Для подготовки бакалавров
СТАТИСТИКА
Практикум
Для подготовки бакалавров
Всех направлений
Москва 2012
Пенгрина Т.Н. Статистика. Практикум.- М.: Российский университет кооперации, 2012 г.- 50 с.
Практикум по дисциплине «Статистика» для направлений подготовки бакалавров разработан в соостветствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по напрвлению подготовки, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. №544, и учебным планом, утверждённым учёным советом Российского университета кооперации от 22 марта 2011 г., протокол №4.
Рецензент: к.э.н. Е.А.Саенко
Практикум рекомендован к изданию решением кафедры финансов и статистики от_12 ноября 2012 г. протокол № 3
Зав. кафедрой
© АНО ВПО ЦС РФ
“Российский университет кооперации», 2012
© Пенгрина Т.Н., 2012
Введение
В системе экономических наук статистика является одной из фун- даментальных дисциплин, формирующих профессиональный уровень спе- циалистов.
Роль статистики в развитии общества огромна. Она разрабатывает систему обобщающих показателей и обеспечивает информацией, необхо- димой для функционирования рыночного механизма на разных уровнях управления, прогнозирования социально – экономических процессов.
Целью преподавания статистики является овладение студентами ме- тодами статистического анализа, расчетами обобщающих статистических показателей.
В практикум по дисциплине «Статистика» включены темы трех ос- новных разделов: теория статистики, социально-экономическая ста- тистика и статистика финансов. По каждой теме выделены цели проведе- ния практических занятий.
Практикум рассчитан на проведение аудиторных практических заня- тий. Для решения задач, приведенных в практикуме, необходимо владеть методами расчета относительных и средних величин, показателей вариа- ции, индексным методом, методом группировок, вариационным, корреля- ционным и регрессионным методами анализа; уметь обобщать полученные результаты анализа.
Дидактической целью практикума является закрепление ранее при- обретенных знаний и формирование практических умений и навыков по дисциплине «Статистика».
Раздел 1 Теория статистики
Тема 1.1 Статистическое наблюдение. Сводка и группировка статистических материалов
Цель занятия: формирование у студентов практических навыков для проведения статистического наблюдения, овладение методами сводки и группировки.
Задача 1.Для изучения состава студентов … курса сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте проект первичного статисти- ческого бланка.
Задача 2.Проведите обследование успеваемости студентов … курса
… факультета … университета. Укажите объект наблюдения, единицу на- блюдения, совокупности.
Задача 3.В таблице приведены данные о товарообороте 20 магази- нов района за конкретный период:
Товарооборот торговых предприятий района
Таблица 1
№ магазина | Товарооборот, млн. руб. | % выполнения плана | |
По плану | Фактически | ||
10,0 | 10,1 | 101,0 | |
12,0 | 12,2 | 101,7 | |
8,0 | 7,6 | 95,0 | |
50,0 | 52,0 | 104,0 | |
40,0 | 40,4 | 101,0 | |
12,0 | 12,6 | 105,0 | |
10,0 | 9,5 | 95,0 | |
30,0 | 32,6 | 108,7 | |
20,0 | 20,2 | 101,0 | |
25,0 | 25,6 | 102,4 | |
15,0 | 15,3 | 102,0 | |
20,0 | 20,6 | 103,0 | |
35,0 | 35,7 | 102,0 | |
12,0 | 11,0 | 91,7 | |
50,0 | 52,0 | 104,0 | |
40,0 | 40,8 | 102,0 | |
60,0 | 63,0 | 105,0 | |
30,0 | 30,9 | 103,0 | |
80,0 | 83,2 | 104,0 | |
70,0 | 72,4 | 103,0 | |
Итого | 629,0 | 647,4 | 102,9 |
1. Сгруппируйте магазины по размеру фактического товарооборота, выделив следующие группы:
- магазины с товарооборотом до 20 млн.руб.
- магазины с товарооборотом от 20 млн.руб. до 50 млн.руб.
- магазины с товарооборотом свыше 50 млн. руб.
2. По каждой группе и в целом определите % выполнения плана, сумму превышения или недовыполнения плана товарооборота, сделайте выводы.
