Основные составляющие системы
Профилактики наркомании в школе и их взаимосвязь
Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).
Медико-психолого-педагогическая служба:
Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).
Школьный психолог обеспечивает:
· организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
· психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
· психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
· выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;
· организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог несет ответственность:
за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
· организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;
· систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).
Органы ученического самоуправления: проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.
Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделания».
Районная наркологическая служба организует:
· информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;
· лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;
· консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.
План мероприятий
№ | Направления деятельности | Цель | Ответственный | Сроки |
Подготовительный этап | ||||
1. | Подбор методической литературы, посвященной вопросам профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде | Ознакомление с информацией о ПАВ и профилактическими программами и определение направлений деятельности для собственной работы | Библиотекарь | Август |
2. | Назначение ответственного за профилактическую работу, распределение объема работы между специалистами, решение вопросов стимулирования педагогического коллектива за ведением профилактической деятельностью | Координация деятельности специалистов профилактики | Директор | Сентябрь |
3. | Проведение совещания по обучению правилам и способам организации системы работы по профилактике употребления ПАВ в учебном заведении | Корректировка учебно-воспитательного процесса в связи с задачами профилактики; Оказание методической помощи педагогам в разработке профилактических занятий с детьми, родителями и коллегами | Зам. директора по УВР | Октябрь |
3. | Проведение совещания по обучению правилам и способам организации системы работы по профилактике употребления ПАВ в учебном заведении | Корректировка учебно-воспитательного процесса в связи с задачами профилактики; Оказание методической помощи педагогам в разработке профилактических занятий с детьми, родителями и коллегами | Зам. директора по УВР | Октябрь |
4. | Анкетирование «Что вы знаете о вреде курения» «Тест-контроль по определению уровня знаний ВИЧ, наркомании» «Последствия употребления ПАВ» «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки» | Выявление информированности о причинах, формах и последствиях употребления ПАВ; Выявление учащихся, употребляющих ПАВ (курение, алкоголь и др.) | Педагог-психолог Социальный педагог | Сентябрь |
5. | Изучение жилищных условий, ближайшего окружения ребенка, склонного к употреблению ПАВ | Выявление социального статуса ребенка в среде сверстников, в семье, и причин употребления ПАВ (курение, алкоголь) | Классный руководитель Социальный педагог | Октябрь |
6. | Взаимодействие с органами здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами и др., занимающимися профилактической и реабилитационной работой. | Планирование совместных мероприятий со специалистами школы | Администрация школы Фельдшер Социальный педагог | Регулярно |
Организационный этап | ||||
1. | Организация медицинского осмотра детей. Направления детей по показаниям на психотерапевтическую или наркологическую помощь, социально-реабилитационный центр. | Выявление заболеваний и оздоровления учащихся. | Фельдшер | Сентябрь Май |
2. | Организация просветительской работы с родителями: оформление стендов на темы «Родителям и педагогам: все о наркотиках», «Родители! Будьте рядом» и т.д. | Информирование родителей о проблеме употребления ПАВ | Социальный педагог | Ноябрь |
3. | Оформление стендов для учащихся «Сделай правильный выбор», «Береги себя и своих друзей», «Не допусти беды», «Алкоголь и подростки», «Курение и подростки», «Школьникам о ВИЧ-инфекции», «Здоровый образ жизни- залог здорового будущего» и др. | Информирование учащихся о проблеме употребления ПАВ | Классные руководители | Декабрь |
