Гипотетич конструкт. Теор и операц опред
Идея гипотетич констр сост в том, что ни 1 псих явл мы не можем набл прямо и непоср-но. Реально набл и фиксир мы можем только повед. Чтобы объяснить те или иные ос-ти повед, ψги вынужд вводить предпол, гипотезы о сущ-ии тех или иных псих св-в, сост, наличие кот позвол объяснить наблюдаемые повед факты. Например, наблюдая в самых раз сит чела, кот грубо, враждебно ведет себя по отн к окруж, мы говорим, что он облад такой чертой, как агрессивность. Это гипотет конструкт. Необх этапом явл определение пр-та диагностики вновь создаваемого теста. Необх дать вводимому параметру теор и операц опред: теор опр – опред предпол конструкта в понятиях, категориях и связях, уже сущ в данном разделе науки теорий, понятий и катег. Это включение предпол понятия в уже сущ систему науч понятий в данной обл ψлогии. Операц опред- описание тех повед проявлений, р-ций и действий, чувств и оценок, поср-вом кот данная переменная реализ-ся. Оно явл непоср основой для построения первичной формы создаваемого теста.
Осн статист понятия.
Кривая норм распред – обозн, что число случаев мах в середине распред и постеп спадает к ее краям. Кривая симметрична и имеет единств пик в центре.
Меры центр тенденции – указ единств наиб типич рез-т, хар-ий вып-е теста всей группой.
Самой известной из мер явл среднее арифм.
Др мера – мода – наиб часто встреч рез-т. 3 мера – медиана – рез, наход в середине послед-ти пок-лей. Она делит распределение точно пополам.
Мера разброса данных – хар-ют степень индивид отклон от центр тенденции. Наиб известный – размах распределения – разность между самым выс и самым низ рез-том. Наиб часто употр мера центр тенд – стандарт отклон, обозн сигма.
Мера связей.Корреляция– осн статист процедура, примен при созд психол тестов. Опр-ся степень связи между 2мя перем.(показывает статистическую, а не следственно причинную связь) Мат выраж коррел – коэф коррел, обозн r. Находится в пределах от -1, когда обнаруж полная обратная связь, до +1, когда полная прямая связь. Если =0, то нет связи. Достоверность различий – статист процедура установления значимости различий между выборками по изучаемым переменным. Позвол получ подтвержд о том, что разл между выборками по к-л переем являются значимыми.
Меры достоверности различий –статистическая процедура установления значимости различий м\у выборками по изучаемым переменным.
Нулевая гипотеза – гип о том, что м\у двумя переменными нет достоверных различий.
Составл первич ф-мы теста. Выбор зад в соотв с х-ром ответа.
Мы должны выбрать как будет отвечать на них испытуемый. Зад бывают откр (большая вариация разнообр ответов) и закрытые (ответ строго фиксир). Закрытые: 1) с альтерн отв. С 1 стор, все просто, но б вер-ть случ выбора ответов 2) с неск вар (вопр и 4 вар). Кажд зад высоко надеж, сниж вер-ть угадывания. Правила: дБ просто сформул, равновероят, правильный 1 вар, ответ на 1 вопр не должен давать ключа к ответу на др, следует избегать тривиальных ответов. 3) зад по восст соответствия. Недост: б вер-ть угадывания. Открытые: 1) со стандартизов ответами (незаконч предлож) 2) со свободными. Критерии: компактность и точность, ф-ма зад не должна содерж ответа на др зад, установка согласие и соц одобр повед. Зад должны подбтраться по пр-пу соц жел-ти. Лучше избег явно соц-жел ответов. Замена соц жел понятий синонимами, вкл в опросник шкал лжи, формул зад в проектив ф-ме. Тенд давать крайние ответы и средние. В этом сл надо сдел шкалу менее диффер и сдел так, чтобы сред ответы не были так притяг. Зад не дБ оч длинным, не надо вкл термины или малознак слова, современные дБ, если тест многофакт – зад на все диагностир кач-ва. Размещ завис от вида теста. Если на IQ – по Ур слож-ти, жед чередовать отв да и нет. Оч важный Эл-т – инструкция
24. Виды пс шкал:
сущ 2 типа шкал: неметрич и метрич. Неметрич: число вып неспециф для него ф-ю. Входят шкалы наименований и ранговые. Наимен: самые простые. Для классифик. Указ на к-л объект, напр, число игроков в команде. Ранговые: можно устан более дифф отнош, более последоват (выстраив людей по росту). 2 ф-мы: униполяр и биполяр.