Задача 4. За отчетный период имеются следующие данные о произ- водственных показателях предприятия отрасли промышленности:
Таблица 2
№ пред- приятия | Стоимость основных производ- ственных фондов, млн.руб. | Валовая продукция, млн. руб. |
7,0 | 12,9 | |
1,0 | 1,6 | |
3,5 | 2,5 | |
4,5 | 5,6 | |
4,9 | 4,4 | |
2,3 | 2,8 | |
6,6 | 11,9 | |
2,0 | 2,5 | |
4,7 | 3,5 | |
2,7 | 2,3 | |
3,0 | 1,4 | |
6,1 | 9,6 | |
3,9 | 4,2 | |
3,8 | 4,4 | |
5,6 | 8,9 | |
3,3 | 4,3 | |
4,5 | 7,9 | |
3,0 | 1,4 | |
4,1 | 5,0 | |
3,1 | 3,2 |
Для изучения зависимости между стоимостью основных производст- венных фондов и выпуском валовой продукции произведите группировку предприятий по стоимости основных производственных фондов, образовав 4 группы с равными интервалами. По каждой группе и совокупности заво- дов подсчитайте:
1. Число заводов.
2. Стоимость основных производственных фондов (всего и в среднем на одно предприятие).
3. Стоимость валовой продукции (всего и в среднем на одно пред- приятие).
Результаты представьте в виде таблицы. Проведите анализ данных таблицы и сделайте выводы.
Тема 1.2 Абсолютные и относительные статистические величины. Статистические графики
Цель занятия:формирование у студентов умений и навыков по рас- чету условно-натуральных единиц измерения, относительных величин. Построение статистических диаграмм.
Задача 5.Имеются данные о выпуске отдельных видов продукции:
Таблица 3
Наименование продукции | Произведено, тыс.шт. |
Мыло хозяйственное: | 42,0 |
60 % - ное | |
40 % - ное | 29,0 |
Мыло туалетное | 40,0 |
Порошок стиральный | 25,0 |
Определите общий объем производства путем выражения отдельных видов продукции в условных единицах.
Примечание: для пересчета отдельных видов продукции в условных единицах используйте следующие соотношения:
Таблица 3.1
Наименование продукции | Коэффициент пересчета |
Мыло хозяйственное: | 1,75 |
60% - ное | |
40% - ное | 1,0 |
Мыло туалетное | 1,75 |
Порошок стиральный | 0,5 |
Задача 6.По двум трикотажным фабрикам производственного объе- динения имеются следующие данные о количестве и качестве производст- венной продукции:
Таблица 4
№ фаб- рики | I квартал | II квартал | ||
Всего произведено продукции,тыс.шт. | Процент продукции высшего сорта | Произведено продукции высшего сор- та,тыс.шт | Процент продукции высшего сорта | |
91,0 93,0 | 93,0 95,0 |
Определите:
1. Объем всей продукции и продукции высшего сорта в целом и по объединению в первом и во втором кварталах и за полугодие.
2. Удельный вес каждой фабрики:
- в общем объеме продукции высшего сорта в первом квартале;
- в объеме всей продукции во втором квартале.
3. Динамику общего выпуска продукции и продукции высшего сорта по каждой фабрики в целом по объединению.
Задача 7.Имеются следующие данные о работе за два квартала
(млн.руб.):
Таблица 5
Показатели | I квартал | II квартал | ||
План | Фактически | План | Фактически | |
Товарооборот, всего | 25,0 | 27,0 | 30,0 | 33,0 |
в том числе: | ||||
Товарооборот по собст- | ||||
венной продукции | 19,5 | 20,0 | 22,5 | 23,0 |
Товарооборот по покуп- | ||||
ным товарам | 5,5 | 7,0 | 7,5 | 10,0 |
Определите:
1.Процент выполнения плана товарооборота для каждого квартала по видам товарооборота и в целом.
2. Плановую и фактическую структуру товарооборота.
3.Отношение собственной продукции и покупных товаров для каж- дого квартала.
4. Динамику товарооборота в целом и по видам товарооборота.
