Опасность слепой жажды наслаждения

Сегодня люди стремятся любой ценой наслаждаться. Опас­ность неограниченного потворства наслаждению чувств опи­сывается в следующей притче.

Однажды человек, который прогуливался по лесу, увидел, что к нему приближается тигр. Он побежал, а тигр стал пре­следовать его. Вдруг человек увидел впереди колодец, зарос­ший травой и кустарником. Схватившись за ветки кустарни­ка, он прыгнул в колодец, чтобы спастись от тигра.

Однако тигр заметил, что он спрятался в колодце. Он оста­новился у края колодца и заглянул вниз. Устав висеть, чело­век посмотрел вниз, чтобы сменить положение, но на дне ко­лодца он увидел двух кобр с поднятыми клобуками. Его ноги раскачивались прямо над их головами.

Затем появились две крысы: одна — черная, другая — белая, и начали грызть ветки, на которых он висел. Крысы олицетворя­ют ночь и день, тигр — смерть, а змеи — жизненные трудности.

Какое ужасное положение! Опасность сверху и опасность снизу. Однако вдруг он заметил, что прямо над ним на дере­ве находится пчелиный улей, из которого капает мед. Он по­нял, что мед капает таким образом, что если он высунет язык, то сможет поймать несколько капель. Его полностью погло­тили попытки поймать капельку меда, и время от времени это ему удавалось. Так он наслаждался сладким вкусом меда, забыв об угрожающей ему опасности.

Временные наслаждения, которые люди испытывают по­среди бесчисленных опасностей, полностью поглощают их. Это называется уходом от реальности.

НАША ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ

У жизни есть высшая цель, однако очень немногие знают ее, а некоторые вообще не догадываются о ее существовании. Большинство людей озабочены лишь совершенствованием анна-майи и прана-майи — едой, сном, совокуплением и са­мообороной. Они застряли на первых ступенях развития зре­лости, описанных как Маслоу, так и ведической литературой. То есть, все свои силы они тратят на удовлетворение физио­логических потребностей и потребности быть частью какой-то группы или сообщества, не ведая ни о чем другом.

Но пока мы тратим на все это столько энергии, подкрады­вается старость, за которой последует смерть, и все, ради чего мы так упорно трудились в материальном мире, будет утра­чено. Все, что душа сможет унести с собой, покидая тело, -это те ценности, которые она впитала в себя, и ту совокуп­ность поступков, которые она совершила. Если человек про­водит свою жизнь, пытаясь удовлетворить физическое тело, он обманывает и самого себя, и окружающих, не понимая, что же такое человеческая жизнь.

Истинная жизнь — это взаимодействие со своей истинной природой, высшей природой в ее связи с Богом. Лишь под­нявшись до этого уровня, мы сможем испытать подлинную любовь. Однако, нам не удастся ее испытать, если мы слиш­ком материалистичны и слишком поглощены внешней, фи­зической стороной жизни. Если мы поглощены борьбой за выживание, наши умы и сердца будут разрывать на части бесчисленные желания, и мы не сможем почувствовать глу­бину подлинной любви. Любовь основана на целостности, бескорыстии и способности к искренним и открытым взаи­моотношениям.

Тот же, кто продолжает гнаться за физическими и умст­венными наслаждениями, пытаясь обрести их любой ценой, будет наслаждаться до самой смерти, в буквальном смысле слова. Можно видеть, что сегодня люди пристрастились к не­здоровым развлечениям, тем самым сокращая продолжи­тельность своей жизни и приближая смерть. Исследования показали, что от болезней, порожденных самими людьми, то есть вызванных неправильным образом жизни, умирает го­раздо больше людей, чем от всех остальных болезней. Все больше людей умирает от заболеваний, вызванных стрессом, недостатком физических упражнений, депрессией, курением, пьянством, употреблением наркотиков, неправильным упо­треблением лекарств, а также сексуальной распущенностью. Но что поделаешь, если беспринципные руководители пода­ют пример, не вдохновляющий стремиться к чему-то более возвышенному?

МАТЕРИАЛИСТИЧНЫЕ ГУРУ

Среди лидеров-мыслителей -- ученых и философов — есть те, кто, хотя и внесли определенный вклад в развитие цивилизации, одновременно оказали и негативное воздействие на человечество, поскольку делали слишком большой акцент на грубом материализме и отрицали существование Бога. Их учения побуждают людей быть более агрессивными и менее нравственными. Цель человеческой жизни для них заключе­на в личном эгоистическом удовлетворении, а не в благе об­щества или духовной жизни. Таких мыслителей я называю «материалистичными гуру».

Френсис Бэкон был одним из них. Он сыграл существен­ную роль в отчуждении человека от природы, вдохновляя че­ловечество эксплуатировать природу, поскольку придавал большее значение науке и технике, чем Богу как творцу. Адам Смит — еще одна такая личность. Он сосредоточил свое вни­мание на человеческой жадности и эгоизме, объясняя, что эти качества являются основой экономической системы. Он ут­верждал, что развитие в людях жадности и эгоизма послужит укреплению рынка.

Следующий «материалистичный гуру» — это Чарльз Дар­вин, давший миру теорию о выживании наиболее приспо­собленных. Он в значительной степени свел смысл человече­ской жизни к биологии и впервые дал нам понять, что мы — не более чем изощренные животные, сражающиеся за среду обитания, подобно другим животным. Затем идет Карл Маркс, выдвинувший теорию диалектического материализ­ма. Предвидя крах капитализма, он представил модель бес­классового общества, в котором, однако, нет места Богу.

У нас также есть Зигмунд Фрейд, внесший значительный вклад в понимание человеческой психологии, но не имевший ни малейшего интереса к познанию Бога. И напоследок мне хотелось бы упомянуть Макиавелли, который в самой грубой форме проповедовал эгоизм и хитрость, направленные на эксплуатацию людей ради собственного наслаждения.

Отдаем ли мы себе отчет в том, что учения этих людей рас­пространены по всему миру? Их философия прямо или косвен­но оказывает влияние на миллионы людей, поэтому крайне редко можно встретить руководителя, понимающего высший смысл человеческой жизни и следующего ему на практике.

Влияние этих учений помогает нам понять, что лидер оп­ределяет эпоху, а не эпоха — лидера. Другими словами, каче­ство руководства определяет коллективное сознание граждан.

УПАДОК ЦИВИЛИЗАЦИИ

Дж. Бредли Кина называет десять признаков, указывающих на упадок культуры или цивилизации. Я хотел бы закончить книгу анализом этих пунктов, поскольку они имеют прямое отношение к состоянию нашей собственной культуры:

1. В обществе более не поклоняются Богу или вообще не признают Его: мы видим, что во всех сферах жизни на­блюдается усиление атеизма и материализма.

2. Деградация семьи: высокий уровень разводов, повсемест­ное принятие законов о свободе разводов, матери работа­ют, отцы не практически не бывают дома.

3. Пренебрежительное отношение к жизни: разрешение абортов, содействие самоубийству, эвтаназия и генная ин­женерия.

4. Преобладание низменных, аморальных развлечений: по­добно тому, как в Риме смотрели бои гладиаторов, совре­менное телевидение и кино трактует извращения как нор­му; рэп-музыка и тяжелый рок.

5. Рост насилия и преступности среди молодежи: банды, на­сильственные виды спорта (например, в одной из газетных статей побоища во время футбольных матчей были названы «напоминающими войну») и города, превратив­шиеся в места сражений. Центры травматологии, в кото­рые каждый день поступают новые жертвы, постоянно пе­реполнены.

6. Обнищание среднего класса: средний класс становится больше похож на бедных рабочих.

7. Несостоятельность правительства: неспособность пра­вильно управлять бюджетом страны.

8. Правительство, попустительствующее нравственному распаду общества: мероприятия, способствующие дегра­дации, а именно лотереи, конкурсы красоты и т.п.; некото­рые люди даже ставят под сомнение деятельность ФБР и ЦРУ — возможно, деятельность этих организаций должна быть поставлена в начале этого списка.

9. Правящий класс становится слабовольным: многие из со­ответствующих примеров мы уже обсуждали. Это прези­денты и другие лидеры, говорящие одно, а делающие со­вершенно другое, проявляющие непорядочность, отсутствие нравственности и должной этики, тем самым разрушающие благочестие людей.

10. Неспособность людей понимать происходящее, несмотря на его очевидность: хотя все девять вышеупомянутых призна­ков налицо в современном обществе, большинство людей неспособны осознать нависшей над ними опасности. Опас­ность угрожает и сверху, и снизу, однако люди слишком по­глощены попытками поймать несколько капелек меда.

Кина пришел к выводу, что наличие этих десяти призна­ков сегодня настолько очевидно, что можно говорить о серьезном упадке культуры. Поэтому мы просим вас, доро­гие читатели, присмотреться к происходящему и начать ис­кать воодушевленных лидеров-слуг, одержимых желанием помогать людям; лидеров, способных глубоко любить; лиде­ров, знающих, как использовать деньги и власть, чтобы во­одушевлять других; лидеров, помогающих людям чувство­вать себя счастливыми и защищенными; лидеров, создающих истинные ценности. Лидер-слуга является фило­софом, поскольку всегда ищет истину. Он руководит изнут­ри и понимает, что силу дает характер. Он опирается на уни­версальные принципы, а не на относительные истины. Он обладает видением цели, поскольку стремится к созданию культуры высокого мастерства, которая будет и в будущем продолжать служить тем, кого он любит. Он занимает людей деятельностью, соответствующей их склонностям, поскольку считает это наилучшим способом выражения своего уваже­ния к ним. Он искусен в делегировании и в передаче полно­мочий, потому что считает себя попечителем, а не автокра­том. И что самое главное - вся его жизнь является выражением его жизненных принципов. Чтобы по достоин­ству оценить такого лидера, нам необходимо глубоко осо­знать значение каждого из этих качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы иметь более совершенные организации и общины, мы должны не только ожидать, но и требовать более вы­сокого уровня руководства от наших лидеров. Лучший путь добиться этого — работать над своим собственным характе­ром. По мере развития нашего характера, мы будем создавать условия для появления руководителей, способных наилуч­шим образом позаботиться о людях.

Как же работать над своим характером, живя в атмосфере, пропитанной материализмом и другим пороками? Необхо­димо самому научиться действовать изнутри.

Рассматривая различные системы менеджмента, мы ста­вим задачу стать руководителями, обладающими мудростью и способными принимать решения. Мы хотим научиться со­здавать команду, определять роль каждого, достигать макси­мума возможного и ставить высокие цели. И что особенно важно, мы хотим воспринимать каждого человека целостно, опираясь на вечные принципы, которые побуждают нас все больше и больше идти вглубь.

Например, существует астрономия, однако ее глубинным аспектом является астрология. У нас есть математика, но ее глубинным аспектом является нумерология. У нас есть физи­ка, но ее глубинным аспектом является метафизика. У нас есть химия, но ее глубинным аспектом является алхимия. У нас есть аллопатическая медицина, однако, ее глубинным аспек­том является натуропатия. У нас есть психология, однако, ее глубинным аспектом является парапсихология. У нас есть ре­лигия, однако, ее глубинным аспектом является духовность.

Рассмотрев учения Бхишмадевы и царя Притху, мы при­ходим к выводу, что древняя мудрость по-прежнему приме­нима, и принципы священного правления могут помочь че­ловечеству вернуться на путь самореализации и истинной взаимозависимости.

И хотя достаточно трудно изменить социальную динами­ку, каждый человек способен внести в это определенный вклад. Важны и усилия, и милость. Мы всегда должны тру­диться так, как будто все зависит от наших усилий, понимая при этом, что в действительности успех зависит от милости Бога. Не нужно ждать, пока Бог разрешит все наши проблемы. Бог ждет наших усилий, у Него нет любимчиков. Он предо­ставляет всем работу на равных основаниях.

Каждый из нас должен постараться сделать все, что от него зависит, поскольку каждый из нас является лидером. Все, что мы делаем, влияет на наших детей, и в этом смысле мы ответ­ственны за их будущее. Выбор, который мы делаем сейчас, оп­ределит то, какие возможности для выбора будут у тех, кто придет после нас. Хотим ли мы предложить им наследие, ос­нованное на образе жизни, разрушающем общество? Или же мы хотим изменить ход событий? Решать нам. К счастью, в этом нам может помочь замечательное учение Бхишмадевы, одно из первых руководств такого рода на земле, а также вдох­новляющий пример божественного правления такого царя, как Притху. Он поистине был одним из тех редких лидеров, единственной целью которых было высшее благо граждан.

Я хочу закончить словами Ганди: «Мы сами должны стать той переменой, которую ожидаем увидеть в этом мире». Та­ков главный секрет лидера новой эпохи, эпохи высшего со­знания.

Эпилог

Наши рекомендации