Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

Вряд ли надо приводить развёрнутую характеристику значения для СССР Советской Российской Федерации, данную в том юбилейном сборнике. Сообщу лишь, что промышленность республики в 1987 году менее чем за два дня выпускала столько продукции, сколько её было произведено в России за весь 1913 год. За годы Советской власти в республике было построено и восстановлено около 27 тысяч промышленных предприятий. РСФСР давала стране половину зерна и кормовых культур, 49 % картофеля, 50 % мяса, 51 % молока, 45 % подсолнечника и 40 % овощей.

Украинская ССР

Важнейшая топливно‑металлургическая база СССР. Здесь добывается значительная часть угля, около половины железной руды, сосредоточено более трети общесоюзного производства готового проката чёрных металлов. Украина – крупный район многоотраслевого машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, выпускающий почти половину металлургического оборудования и силовых трансформаторов, все свеклоуборочные машины и кукурузоуборочные комбайны, большое число металлорежущих станков, тракторов, энергетического, электротехнического, химического, подъемно‑транспортного и другого оборудования.

В республике создано высокоразвитое и многоотраслевое социалистическое сельское хозяйство. На её долю приходится пятая часть общесоюзного производства зерна, 54 % государственных закупок сахарной свёклы, половина выращиваемого в стране подсолнечника, почти четвёртая часть производства мяса, молока и яиц.

Белорусская ССР

В республике созданы станкостроительная, автомобильная, тракторная, радиоэлектронная и приборостроительная отрасли. Белоруссия выпускает каждый шестой трактор страны, восьмой металлорежущий станок, 64 % кормоуборочных комбайнов, каждый пятый мотоцикл и шестой телевизор цветного изображения. Здесь производится 53 % всех калийных удобрений, 36 % волокон и нитей синтетических.

Узбекская ССР

Созданы крупная топливно‑энергетическая база, чёрная и цветная металлургия, химическая промышленность и машиностроение. Производятся тракторы и все виды машин для возделывания и уборки хлопчатника, дизели, экскаваторы, химическое оборудование.

Узбекистан – крупнейший производитель хлопка‑сырца. Общесоюзное значение приобрели каракулеводство, шелководство, садоводство и виноградарство, возделывание риса и кенафа.

Казахская ССР

На базе богатейших запасов природных ресурсов, разведанных преимущественно в годы Советской власти, создана крупная современная промышленность, которая ныне производит продукции больше, чем вся дореволюционная Россия. Казахстан – одна из основных баз цветной металлургии.

Колхозы и совхозы поставляют почти пятую часть всего товарного зерна страны.

Грузинская ССР

Располагает современной многоотраслевой индустрией. На долю республики приходится, например, около четверти общесоюзной добычи марганцевой руды.

Грузия является основным производителем чая и цитрусовых. Важнейшее значение имеют виноградарство, плодоводство, возделывание эфирно‑масличных культур.

Азербайджанская ССР

Это республика не только нефти и газа, но и чёрной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, нефтяного машиностроения, электротехнической, приборостроительной, лёгкой и пищевой промышленности.

Республика является одним из крупных производителей овощей, винограда и плодов.

Литовская ССР

В Литовской ССР по сравнению с 1940 годом достигнуты самые высокие темпы роста промышленного производства. Теперь за 5 дней промышленность Литвы выпускает продукции столько же, сколько за весь 1940 год.

Достигнут высокий уровень развития сельского хозяйства, особенно животноводства.

Молдавская ССР

Один из важнейших районов пищевой промышленности. По производству консервов республика занимает третье место в СССР. Выращивается почти одна пятая часть всего винограда, производимого в СССР.

Заново созданы электротехническая и цементная промышленность, приборостроение, чёрная металлургия.

Латвийская ССР

Ведущими отраслями являются электротехническая промышленность и промышленность средств связи. Каждый пятый трамвайный вагон в стране, каждая вторая доильная установка, пятый радиоприёмник, восьмая стиральная машина, второй мопед имеют латвийскую марку.

Сегодня комментарием к этой информации 1987 года стали разрушенные цеха Рижского вагоностроительного завода – крупнейшего в СССР производителя электропоездов и трамвайных вагонов, развалины завода мопедов «Саркана згвайзне», электротехнического завода «ВЭФ», уникальное оборудование которого распродано по дешёвке.