5. Изобразите графически динамику товарооборота в целом и по ви- дам товарооборота.
Тема 1.3 Средние величины и показатели вариации
Цель занятия:формирование у студентов умений и навыков по рас- чету средних величин, показателей вариации, показателей центра распре- деления асимметрии и эксцесса, графическое изображение рядов распре- деления. Компьютерный анализ с использованием ЭТ EXCEL.
Задача 8.Имеются следующие данные:
Таблица 6
Фабрики | Фактический вы- пуск продукции за отчетный период, млн. руб. | Процент выполнения плана | Процент стандартной продукции |
665,0 880,0 | 95,0 110,0 | 80,0 90,0 |
Определите:
1. Средний процент выполнения плана по двум фабрикам.
2. Средний процент стандартной продукции.
Задача 9Имеются данные о посевной площадке и урожайности пшеницы:
Таблица 7
№ брига- ды | Базисный год | Отчетный год | ||
Урожайность, ц/га | Площадь, га | Урожайность, ц/га | Валовой сбор, ц | |
19,5 | 22,0 | |||
20,0 | 23,5 | |||
21,6 | 24,0 |
Определите:
1. Среднюю урожайность пшеницы по всем бригадам в базисном и отчетном периодах.
2. Изменение средней урожайности пшеницы в отчетном периоде по сравнению с базисным в абсолютных и относительных величинах.
3. Дайте обоснования применения формул для расчета средних вели-
чин.
Задача 10.Имеются данные о розничном товарообороте магазинов
за отчетный период в двух микрорайонах города:
Таблица 8
Микрорайон А | Микрорайон В | ||||
Мага зины | Фактический то- варооборот, млн. руб. | % вы- полне- ния | Мага зины | Плановое за- дание, млн. руб. | % вы- полнения |
380,0 | 102,0 | 440,0 | 108,0 | ||
480,0 | 97,0 | 360,0 | 99,0 | ||
340,0 | 101,0 | 550,0 | 102,0 |
Определите:
1.Средний процент выполнения задания по розничному товарообо- роту для каждого микрорайона.
2. Сумму превышения фактической реализации товаров по сравне- нию с планом по каждому микрорайону.
3. Дайте обоснование применения формул для расчета средних вели-
чин.
Задача 11.Имеется следующее распределение предприятий по
стоимости основных производственных фондов:
Таблица 9
Группы предпри- ятий по стоимо- сти основных фондов, млн. руб. | 1-3 | 3-5 | 5-7 | 7-9 | 9-11 | 11-13 | Всего |
Число предприятий в % к итогу |
Определите:
1. Средний размер основных производственных фондов.
2. Показатели центра распределения (моду и медиану).
3. Показатели вариации (абсолютные и относительные).
4. Изобразите ряд графически.
5. Сделайте выводы.
Задача 12.Имеются следующие данные о распределении магазинов по размеру месячного товарооборота:
Таблица 10
Товарооборот млн.руб. | до | 50- | 100- | 150- | 200- | Свыше | Всего |
Число мага- зинов |
Определите:
1.Средний товарооборот в расчете на один магазин традиционным способом и способом «моментов».
2. Моду и медиану.
3. Показатели вариации: размах вариации, среднее линейное откло- нение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение; Коэффициенты: вариации, осцилляции, равномерности и относительного линейного откло- нения.
4. Коэффициенты асимметрии (по Пирсону) и эксцесс.
5. Поясните экономический смысл рассчитанных показателей. Сде- лайте выводы.
Задача 13.Бригада рабочих цеха, состоящая из 10человек, к концу месяца имела следующие показатели по выполнению норм выработки:
Таблица 11
Группы рабочих по степени выполнения плана, % | Процент выполнения плана |
до 100 свыше 100 | 90,95,85,92 100,102,104,103,105,104 |
Определите:
1. Групповые дисперсии.
2. Межгрупповую дисперсию.
3. Общую дисперсию (обычным способом и по правилу сложения дисперсий).
4 .Эмпирическое корреляционное отношение.
