем таковыми.

Наши рекомендации