Основные составляющие системы

Профилактики наркомании в школе и их взаимосвязь

Основные составляющие системы - student2.ru

Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.

Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).

Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.).

Медико-психолого-педагогическая служба:

Школьный врач обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).

Школьный психолог обеспечивает:

· организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;

· психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

· психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);

· выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;

· организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность:

за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

· организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;

· систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).

Органы ученического самоуправления: проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для «ничегонеделания».

Районная наркологическая служба организует:

· информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;

· лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;

· консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.

План мероприятий

Направления деятельности Цель Ответственный Сроки
  Подготовительный этап      
1. Подбор методической литературы, посвященной вопросам профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде   Ознакомление с информацией о ПАВ и профилактическими программами и определение направлений деятельности для собственной работы Библиотекарь Август
2. Назначение ответственного за профилактическую работу, распределение объема работы между специалистами, решение вопросов стимулирования педагогического коллектива за ведением профилактической деятельностью Координация деятельности специалистов профилактики Директор Сентябрь
3. Проведение совещания по обучению правилам и способам организации системы работы по профилактике употребления ПАВ в учебном заведении Корректировка учебно-воспитательного процесса в связи с задачами профилактики; Оказание методической помощи педагогам в разработке профилактических занятий с детьми, родителями и коллегами Зам. директора по УВР Октябрь
3. Проведение совещания по обучению правилам и способам организации системы работы по профилактике употребления ПАВ в учебном заведении Корректировка учебно-воспитательного процесса в связи с задачами профилактики; Оказание методической помощи педагогам в разработке профилактических занятий с детьми, родителями и коллегами Зам. директора по УВР Октябрь
4. Анкетирование «Что вы знаете о вреде курения» «Тест-контроль по определению уровня знаний ВИЧ, наркомании» «Последствия употребления ПАВ» «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки» Выявление информированности о причинах, формах и последствиях употребления ПАВ; Выявление учащихся, употребляющих ПАВ (курение, алкоголь и др.) Педагог-психолог Социальный педагог Сентябрь
5. Изучение жилищных условий, ближайшего окружения ребенка, склонного к употреблению ПАВ Выявление социального статуса ребенка в среде сверстников, в семье, и причин употребления ПАВ (курение, алкоголь) Классный руководитель Социальный педагог Октябрь
6. Взаимодействие с органами здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами и др., занимающимися профилактической и реабилитационной работой. Планирование совместных мероприятий со специалистами школы Администрация школы Фельдшер Социальный педагог Регулярно
  Организационный этап      
1. Организация медицинского осмотра детей. Направления детей по показаниям на психотерапевтическую или наркологическую помощь, социально-реабилитационный центр. Выявление заболеваний и оздоровления учащихся. Фельдшер Сентябрь Май
2. Организация просветительской работы с родителями: оформление стендов на темы «Родителям и педагогам: все о наркотиках», «Родители! Будьте рядом» и т.д. Информирование родителей о проблеме употребления ПАВ Социальный педагог Ноябрь  
3. Оформление стендов для учащихся «Сделай правильный выбор», «Береги себя и своих друзей», «Не допусти беды», «Алкоголь и подростки», «Курение и подростки», «Школьникам о ВИЧ-инфекции», «Здоровый образ жизни- залог здорового будущего» и др.   Информирование учащихся о проблеме употребления ПАВ Классные руководители Декабрь