Тема 1.4 Ряды динамики
Цель занятия: формирование у студентов умений и навыков по рас- чету показателей рядов динамики, определения общей тенденции развития (тренда).
Задача 14.Имеются данные о товарообороте предприятия в старых и новых границах района (тыс. руб.):
Таблица 12
Период | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал |
Товарооборот в старых границах района | ||||
Товарооборот в новых границах района |
Приведите ряд динамики к сопоставимому виду.
Задача 15.Имеются данные о товарообороте розничного торгового предприятия:
Таблица 13
Показатели | ||||||
Розничный товарооборот в действующих ценах, млн.руб. | 310,0 | 320,0 | 332,4 | 340,0 | 358,6 | 370,0 |
Определите:
1. Абсолютные приросты (базисные и цепные), темпы роста и при- роста (базисные и цепные), темпы наращивания, абсолютное значение 1% прироста. Результаты оформите в таблице.
2 .За период с 2006 по 2011 год определите следующие средние го- довые показатели: средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста.
3. Проведите аналитическое выравнивание ряда товарооборота по прямой линии и определите размер розничного товарооборота на 2016 год методом экстраполяции ряда динамики на основе параметров уравнения прямой, выражающих общую тенденцию (тренд) данного ряда.
Задача 16.Расходы компании «Алекс» по сбыту продукции изме- няются ежемесячно и ежегодно, о чем свидетельствуют следующие данные (тыс.руб.):
Таблица 14
Месяц | |||
Январь | 38,4 | 38,2 | 42,0 |
Февраль | 39,7 | 40,1 | 45,4 |
Март | 36,5 | 41,4 | 47,8 |
Апрель | 34,3 | 43,5 | 46,4 |
Май | 38,4 | 39,8 | 31,2 |
Июнь | 39,5 | 41,2 | 39,8 |
Июль | 36,2 | 40,4 | 40,6 |
Август | 34,2 | 41,9 | 40,3 |
Сентябрь | 34,7 | 39,4 | 41,8 |
Октябрь | 38,6 | 37,0 | 42,6 |
Ноябрь | 38,5 | 40,0 | 45,7 |
Декабрь | 34,8 | 41,2 | 46,4 |
1. Преобразуйте исходные данные путем укрупнения периодов вре- мени в квартальные уровни.
2. Изобразите графически квартальные уровни.
3 .Произведите сглаживание квартальных уровней методом скользя- щей средней.
4. Нанесите на график квартальные уровни сглаженные уровни.
5. Рассчитайте показатели динамики.
6. Составьте уравнение линейного тренда.
7. Сделайте выводы.
Задача 17.Имеются следующие данные о выпуске продукции
(тыс.руб.):
Таблица 15
Кварталы | |||
I | |||
II | |||
III | |||
IV |
Определите:
1.Индексы сезонности выпуска продукции.
2.Изобразите графически сезонную волну выпуска продукции. 3.Сделайте выводы.
Тема 1.5 Индексы
Цель занятия: формирование у студентов умений и навыков расчета индивидуальных и общих индексов (агрегатных, гармонических, средне- арифметических), средних индексов (переменного, постоянного состава и структурных сдвигов). Факторный анализ, обобщение результатов анализа.
Задача 18.Имеется следующая информация о продаже продуктов:
Таблица 16
Наименование овощей | Базисный период | Отчетный период | ||
Количество кг. | Цена, руб. | Количество кг. | Цена, руб. | |
Картофель | ||||
Капуста | ||||
Морковь | 1100000 00000,0 |
Определите:
1.Индивидуальные индексы цен, физического объема товарооборота.
2. Общие индексы цен, физического объема товарооборота в факти- ческих (действующих) ценах.
3. Покажите взаимосвязь между общими индексами.
4. Определите абсолютное изменение товарооборота в действующих ценах в отчетном периоде по сравнению с базисным, в том числе: за счет изменения цен и количества проданных овощей, сделайте выводы.
5. Общие индексы средней цены овощей: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов. Покажите взаимосвязь между ними. Рас- кройте экономический смысл рассчитанных индексов, сделайте выводы.