4. | Организация родительских собраний (классных и общешкольных) совместно с ОДН Шекснинского РОВД, КДН, реабилитационным центром для несовершеннолетних, специалистов школы «Мифы и факты о табаке и алкоголе», «Как поведение родителей влияет на ребенка», «Научите говорить ребенка НЕТ!», «Воспитание здорового ребенка в семье», «Подросток в мире вредных привычек», «О вреде курения», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Вредные привычки», «Профилактика в раннем возрасте», «Ответственность родителей за воспитание детей». | Оказание педагогической поддержки родителям. Нахождение путей преодоления кризиса отношений «взрослый- подросток», сплочение семьи. | Администрация школы Классные руководители Педагог-психолог Социальный педагог Врач нарколог ЦРБ | Октябрь Февраль Май |
5. | Организация практических занятий с учащимися (классные часы): -«Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ» -«Сумеешь ли ты сказать НЕТ!» -«Не допустить беды» -«Причины и последствия употребления наркотиков» -«Алкоголь и дети» -«Профилактика негативных явлений» | Дать понятие «юридической ответственности личности»; Показать сложность и многоаспектность проблемы употребления ПАВ; Информирование подростков об административной ответственности | ОДН КДН Специалист по делам молодежи Врач нарколог ЦРБ | По планам классных руководителей |
6. | Проведение бесед профилактического характера во внеурочное время: «Курильщик- сам себе могильщик» «Алкоголизм. Его опасность» «Безобразны» в природе и жизни человека» «В мире соблазнов» «Человек и его ошибки» «Есть ли у меня враги» и др. | Формирование ЗОЖ, повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся. Научить выдвигать убедительные аргументы против ПАВ в реальных жизненных ситуациях. | Воспитатели старшей группы продленного дня | По планам классных руководителей |
7. | Проведение бесед профилактического характера во внеурочное время: «Полет и падение» «Хорошие и плохие вещества» «Добрые дела» «Обычные яды» «Правда и ложь» и др. | Воспитывать уважительное отношение к людям, отказавшимся от вредных привычек, | Воспитатели младшей группы продленного дня | По планам классных руководителей |
8. | Проведение бесед профилактического характера во внеурочное время: «Вредные привычки» «О вреде курения» «Как стать взрослым» «Курить – здоровью вредить» «На привычку есть отвычка» «Кто с закалкой дружит- никогда не тужит» «Полезные и вредные привычки» «Губительная сигарета» | Помочь учащимся понять, что здоровье является важнейшей социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. | Классные руководители 2-4 классов (младшее звено) | По планам классных руководителей |
9. | Проведение бесед профилактического характера во внеурочное время: «История приобщения к курению» «Определение здорового образа жизни» «Определение химической зависимостей» «Статистика определения ПАВ» «Ответственность за прием ПАВ» «История винопития на Руси» «Привычка и привыкание» «Пути ухода от приема ПАВ» «Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ» «Здоровье не купишь – его разум дарит» «СПИД- смертельная угроза» | Расширить знания школьников о вредных привычках, воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества, побуждать к нравственному самосовершенствованию. | Классные руководители 6-9 классов (старшее звено) | По планам классных руководителей |
10. | Ролевые игры: «Губительная сигарета» «Скажем НЕТ вредным привычкам» | Формирование коммуникативных умений, определить последствия курения для организма человека. | Воспитатели интерната | По планам классных руководителей и воспитателей |
11. | Ролевые игры: «Умей сказать НЕТ!» «Точка зрения» «Скульптуры» | Ознакомление учащихся с психологическими механизмами привыкания к ПАВ. | Воспитатели старшей группы продленного дня | По планам классных руководителей и воспитателей |
12. | Ролевые игры: «Умей сказать НЕТ!» «Нет, уважаемый сударь!» | Формирование отрицательного отношения у учащихся к вредным привычкам | Воспитатели младшей группы продленного дня | По планам классных руководителей и воспитателей |
13. | Ролевые игры: «Суд над наркоманией» «Умей сказать НЕТ!» «Береги здоровье смолоду» | Формирование отрицательного отношения у учащихся к вредным привычкам | Классные руководители 2-4 классов (младшее звено) | По планам классных руководителей и воспитателей |