Впрочем, подобная судьба постигла большинство крупных предприятий и в других союзных республиках, так что продолжим воспоминания о 1987 годе, когда мы отметили 70‑летний юбилей Октября…

Киргизская ССР

Добываются нефть, газ и уголь, производятся цветные металлы, приборы, электродвигатели, цемент, сборный железобетон.

За день республика производит больше продукции, чем за весь 1913 год.

Таджикская ССР

Располагает многими отраслями современной индустрии. Производит электроэнергии столько же, сколько её производили электростанции всего СССР в конце первой пятилетки.

Армянская ССР

В Армянской ССР созданы и быстро развиваются электротехническая, электронная, химическая и нефтехимическая промышленность. Главные отрасли растениеводства – виноградарство и плодоводство, возделывание технических (герани и сахарной свёклы) и овоще‑бахчевых культур.

Туркменская ССР

Общесоюзное значение имеет добыча газа, серы, сульфата натрия, а также производство хлопка‑сырца. Производится почти одна пятая часть всех каракулевых шкурок в стране.

Эстонская ССР

Созданы энергетическая база, машиностроение и приборостроение, развивается лесная, деревообрабатывающая, лёгкая и пищевая промышленность.

И это – даже не беглый очерк многонациональной общей экономики, а лишь мгновенный его набросок! Только список крупнейших предприятий общесоюзного значения, построенных в 15 республиках и упомянутых в юбилейном сборнике, занял бы в этой книге добрых две страницы!

Ну что ещё надо было народам 15 республик для счастья, до которого оставался «один поворот»? Достаточно было честно работать – пусть даже в брежневские времена это было уже и непросто. Достаточно было любить, ценить и развивать общую Родину.

Но даже на моей родной Украине с какого‑то момента это многие понимали плохо. И я остановлюсь на Украине особо, ибо особым является её значение для воссоздания Советской Вселенной. Сейчас враги СССР, враги России и Украины стараются вытравить из нашей общей памяти всё то, что всё равно не вытравить навсегда! Но что‑то уже и забывается, поэтому напомню, что Советская Украина – это Донбасс и Кривбасс, «Запорожсталь» и «Азов‑сталь», Новокраматорский машиностроительный «завод заводов» (в Союзе их было только два – НКМЗ и Уралмаш), Днепропетровский и Ждановский металлургические комбинаты, Харьковский тракторный завод и Днепрогэс, киевский завод «Арсенал» и днепропетровский «Южмаш» – основа Днепропетровско‑Павлоградского ракетостроительного комплекса.

Советская Украина – это Запорожский автомобильный и авиамоторный заводы, Львовский автобусный завод, Ждановский, Одесский и Ильичевский морские порты…

Советская Украина – это крупнейшее коксохимическое производство, это харьковские самолёты, турбины (турбоагрегаты всех атомных станций Союза были сделаны в Харькове) и танки, харьковские и луганские тепловозы, феодосийские суда на воздушной подушке и парашюты, ждановские цистерны, космическая электроника, производство ртути и циркония, марганец и титан, графит и шагающие экскаваторы…

Это – крымская «Массандра» и комбинат эфирных масел «Крымская роза».

Харьков, Запорожье и Киев – крупнейшие центры союзного авиастроения. В Союзе не производилось авиадвигателей долговечнее запорожских, самолётов крупнее знаменитых антоновских «Антея», «Руслана», «Мрии», сделанных в Киеве… В Союзе не производилось судов крупнее, чем супертанкеры типа «Крым», построенные в крупнейшем сухом доке Союза на Керченском судостроительном заводе. Это не считая старейшей, с потёмкинских времён служившей флоту России группы николаевских и херсонских верфей мирового класса.

Говоря об общесоюзном значении науки Украины, достаточно вспомнить созданный для нужд всего Советского Союза Киевский центр сварки имени Патона, а ведь он – лишь наиболее известная, но не самая главная, не единственная украинская жемчужина в сокровищнице советской науки! Скажем, без особого шума в Харькове был создан специализированный научный центр криогеники общесоюзного значения – Физико‑технический институт низких температур.

Там же, в Харькове, расположен знаменитый ещё со времён Ландау УФТИ – Украинский физико‑технический институт.

И разве можно забыватв о Киевском кардиологическом центре Амосова, о глазной клинике Филатова в Одессе?