Задача 19.Товарооборот и изменения цен на товары характеризуют- ся следующими данными:
Таблица 17
Товары | Товарооборот, млн. руб. | Изменение цен % | |
Базисный период | Отчетный период | ||
А Б В | без изменения +6 -4 |
Определите:
1. Общие индексы цен, физического объема товарооборота, товаро- оборота в фактических ценах. Покажите взаимосвязь между ними.
2. Абсолютное изменение товарооборота в фактических ценах, в том числе: за счет изменения цен и количества проданных товаров.
3. По результатам анализа сделайте выводы.
Задача 20.Имеются данные о выпуске продукции:
Таблица 18
Про- дукция | Выпущено продукции в базисном периоде, млн. руб. | Изменение количества выпущенной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным |
А Б В | - 4 +8 Без изменения |
Определите:
1. Общий индекс физического объема выпуска продукции.
2 .Абсолютное изменение выпуска продукции под влиянием измене- ния количества произведенной продукции.
3. Сделайте выводы.
Задача 21.Имеются следующие данные о производстве одноимен- ных изделий и их себестоимости по двум предприятиям:
Таблица 19
№ пред- приятия | Количество готовых изделий, шт. | Себестоимость одного изделия, тыс. руб. | ||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
20,0 24,0 | 19,0 22,0 |
Определите:
1. Общий индекс затрат на производство.
2. Общий индекс себестоимости.
3. Общий индекс выпуска продукции.
4. Покажите взаимосвязь между рассчитанными индексами.
5. Абсолютное изменение затрат в отчетном периоде по сравнению с базисным, в том числе за счет:
- изменения себестоимости;
- изменения выпуска продукции;
6. Сделайте выводы.
Задача 22.Используя условия задачи 5.4, определите индексы сред- ней себестоимости: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов. Покажите взаимосвязь между ними, сделайте выводы.
Задача 23.По следующим данным определите базисные и цепные индивидуальные индексы объема продаж:
Таблица 20
Годы | |||||
Объем продаж, млн.руб. | 300,0 | 330,0 | 380,0 | 420,0 | 410,0 |
Покажите взаимосвязь между исчисляемыми индексами. Сделайте выводы.
Тема 1.6 Статистическое изучение связи между явлениями
Цель занятия:формирование у студентов умений и навыков уста- новления связей между явлениями, расчета коэффициентов регрессии, эла- стичности, линейного коэффициента корреляции, эмпирического и теоре- тического корреляционных отношений, коэффициента детерминации.
Задача 24.Имеются следующие данные по десяти однородным предприятиям:
Таблица 21
№ предприятия | ||||||||||
Электровооруженность труда на одного работ- ника, КВТ-ч | ||||||||||
Выпуск годовой продук- ции на одного работни- ка, млн.руб. |
Определите:
1. Параметры теоретического уравнения регрессии (форма корреля- ционной связи прямая).
2. Линейный коэффициент корреляции.
3. Сделайте выводы.
Задача 25.Имеются следующие данные по 10 торговым предпри- ятиям:
Таблица 22
Товарооборот, млн. руб. | 3,8 | 2,0 | 4,4 | 4,3 | 2,2 | 3,2 | 4,6 | 5,0 | 2,8 | 3,9 |
Издержки об- ращения, тыс. руб. |
Определите тесноту связи между товарооборотом и издержками об- ращения с помощью коэффициента рангов Спирмэна.
Задача 26.По 8 рабочим завода имеются следующие данные:
Таблица 23
Номер рабочего | ||||||||
Стаж работы (лет) | ||||||||
Выработка одного рабочего смену (шт.) |
Определите:
1. Теоретическое корреляционное отношение.
2. Коэффициент детерминации.
3. Сделайте выводы.
Тема 1.7 Выборочное наблюдение
Цель занятия: формирование у студентов умений и навыков по рас- чету ошибок выборки для количественного и альтернативного признаков (выборочной средней и доли), построение доверительных интервалов. Оп- ределение необходимой численности выборки.