14. | Ролевые игры: «За и против» «Не допусти беды» «Жить или укололоться» «Суд над табаком» | Формирование осознанного негативного отношения к употреблению ПАВ. | Классные руководители 6-9 классов (старшее звено) | По планам классных руководителей и воспитателей |
15. | Деловые игры: «Орел или решка» «Это я» «Игры, в которые играют люди» | Уметь выбирать достойные способы общения, основанные на уважительном отношении друг к другу; Научиться содержательному проведению досуга, уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации | Воспитатели старшей группы продленного дня | По планам классных руководителей и воспитателей |
16. | Деловые игры: «Курить или жить» «Добрые дела» | Формирование полезных привычек; Закрепление и углубление знаний, полученных в ходе профилактических бесед | Воспитатели младшей группы продленного дня | По планам классных руководителей и воспитателей |
17. | Игра- путешествие «В поисках страны Здоровья» | Формирование навыков здорового образа жизни | Районная детская библиотека Библиотекарь школы | Апрель |
18. | Обзор периодических изданий о жизни подростков, находящихся в наркологической зависимости. Выставка- просмотр «Предупрежден, значит защищен» | Информирование подростков с целью пропаганды безопасного стиля поведения | Библиотекарь | Октябрь Март |
19. | День информации «Здоровье не купишь, его разум дарит» «Азбука здоровья» | Информирование подростков с целью пропаганды здорового образа жизни | Районная детская библиотека | Январь |
20. | Просмотр документальных фильмов «Исход» (о вреде алкоголизма и наркомании) «Подари мне надежду» (проблема СПИДа) «Кто крикнет «брось» (тема подростковой наркомании) «Где-то есть дом» (проблемы токсикомании, бродяжничества) «Горькая рябина» (тема подросткового алкоголизма) «Следствия легкомыслия» (женский алкоголизм) | Распознавать симптомы наркотического опьянения, иметь представление о типичном поведении одурманенных и способах общения с ним; Определить скрытые мотивы приема ПАВ | Специалист районной кинофикации | Октябрь Февраль Апрель |
21. | Работа с детьми из семей, где родители злоупотребляют алкоголем: диагностика семей, оказание наркологической помощи через РЦ, сопровождение ребенка, вовлечение ребенка в систему дополнительного образования | Информировать несовершеннолетних и их родителей о государственных закона, о правах и ответственности за их нарушения; Способствовать успешной социализации несовершеннолетних, осознанию жизненных целей, развивать навыки личностного контроля над ситуацией | Социальный педагог | Регулярно |
Адаптационный этап | ||||
1. | Игры- дискуссии: «Наркоманы – особые, особенные или…» «Тихая дискуссия» | Разъяснение опасности возможного приобщения к наркотикам | Воспитатели старшей группы продленного дня | По планам классных руководителей и воспитателей |
2. | Игры-дискуссии «Курить – это вредно?» | Формирование осознанного негативного отношения к курению | Воспитатели интерната | По планам классных руководителей и воспитателей |
3. | Игры-дискуссии: «Я выбираю жизнь» «Распознай наркомана» «Береги себя и своих друзей» «Внимание, СПИД» «Стремление изведать все» | Формирование навыка безопасного поведения (противостояния контактам с употребляющими ПАВ); Тренировка навыков самоконтроля | Классные руководители 6-9 классов (старшее звено) | По планам классных руководителей и воспитателей |
4. | Викторины: «Похититель рассудка» «Здоровье на «отлично» | Закрепление и углубление знаний, полученных в ходе профилактических бесед | Классный руководитель 9 класса Фельдшер | Май 2008 Май 2009 |
5. | Круглые столы с учащимися: «Спорт и здоровье» «Скажите доктор…» «Профилактика зависимости» «Разговор начистоту» | Развивать умение контролировать ситуацию, научиться принимать за себя ответственность за собственную жизнь; Расширить и углубить информацию о ПАВ и СПИДе, сделать ее более полной и дифференцированной | Воспитатели интерната Фельдшер Классные руководители 6-9 классов Социальный педагог | По планам классных руководителей и воспитателей |
6. | Конкурс рисунков, плакатов «Курить или жить» «Мы против ПАВ» «Я против наркотиков» «Первые шаги к здоровому будущему» | Актуализировать значимость здоровья для человека; Способствовать развитию творческих способностей учащихся | Педагог- организатор Специалист отдела по делам молодежи | Октябрь Апрель |
