Тема 5. Индексный метод анализа
1. Сущность, значение, задачи индексов.
2. Классификация индексов.
3. Индивидуальные индексы.
4. Общие (агрегатные) индексы.
5. Средние (преобразованные) индексы.
6. Индексы переменного и постоянного состава, индексы структурных сдвигов.
7. Индексы с постоянными и переменными весами с постоянной и переменной базой сравнения.
8. Взаимосвязи индексов.
9. Территориальные индексы.
10. Биржевые индексы.
1. Сущность, значение, задачи индексов.
Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям. С их помощью производится анализ развития социально-экономических явлений в пространстве и времени, выявляется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей.
Термин «индекс» имеет несколько значений: это показатель, указатель, опись, реестр, условное обозначение. В статистике индекс – это относительная величина, получаемая в результате:
1. сопоставления уровней социально-экономических явлений во времени (динамические индексы) или в пространстве (территориальные индексы);
2. сравнения фактических данных с эталонными (план, прогноз, норматив)
Условные обозначения:
– индивидуальный индекс
– общий индекс
– базисный период
– отчетный период
– цена единицы товара или продукта
– количество товара или продукта в натуральном выражении
– себестоимость выпуска единицы товара или продукта
– затраты времени на производство единицы продукции
– стоимость, оборот по данному товару
– товарооборот, стоимость всей выпущенной продукции, стоимость оказанных услуг
– себестоимость выпуска, издержки производства продукции данного вида
– себестоимость всей выпущенной продукции, суммарные издержки производства
– затраты времени на производство продукции данного вида
– суммарные затраты времени на производство всей продукции
Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натуральной формы выражения к стоимостной.
Задачи индекса:
характеристика динамики сложных социально-экономических явлений;
выявление роли факторов, оказывающих влияние на изучаемое явление;
сравнение развития явлений на отдельных территориях;
пересчет макроэкономических показателей (ВВП, ВТС и т.д.) из фактических цен в сопоставимые (т.е. неизменные).
Динамические индексы – это коэффициенты роста
2. Классификация индексов.
1. по степени охвата явления:
¾ индивидуальные – характеризуют изменение отдельных элементов явления;
¾ общие (сводные) – характеризуют изменение всего явления;
2. по базе сравнения:
¾ динамические – строятся во времени:
а) цепные
б) базисные
¾ территориальные – строятся в пространстве и используются для межрегиональных и межстрановых сравнений;
1. по виду весов (коэффициентов соизмерения):
¾ индексы с постоянными весами;
¾ индексы с переменными весами;
2. по форме построения:
¾ агрегатные;
¾ средневзвешенные:
а) арифметические;
б) гармонические;
3. по характеру объекта исследования:
¾ индексы количественных (объемных показателей);
¾ индексы качественных показателей;
4. по объекту исследования:
¾ – цена
¾ – себестоимость
¾ – количество
5. по составу явления:
¾ постоянного (фиксированного) состава;
¾ переменного состава;
6. по периоду вычисления:
¾ неделя;
¾ месяц;
¾ квартал;
¾ полугодие;
¾ год.
3. Индивидуальные индексы.
Индивидуальные индексы – получают в результате сравнения однотоварных явлений. Они вычисляются по конкретному товару отдельно. С их помощью можно охарактеризовать динамику отдельных элементов той или иной совокупности.
Все индивидуальные индексы, являясь показателями роста, показывают во сколько раз (или на сколько %) произошло изменение изучаемого показателя, характеризующего данный вид продукта/товара в отчетный период по сравнению с базисным.
Таблица
Месяц | Цена, руб./кг. | Количество, т. |
Сентябрь Октябрь | 7,0 8,0 | 3,2 2,5 |
1. индивидуальный индекс цен:
( на 14,3 %)
2. индивидуальный индекс физического объема:
( на 21,9 %)
3. индивидуальный индекс стоимости:
( на 10,7 %) – выручка
Аналогично вычисляются прочие индивидуальные показатели.
Если имеется за 3 и более периодов, то вычисляются цепные и базисные индивидуальные индексы.
Недостаток: не дает общего представления о динамике всего явления.
4. Общие (агрегатные) индексы.
В отличие от индивидуальных индексов характеризуют динамику всего изучаемого явления, состоящего из разнородных единиц.
В индексной теории изложены 2 концепции их построения:
¾ синтетическая – предполагает с помощью индексного метода соединение в целое разнородных единиц статистической совокупности и их последующую характеристику. Пример: предприятие выпускает разнородную продукцию, физический объем ее выпуска нельзя суммировать. Для определения общего объема выпуска методология индексов предусматривает, прежде всего, приведение разнотоварных явлений к соизмеримому виду;
¾ аналитическая – предполагает с помощью индексного метода выявление и измерение влияние факторов на изучаемое явление.
Общий индекс может быть построен 2 способами:
¾ как агрегатный (основной);
¾ как средний из индивидуальных.
Aggregatus (лат.) – складывающийся, суммируемый, присоединяемый.
В числителе и знаменателе агрегатного индекса находится сумма произведений двух показателей, один из которых меняется, т.е. выступает в роли индексированной величины, а второй остается неизменным, т.е. выступает в роли соизмерителя (весы).
Индексируемая величина – признак, изменение которого изучается (цена, количество, курс).
Соизмеритель (вес) – величина, при которой производится соизмерение индексируемых величин.
А 2 правила выбора весов при построении агрегатного индекса:
1. если строится индекс качественного показателя, весы берутся за отчетный период;
2. если строится индекс количественного показателя, весы берутся за базисный период.
– цена реализации 4 товаров в базисном периоде
– цена реализации 4 товаров в отчетном периоде
– количество в базисном периоде
– количество в отчетном периоде
– товарооборот в базисном периоде
– товарооборот в отчетном периоде
– товарооборот в отчетном периоде по ценам базисного периода
|
Позволяет сопоставить изменение в объеме многих видов несоизмеримых между собой товаров.
Для расчета необходимо преодолеть несуммируемость количества этих товаров. Для этого надо подобрать соизмеритель (вес), который позволит представить продукцию за каждый из периодов в сопоставимом виде. Таким соизмерителем является цена!
Показывает во сколько раз (или на сколько %) изменилось количество продаваемых товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным.
2. Общий индекс цен:
|
Позволяет сопоставить изменения в ценах несоизмеримых между собой товаров.
Показывает во сколько раз (или на сколько %) изменились цены реализации товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным.
3. Общий индекс товарооборота в фактических (действительных) ценах:
В данном индексе цена и количество одновременно являются как индексируемыми величинами, так и соизмерителями.
4. – индекс покупательной способности денежной единицы.
Индексная мультипликативная модель:
Приростная аддитивная модель
– сумма эффекта продавцов и покупателей
Построение прочих агрегатных индексов аналогично.