Задача 27.При изучении покупательского спроса произведено 10% выборочного обследования продажи игрушек. При случайном бесповтор- ном способе отбора получены следующие данные распределения игрушек по возрастному признаку:
Таблица 24
Возраст детей (лет) | до 3 | 3-6 | 6-9 | 9-12 | 12-15 | свыше | Всего |
Количество игрушек (шт.) |
Определите:
2. С вероятностью 0,997 возможные пределы значения среднего воз- раста детей, для которых покупаются игрушки.
2. С вероятностью 0,954 возможные пределы значений доли продажи игрушек для детей от 3-15 лет;
Задача 28.Из общего числа (25000) вкладчиков сберегательных касс города произведено выборочное обследование 2000 вкладчиков, ото- бранных методом случайного бесповторного отбора. По результатам вы- борки построен следующий ряд распределения:
Таблица 25
Группы по разме- щению вкладов, руб. | Всего вкладов | Из них рабочих, % |
До 10000 | ||
10000-20000 | ||
20000-30000 | ||
30000-40000 | ||
40000-50000 | ||
50000-60000 | ||
Свыше 60000 |
1. Пределы значения среднего вклада всех вкладчиков с вероятно- стью 0,683.
2. Пределы значений доли рабочих среди вкладчиков с вероятностью
0,997.
3. Необходимую численность выборки при определении среднего
вклада, чтобы с вероятностью 0,683 предельная ошибка выборки не пре- вышала 50 руб.
4. Необходимую численность выборки при определении доли рабо- чих среди вкладчиков, чтобы с вероятностью 0,954 предельная ошибка вы- борки не превышала 2%.
Задача 29.Произведено выборочное 5% обследование качества пар- тии поступающего товара. При механическом способе отбора в выборку взято 400 единиц, из которых 80 штук оказались нестандартными, средний вес одного изделия составил 12 кг, а среднеквадратическое отклонение
± 0,3 кг.
Определите:
1.С вероятностью 0,954 пределы, в которых находится генеральная доля нестандартной продукции.
2. С вероятностью 0,997 пределы, в которых находится средний вес одного изделия во всей партии товара.
Задача 30.При изучении производительности труда работников тор- говли произведено 10% выборочное обследование выполнения норм выра- ботки кассирами-операционистами магазинов торговой ассоциации. В ре- зультате механического отбора получены следующие данные о распреде- лении выборочной совокупности по выполнению норм выработки:
Таблица 26
Нормы выра- ботки, % | До100 | 100- | 110- | 120- | Свыше | Всего |
Число кассиров |
Определите:
1. С вероятностью 0,954 пределы значения доли кассиров, выпол- няющих нормы выработки.
2. С вероятностью 0,997 пределы, в которых находится процент вы- полнения кассирами норм выработки.
Задача 31.В цехе завода 2000 рабочих. Для определения затрат времени на изготовление одной детали проведено выборочное обследова- ние. Установлено, что среднее квадратическое отклонение затрат времени на изготовление составляет 10 минут.
Определите при случайном отборе, какое количество рабочих необ- ходимо отобрать, чтобы с вероятностью 0,954 ошибка выборки не превы- шала 2-х минут.
Раздел 2. Социально-экономическая статистика Тема 2.1 Статистика населения и рынка труда
Цель занятия: формирование у студентов умений и навыков по рас- чету показателей воспроизводства и механического движения населения, среднесписочной численности работников, показателей движения рабочей силы.
Задача 32.Имеются данные о численности населения посёлка
|
Известно также, что в течение года родилось 30200 человек, умерло
28600 человек.
Определите:
1. Среднегодовую численность населения.
2. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, жизненного, механического и общего прироста.
Задача 33.Численность населения гпосёлка на начало года составляла 203480 человек, на конец года 211300 человек. Коэффициент естественно- го прироста населения за год составил 9,8%.
Определите коэффициенты механического и общего прироста насе- ления.
Задача 34.Показатели естественного движения населения города (в ‰) за прошедший год составили: коэффициент рождаемости - 16, коэф- фициент смертности – 10, коэффициент механического прироста населения области в данном году составил 5‰.
Определите общий абсолютный прирост населения города за год, если известно, что среднегодовая численность населения города составила 500 тыс.чел.