7. | Спортивные праздники «Кто со спортом дружит, никогда не тужит» «Мы мороза не боимся…» «Карусель здоровья» | Укрепление здоровья, совершенствование всестороннего физического развития организма, воспитание дисциплинированности, чувства дружбы, товарищества и самоконтроля | Начальное звено (2-4 классы) Учитель физкультуры | Октябрь Январь Апрель |
8. | «Осенний марафон» «Здоровая планета» «Спорт и мы» | Укрепление здоровья, совершенствование всестороннего физического развития организма, воспитание дисциплинированности, чувства дружбы, товарищества и самоконтроля | Старшее звено (6-9 классы) Учитель физкультуры | Октябрь Январь Апрель |
9. | Участие в соревнованиях, проводимых Комитетом по физической культуре и спорту Вологодской области | Интеграция и социализация детей-инвалидов в общество | Учитель физкультуры | По плану Комитета |
10. | Литературно-музыкальная композиция «Что с разумом не ладит» «Посеешь привычку - пожнешь характер» | Формирование духовного облика, воспитание эстетических чувств, развитие эмоционально-волевой сферы | Учитель музыки Педагог-организатор | Апрель 2008 г. Октябрь 2009 г. |
Профилактический этап | ||||
1. | Психологические тренинги (личностные и поведенческие) «Умения принимать решения» «Умение отвечать за себя» «Что такое наркотики» «Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь» «Употребление табака, табакизм» «Алкоголь» «Токсические вещества» «Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики» «Никогда не пробовать и не употреблять - хорошо» «Сопротивление давления со стороны» | Помощь в осознании перспективы жизни, осознание эмоциональной привлекательности будущего без зависимостей; Создание условий, способствующих приобретению подростками нового положительного социального опыта для личностного развития | Педагог-психолог | По плану педагога-психолога |
2. | Анкетирование «Что вы знаете о вреде курения» «Тест-контроль по определению уровня знаний ВИЧ, наркомании» «Последствия употребления ПАВ» «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки» | Выявление информированности о причинах, формах и последствиях употребления ПАВ; Выявление учащихся, употребляющих ПАВ (курение, алкоголь и др.) | Педагог-психолог Социальный педагог | Апрель |
3. | Контроль дисциплины: посещение школы, поведение на уроках, выполнение режима дня и правил поведения в школе и интернате; Регулярное выявление учащихся, склонных к употреблению ПАВ | Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Зам. директора по УВР Социальный педагог | Регулярно |
4. | Оказание консультационной правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов; Индивидуальное собеседование с родителями ребенка, склонного к приему ПАВ. Выработка совместных стратегий | Помощь несовершеннолетним и их родителям, попавших в трудную жизненную ситуацию | Администрация Социальный педагог Педагог-психолог | По мере необходимости |
5. 6. 7. 8. 9. | Работа с педагогическим коллективом: Совещания: «Эффективность подхода к профилактике употребления ПАВ» «Координация усилий семьи и школы в профилактике здорового образа жизни» Семинары-практикумы: «Основные школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся» «Здоровье учителя. Возможности самосовершенствования» Тренинг жизненных навыков Экскурсия в Вологодский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИДом (Центр иммунологии) (г.Вологда, ул. Щетинина, 17 А) 8-9 классы Итоговая конференция «Здоровьесберегающее пространство школы - от теории к практике» с участием педагогов школы, представителей РЦ, ОДН, КДН, ЦРБ, специалистов по делам молодежи, родителей | Ознакомить педагогов с основными категориями профилактики ПАВ Формирование ЗОЖ, повышение социальной активности и укрепления здоровья у учащихся и родителей. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов Снятие психоэмоционального напряжения, развитие жизненных навыков: общения, принятия решения, саморегуляции, преодоление жизненных трудностей Дать учащимся основы теоретической подготовки, которые позволят обезопасить себя от заболевания СПИДом Дать общее представление о здоровьесберегающем пространстве школы и условиях его формирования; Мониторинг результатов здоровьесберегающей работы школы | Администрация Администрация Педагог-психолог Педагог-психолог Администрация Администрация Педагог-психолог Социальный педагог | Октябрь Декабрь Январь Март По плану педагога-психолога 1 раз в четверть Май 2009 г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета, направленная