Вряд ли необходимо что‑либо иное, кроме перечисления, для того, чтобы вспомнить, чем была для народов СССР курортная Украина: Южный берег Крыма, Евпатория, Саки, Феодосия, Судак, Старый Крым, одесская группа курортов, свалявская группа курортов, Моршин, Синяк, Трускавец, Миргород, Белая Церковь, Березовские Минеральные Воды, Бердянск, Славянск, Хмельник, Ворзель…

* * *

ВОТ ЧТО отсекают от гаснущей Советской Вселенной, вот о чём пытаются заставить нас забыть! И вот что без сверхновой вспышки обновлённой Советской Вселенной обречено на дальнейшее медленное угасание и развал.

Когда же мы задумаемся обо всём этом?

Наверное, всё же задумаемся скоро.

Ведь о каждой союзной республике можно сказать такие же яркие слова! Вот только предприятия только цветной металлургии Казахстана, построенные всей большой страной: Лениногорский (ранее Риддерский) полиметаллический комбинат, Балхашский и Джезказганский горно‑металлургические, Качарский горно‑обогатительный комбинаты, Усть‑Каменогорский свинцово‑цинковый и титано‑магниевый комбинат (там же производился и советский бериллий – «космический» металл), Павлодарский алюминиевый завод…

Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия вместе с Россией и Украиной давали большой стране уран и редкоземельные металлы!

Да, счастье было уже за поворотом…

При этом Советский Союз был единственным государством мира, способным обеспечивать и обеспечивавшим своё существование за счёт преимущественно (или даже исключительно) внутренних ресурсов: природных, цивилизационных, экономических, технологических, человеческих.

У одних крупных стран есть первоклассный технологический и интеллектуальный потенциал, но нет сырья; у других – наоборот; у третьих нет самодостаточной структуры экономики и науки; у четвёртых – адекватных территорий и т. п.

У нас было всё вместе!

И мы всё, собственно говоря, умели!

Причём умели сами! В распоряжении Запада и особенно США всегда были лучшие интеллектуальные силы планеты. Понятие «утечка мозгов» давно стало синонимом легальной кражи более богатыми Соединёнными Штатами толковых специалистов, подготовленных и выращенных в других, менее богатых странах. В том же «Манхэттенском проекте» по созданию американской атомной бомбы было занято большинство крупнейших физиков мира – кроме советских. А мы всё и всегда – даже когда пользовались внешней разведывательной информацией – вынуждены были делать сами.

И делали!

Лишь один пример – железные дороги… В этой сфере СССР всё делал сам – от изыскательских и проектных работ на отечественной научной и инструментальной базе, от рельсов, которые мы сами рассчитывали и производили из сталей отечественной разработки и производства, до подвижного состава, магистральных тепловозов и средств сигнализации, централизации и блокировки.

Подобные чисто «отечественные» цепочки прослеживаются практически по всем сферам жизни общества.

Мы даже электронные вычислительные машины умели тогда разрабатывать на мировом уровне. Мы даже первые в мире «персоналки» придумали!

Так чего нам не хватало?!

Откроем статистический сборник «Внешняя торговля СССР в 1981 году» и посмотрим на структуру экспорта СССР в начале 80‑х годов.

Тогда СССР уже «сажали» на «нефтяную иглу», и если в 1980 году мы поставили за рубеж нефти и нефтепродуктов на 18 085 152 тысячи рублей, то в 1981 году эта цифра выросла до 21 603 845 тысяч рублей.

Но вторую экспортную позицию, на уровне под девять миллиардов рублей, удерживала статья «Машины, оборудование и транспортные средства». В 1980 году – году 100‑летия со дня рождения Ленина и 58‑летия СССР, мы экспортировали электростанции и дизели, электромоторы крановые и трансформаторы, кабель морской и кабель телефонный, прокатные станы и турбобуры, станки деревообрабатывающие и компрессоры, скреперы и подшипники, тракторы и комбайны, вагоны метрополитена и суда на подводных крыльях, агрегаты доильные, пальто и обувь, нитки и холодильники, табак «Дунза» и электроды сварочные…

Мы экспортировали полмиллиона тонн рыбы (сейчас даже хек нам везут из Китая), почти двадцать тысяч тонн чая и даже 45 тонн продуктов тибетской медицины.

Мы продали в 1980 году за рубеж 3003 электровоза и тепловоза, 77 самолётов, 92 вертолёта, 35 тысяч мотоциклов, 328 782 легковых автомобиля…

Всё это мы сегодня почти полностью или в большой мере импортируем.

Тогда нам не хватало немногого – социального ума.

Сегодня нам не хватает всего, в том числе – и ума.

Но почему?

Что ж, поговорим немного и об этом…

ГЛАВА 17

Наши рекомендации