Задача 35.На 1 января 2006 года численность населения города со- ставляла 720 тыс.чел. На 1 января 2009 года численность населения соста- вила 740,2 тыс.чел. Спрогнозируйте численность населения города на 1 января 2013 года.
Задача 36.Имеются следующие данные за месяц по предприятию:
1. Фактически обработано за месяц – 32200 чел./дн.
2. Выходные и праздничные дни – 11420 чел./дн.
3. Очередные отпуска – 240 чел./дн.
4. Неявка на работу по болезни и в связи с родами – 610 чел./дн.
5. Неявки, разрешенные законом – 80 чел./дн.
6. Неявки, связанные с выполнением государственных
обязанностей – 36 чел./дн.
7. Зарегистрировано прогулов – 26 чел./дн.
8. Целодневные простои – 44 чел./дн.
9. Неявки с разрешения администрации – 120 чел./дн. Определите:
1. Максимально возможный, табельный и календарный фонды рабо- чего времени.
2. Коэффициенты использования максимально возможного, табель- ного и календарного фондов рабочего времени.
Задача 37.Имеются данные по организации:
1. Численность работников по штату – 4400 чел.
2. Численность работников на начало года – 3820 чел.
3. В течение года принято на работу – 210 чел.
4. Уволено в течение года – 160 чел., в том числе:
- по собственному желанию – 86 чел.
- за нарушение трудовой дисциплины – 8 чел.
- за растраты и хищение – 4 чел.
- выбыли на учебу, пенсию и призваны в вооруженные силы – 62 чел.
Определите коэффициенты по приему, выбытию (увольнению), те- кучести кадров, общего оборота и обеспеченности кадрами. Объясните смысл этих показателей.
Тема 2.2 Статистика национального богатства
Цель занятия:формирование у студентов практических навыков по расчету показателей, характеризующих состояние, воспроизводство и ис- пользование основных фондов; методов статистического анализа, основ- ных и оборотных фондов.
Задача 38.Имеются данные о выпуске продукции и основных фон- дах по двум заводам отрасли (млн.руб):
Таблица 27
№ за- вода | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | Выпуск продукции | ||
Базисный период | Отчетный период | Базисный период | Отчетный период | |
Определите:
1. Уровни фондоотдачи основных производственных фондов за каж- дый год: а) по каждому заводу; б) по двум заводом.
2. Индексы фондоотдачи постоянного, переменного состава и струк- турных сдвигов.
3. Проанализируйте полученные результаты.
Задача 39.Имеются следующие данные:
Таблица 28
Показатели | Базисный период | Отчетный период |
Товарная продукция, млн.руб | ||
Средняя полная стоимость ос- новных производственных фондов | ||
Средняя списочная числен- ность рабочих | 0,6 | 0,65 |
Определите:
1. Показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности за каждый период.
2. Индексы фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности.
3. Прирост товарной продукции всего, в том числе: а) за счет изме- нения стоимости основных производственных фондов; б) за счет измене- ния фондоотдачи.
4.Сделайте выводы.
Задача 40.Валовая продукция промышленного предприятия в со- поставимых ценах в базисном периоде составила 754 млн.руб., в отчетном периоде – 980 млн.руб. основные производственные фонды предприятия возросли на 20%.
Определите:
1. Как изменилось использование основных производственных фон-
дов.
2 .Прирост валовой продукции всего, в том числе за счет: а) увеличе-
ние стоимости основных производственных фондов; б) изменение фондо- отдачи.
Задача 41Имеются следующие данные по производственному объе- динению за год (млн. руб.):
- основные фонды с учетом стоимости износа на начало года – 49,0;
- сумма износа основных фондов на начало года – 21,0;
- введено в действие новых основных фондов – 20,0;
- капитальный ремонт основных фондов – 2,5;
- выбыло основных фондов в течение года по полной стоимости –
8,0;
- стоимость выбывших фондов с учетом износа – 0,8;
- общая годовая стоимость амортизации – 7,6;
- валовая продукция в оптовых ценах предприятия– 114,0
Определите: