Раздел viii. оценка рисков

1. SWOT-анализ

Сильные стороны предприятия Слабые стороны предприятия
выгодное месторасположение кухня – наиболее востребованная в городе высокая осведомленность о большинстве участников рынка; перспективный бизнес недостаток опыта в данном бизнесе (стартовый бизнес) трудности с созданием собственной материально-технической базы на первом этапе ограниченные возможности финансирования проекта за счет собственных средств
Благоприятные факторы рынка Угрожающие факторы рынка
недостаточная насыщенность рынка доступность ресурсов возможность усиления конкуренции (появление новых кафе и ресторанов) мировой финансовый кризис, и, как следствие, спад спроса на услуги

Внутренние факторы риска минимизированы благодаря тщательной проработке концепции проекта, отношениям, установленным с потенциальными поставщиками.

2. Анализ чувствительности

При расчете эффективности проекта учитывались факторы неопределенности и риска: неопределенность – неполнота и неточность информации об условиях реализации проекта; риск – возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта.

Для учета факторов неопределенности и риска проведен анализ на чувствительность. Анализ на чувствительность включал два этапа:

1. Выбор критических параметров проекта, наиболее сильно влияющих на показатели эффективности проекта.

2. Оценка влияния изменений одного или одновременного изменения нескольких критических параметров на показатели эффективности проекта.

2.1 Однопараметрический анализ на чувствительность, при котором изменялся только один входной параметр, все остальные параметры сохраняли базовые значения. При этом были проведены расчеты по нескольким сценариям: 1. реалистичный, в котором использовались базовые значения входных параметров; 2. пессимистический, в котором изменения критических параметров относительно базовых приводили к ухудшению показателей эффективности проекта; 3. оптимистический, в котором изменения критических параметров относительно базовых приводили к улучшению показателей эффективности проекта.

2.2 Двухпараметрический анализ на чувствительность, при котором одновременно менялись два входных критических параметра, все остальные параметры сохраняли базовые значения. При этом основной анализ проводился по тем сценариям, в которых имело место встречное изменение параметров.

С учетом особенностей реализации проекта в качестве критических параметров проекта (входных параметров) выбраны:

Таблица 31 – Уровень заполняемости кафе, в %.

Сценарий Уровень заполняемости
реалистичный
пессимистический
оптимистический

Таблица 32 – Уровень торговой наценки, в %

Сценарий Уровень торговой наценки
реалистичный
пессимистический
оптимистический

Показателем эффективности проекта является NPV (чистая приведенная (дисконтированная) стоимость).

1. Однопараметрический анализ на чувствительность

Цели:

1. определить границы эффективности проекта – предельный уровень соответствующего выбранного входного параметра, при котором проект не теряет своей инвестиционной привлекательности (значение NPV остается положительным)

2. сравнить соответствующие входные параметры по степени влияния на показатели эффективности проекта;

3. оценить степень устойчивости проекта к изменениям соответствующего выбранного входного параметра

Результаты анализа показали, что:

1. При базовых значениях прочих параметров предельный уровень заполняемости кафе составляет 219 человек в день. То есть при снижении загруженности рынка ниже данного порога, проект теряет свою инвестиционную привлекательность (NPV становится равным или меньшим нуля). Предельный уровень торговой наценки составляет 68%.

Соответственно, при снижении арендной платы ниже данного уровня, проект теряет свою инвестиционную привлекательности (NPV становится равным или меньшим нуля).

2. NPV проекта более чувствителен к изменению заполняемости ресторана, чем к изменению уровня торговой наценки. Входные параметры изменялись в процентном соотношении к их базовым значениям.

Таблица 33 – Анализ на чувствительность при изменении заполняемости кафе

Сценарий заполняемость % изм-ния в загрузке NPV (тыс.руб.) NPV (изм. %)
реалистичный -27% 44 124 -82%
пессимистический 0% 244 428 0%
оптимистический 27% 443 436 81%

Таблица 34 – Анализ на чувствительность при изменении торговой наценки

Сценарий Торг. наценка (%) % изм-ния в цене NPV (тыс.руб.) NPV (изм. %)
реалистичный 110% -27% 171 684 -30%
пессимистический 150% 0% 244 428 0%
оптимистический 191% 27% 314 250 29%

3. Устойчивость проекта

Относительное изменение входных параметров на 27% от базового значения приводит к более значимым изменениям выходного параметра – NPV ; изменение заполняемости кафе - к изменению NPV на 81%; изменение торговой наценки - к изменению NPV на 30%. Такие колебания NPV обуславливаются спецификой бизнеса – большим уровнем постоянных затрат, при всех рассмотренных пессимистических сценариях уровень NPV остается положительным. Проект является достаточно устойчивым к колебаниям входных параметров

Выводы:

Значение NPV проекта более чувствительно к изменению заполняемости ресторана, чем к изменению торговой наценки. При этом проект выдерживает 55% снижение уровня торговой наценки или 33% снижение заполняемости от базовых значений. В целом, проект является достаточно устойчивым к колебаниям входных параметров.

Наши рекомендации