4. Организация родительских собраний (классных и общешкольных) совместно с ОДН Шекснинского РОВД, КДН, реабилитационным центром для несовершеннолетних, специалистов школы «Мифы и факты о табаке и алкоголе», «Как поведение родителей влияет на ребенка», «Научите говорить ребенка НЕТ!», «Воспитание здорового ребенка в семье», «Подросток в мире вредных привычек», «О вреде курения», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Вредные привычки», «Профилактика в раннем возрасте», «Ответственность родителей за воспитание детей». Оказание педагогической поддержки родителям. Нахождение путей преодоления кризиса отношений «взрослый- подросток», сплочение семьи. Администрация школы Классные руководители Педагог-психолог Социальный педагог Врач нарколог ЦРБ Октябрь Февраль Май
5. Организация практических занятий с учащимися (классные часы): -«Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ» -«Сумеешь ли ты сказать НЕТ!» -«Не допустить беды» -«Причины и последствия употребления наркотиков» -«Алкоголь и дети» -«Профилактика негативных явлений»   Дать понятие «юридической ответственности личности»; Показать сложность и многоаспектность проблемы употребления ПАВ; Информирование подростков об административной ответственности     ОДН   КДН   Специалист по делам молодежи     Врач нарколог ЦРБ По планам классных руководителей
6. Проведение бесед профилактического характера во внеурочное время: «Курильщик- сам себе могильщик» «Алкоголизм. Его опасность» «Безобразны» в природе и жизни человека» «В мире соблазнов» «Человек и его ошибки» «Есть ли у меня враги» и др. Формирование ЗОЖ, повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся. Научить выдвигать убедительные аргументы против ПАВ в реальных жизненных ситуациях. Воспитатели старшей группы продленного дня     По планам классных руководителей
7. Проведение бесед профилактического характера во внеурочное время: «Полет и падение» «Хорошие и плохие вещества» «Добрые дела» «Обычные яды» «Правда и ложь» и др. Воспитывать уважительное отношение к людям, отказавшимся от вредных привычек, Воспитатели младшей группы продленного дня     По планам классных руководителей
8. Проведение бесед профилактического характера во внеурочное время: «Вредные привычки» «О вреде курения» «Как стать взрослым» «Курить – здоровью вредить» «На привычку есть отвычка» «Кто с закалкой дружит- никогда не тужит» «Полезные и вредные привычки» «Губительная сигарета» Помочь учащимся понять, что здоровье является важнейшей социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Классные руководители 2-4 классов (младшее звено) По планам классных руководителей
9. Проведение бесед профилактического характера во внеурочное время: «История приобщения к курению» «Определение здорового образа жизни» «Определение химической зависимостей» «Статистика определения ПАВ» «Ответственность за прием ПАВ» «История винопития на Руси» «Привычка и привыкание» «Пути ухода от приема ПАВ» «Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ» «Здоровье не купишь – его разум дарит» «СПИД- смертельная угроза» Расширить знания школьников о вредных привычках, воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества, побуждать к нравственному самосовершенствованию. Классные руководители 6-9 классов (старшее звено) По планам классных руководителей
10. Ролевые игры: «Губительная сигарета» «Скажем НЕТ вредным привычкам» Формирование коммуникативных умений, определить последствия курения для организма человека. Воспитатели интерната По планам классных руководителей и воспитателей
11. Ролевые игры: «Умей сказать НЕТ!» «Точка зрения» «Скульптуры» Ознакомление учащихся с психологическими механизмами привыкания к ПАВ. Воспитатели старшей группы продленного дня По планам классных руководителей и воспитателей
12. Ролевые игры: «Умей сказать НЕТ!» «Нет, уважаемый сударь!»   Формирование отрицательного отношения у учащихся к вредным привычкам Воспитатели младшей группы продленного дня По планам классных руководителей и воспитателей
13. Ролевые игры: «Суд над наркоманией» «Умей сказать НЕТ!» «Береги здоровье смолоду» Формирование отрицательного отношения у учащихся к вредным привычкам Классные руководители 2-4 классов (младшее звено) По планам классных руководителей и воспитателей
14. Ролевые игры: «За и против» «Не допусти беды» «Жить или укололоться» «Суд над табаком» Формирование осознанного негативного отношения к употреблению ПАВ. Классные руководители 6-9 классов (старшее звено) По планам классных руководителей и воспитателей
15. Деловые игры: «Орел или решка» «Это я» «Игры, в которые играют люди» Уметь выбирать достойные способы общения, основанные на уважительном отношении друг к другу; Научиться содержательному проведению досуга, уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации Воспитатели старшей группы продленного дня По планам классных руководителей и воспитателей
16. Деловые игры: «Курить или жить» «Добрые дела» Формирование полезных привычек; Закрепление и углубление знаний, полученных в ходе профилактических бесед Воспитатели младшей группы продленного дня По планам классных руководителей и воспитателей
17. Игра- путешествие «В поисках страны Здоровья» Формирование навыков здорового образа жизни Районная детская библиотека Библиотекарь школы Апрель
18. Обзор периодических изданий о жизни подростков, находящихся в наркологической зависимости. Выставка- просмотр «Предупрежден, значит защищен» Информирование подростков с целью пропаганды безопасного стиля поведения Библиотекарь Октябрь   Март  
19. День информации «Здоровье не купишь, его разум дарит» «Азбука здоровья» Информирование подростков с целью пропаганды здорового образа жизни Районная детская библиотека Январь
20. Просмотр документальных фильмов «Исход» (о вреде алкоголизма и наркомании) «Подари мне надежду» (проблема СПИДа) «Кто крикнет «брось» (тема подростковой наркомании) «Где-то есть дом» (проблемы токсикомании, бродяжничества) «Горькая рябина» (тема подросткового алкоголизма) «Следствия легкомыслия» (женский алкоголизм) Распознавать симптомы наркотического опьянения, иметь представление о типичном поведении одурманенных и способах общения с ним; Определить скрытые мотивы приема ПАВ Специалист районной кинофикации Октябрь Февраль Апрель
21. Работа с детьми из семей, где родители злоупотребляют алкоголем: диагностика семей, оказание наркологической помощи через РЦ, сопровождение ребенка, вовлечение ребенка в систему дополнительного образования Информировать несовершеннолетних и их родителей о государственных закона, о правах и ответственности за их нарушения; Способствовать успешной социализации несовершеннолетних, осознанию жизненных целей, развивать навыки личностного контроля над ситуацией Социальный педагог Регулярно
  Адаптационный этап      
1. Игры- дискуссии: «Наркоманы – особые, особенные или…» «Тихая дискуссия» Разъяснение опасности возможного приобщения к наркотикам Воспитатели старшей группы продленного дня По планам классных руководителей и воспитателей
2. Игры-дискуссии «Курить – это вредно?»   Формирование осознанного негативного отношения к курению Воспитатели интерната По планам классных руководителей и воспитателей
3. Игры-дискуссии: «Я выбираю жизнь» «Распознай наркомана» «Береги себя и своих друзей» «Внимание, СПИД» «Стремление изведать все» Формирование навыка безопасного поведения (противостояния контактам с употребляющими ПАВ); Тренировка навыков самоконтроля Классные руководители 6-9 классов (старшее звено) По планам классных руководителей и воспитателей
4. Викторины: «Похититель рассудка»   «Здоровье на «отлично» Закрепление и углубление знаний, полученных в ходе профилактических бесед   Классный руководитель 9 класса Фельдшер Май 2008 Май 2009
5. Круглые столы с учащимися: «Спорт и здоровье» «Скажите доктор…» «Профилактика зависимости»     «Разговор начистоту» Развивать умение контролировать ситуацию, научиться принимать за себя ответственность за собственную жизнь; Расширить и углубить информацию о ПАВ и СПИДе, сделать ее более полной и дифференцированной Воспитатели интерната Фельдшер Классные руководители 6-9 классов Социальный педагог По планам классных руководителей и воспитателей
6. Конкурс рисунков, плакатов «Курить или жить» «Мы против ПАВ» «Я против наркотиков» «Первые шаги к здоровому будущему» Актуализировать значимость здоровья для человека; Способствовать развитию творческих способностей учащихся Педагог- организатор Специалист отдела по делам молодежи Октябрь   Апрель
7. Спортивные праздники «Кто со спортом дружит, никогда не тужит» «Мы мороза не боимся…»   «Карусель здоровья» Укрепление здоровья, совершенствование всестороннего физического развития организма, воспитание дисциплинированности, чувства дружбы, товарищества и самоконтроля Начальное звено (2-4 классы) Учитель физкультуры   Октябрь   Январь   Апрель
8. «Осенний марафон» «Здоровая планета» «Спорт и мы»   Укрепление здоровья, совершенствование всестороннего физического развития организма, воспитание дисциплинированности, чувства дружбы, товарищества и самоконтроля Старшее звено (6-9 классы) Учитель физкультуры Октябрь Январь Апрель  
9. Участие в соревнованиях, проводимых Комитетом по физической культуре и спорту Вологодской области Интеграция и социализация детей-инвалидов в общество Учитель физкультуры По плану Комитета
10. Литературно-музыкальная композиция «Что с разумом не ладит» «Посеешь привычку - пожнешь характер» Формирование духовного облика, воспитание эстетических чувств, развитие эмоционально-волевой сферы Учитель музыки Педагог-организатор   Апрель 2008 г.   Октябрь 2009 г.  
  Профилактический этап      
1. Психологические тренинги (личностные и поведенческие) «Умения принимать решения» «Умение отвечать за себя» «Что такое наркотики» «Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь» «Употребление табака, табакизм» «Алкоголь» «Токсические вещества» «Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики» «Никогда не пробовать и не употреблять - хорошо» «Сопротивление давления со стороны» Помощь в осознании перспективы жизни, осознание эмоциональной привлекательности будущего без зависимостей; Создание условий, способствующих приобретению подростками нового положительного социального опыта для личностного развития   Педагог-психолог По плану педагога-психолога
2. Анкетирование «Что вы знаете о вреде курения» «Тест-контроль по определению уровня знаний ВИЧ, наркомании» «Последствия употребления ПАВ» «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки» Выявление информированности о причинах, формах и последствиях употребления ПАВ; Выявление учащихся, употребляющих ПАВ (курение, алкоголь и др.) Педагог-психолог Социальный педагог Апрель
3. Контроль дисциплины: посещение школы, поведение на уроках, выполнение режима дня и правил поведения в школе и интернате; Регулярное выявление учащихся, склонных к употреблению ПАВ   Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Зам. директора по УВР Социальный педагог Регулярно
4. Оказание консультационной правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов; Индивидуальное собеседование с родителями ребенка, склонного к приему ПАВ. Выработка совместных стратегий Помощь несовершеннолетним и их родителям, попавших в трудную жизненную ситуацию Администрация Социальный педагог Педагог-психолог По мере необходимости
5.     6.   7.   8.   9.   Работа с педагогическим коллективом: Совещания: «Эффективность подхода к профилактике употребления ПАВ» «Координация усилий семьи и школы в профилактике здорового образа жизни»   Семинары-практикумы: «Основные школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся» «Здоровье учителя. Возможности самосовершенствования» Тренинг жизненных навыков   Экскурсия в Вологодский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИДом (Центр иммунологии) (г.Вологда, ул. Щетинина, 17 А) 8-9 классы   Итоговая конференция «Здоровьесберегающее пространство школы - от теории к практике» с участием педагогов школы, представителей РЦ, ОДН, КДН, ЦРБ, специалистов по делам молодежи, родителей   Ознакомить педагогов с основными категориями профилактики ПАВ Формирование ЗОЖ, повышение социальной активности и укрепления здоровья у учащихся и родителей. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов   Снятие психоэмоционального напряжения, развитие жизненных навыков: общения, принятия решения, саморегуляции, преодоление жизненных трудностей Дать учащимся основы теоретической подготовки, которые позволят обезопасить себя от заболевания СПИДом     Дать общее представление о здоровьесберегающем пространстве школы и условиях его формирования; Мониторинг результатов здоровьесберегающей работы школы   Администрация     Администрация Педагог-психолог   Педагог-психолог     Администрация   Администрация Педагог-психолог Социальный педагог     Октябрь   Декабрь     Январь   Март   По плану педагога-психолога   1 раз в четверть     Май 2009 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета, направленная

Наши рекомендации