Метрич шкалы: вкл объекты или числовые выраж-я, число вып свою ф-ю. Входят интервальные: А – неА, А>B, А<В + входит наск б или м. Это выраж в наличии интервала между числами. Гл св-во: имеет плавающий ноль (нулев отметка устан произвольно и не показ отсутствие пр-ка вообще). В пределах шкалы интерв одинаковы. Шк отношений: уста нрав-во отнош (во сколько), ноль неподвижен, означ отсутствие пр-ка. В ψол исп редко, сущ в ψфизике. Сущ еще шкалы числовые (наиб попул, более универс и объектив. В чистом виде исп-ся редко, сопровожд-ся верб шкалой). Верб шк (набор какмин 2х сужд. Шир исп в д-ке, но часто толкуются неоднозначно). Правила: необх согласов сужд с О-том, сужд не дБ двусмысл, в 1 понятии не должны пересек 2 сужд, желат-но, чтобы не было оценочных суждений. Графические шк – признакотраж-ся в виде граф объекта. Сущ ряд правил: если исп линия, то важна длина линии. Наиб попул комбинир шкалы.
Анализ пунктов.
Расчет 2х осн хар: инд тр-ти и дискрим зад. 2 вида тр-ти: соц-ψол и статист (доля лиц в выборке, справ или нет с зад. Опр-ся в тестах на IQ и спос). В лич тестах противор: Анастази: поним равновер выбора. Бурлачук-нет. Труд-ть дБ оптим. Если оч труд-сниж остальных ψхометр пок-лей, повыш вер-ть угад. Осн пок-ль труд-инд тр-ти. Опр-ся по ф-ле: Итр=Nb\axn (a – максимальный балл по шкале ответов, Nb-сумма баллов всех испыт-х по данному заданию, n- общее кол-во испыт-х)
Если зад с предпис ответами-повыш вер угад-я. Чтобы минимиз:
Если выб большая – мет крайних групп (Фланаган). Отсек самые выс и низ, раб с отсеченным. Пределы: от 16-84%. Если <16, зад оч трудное. Оптим – 50%. В тестах на скорость Ит не высчит, берется число зад, кот ни 1 чел за данное t не решит. S-ноψол труд: связ с ψол барьерами и опр-ся самой сит тестир-я и индψол ос-тями испыт.
Дискрим-ть- спос отд пунктов теста диффер-ть обследуемого относительно мах и мин рез-тов теста, те делить выборку на.людей с выс и низ баллами. Коэф Д – мера соотв-я успешности вып-я каждого зад общему вып теста. Это коэф коррел мду пок-лем по каждому зад и общим баллом по тесту. Спос вычисл: связ с типом исп шкалы или с пок-лями по тесту. 1) исп-ся в дихотом шкалах. Коэф точечно-биссериал коррел. 1 из пок-лей-число, др-выраж кач-ным значением.
,где Х -ср арифм всех индив оц по тесту, Хn – ср арифм оц по тесту у испыт, прав реш данное зад или отв в соотв с ключом. Nп – число прав реш зад, сигма х – станд откл, N-общий объем выборки. Это высчит для каждого зад, но тогда, когда испыт ответили на все зад. Если нет, то исп
, где Хd – ср арифм индив оценок испыт, вып данное зад. Сигма хd – сред квадр откл, Nd – общее кол-во испыт, вып данное зад. 2) исп-ся в многоступ шкалах. Ф-ла линейной коррел Пирсона. 3) мет тетрахорич квадрата.
Коэф Д приним знач от -1 до 1, его значимость завис от выборки. Выс полож коэф Д показ, что зад хор делит испыт на успеш и неуспеш по диагностир кач-ву. Если значимый отр – делит по противоп кач-ву и дальше оно непригодно.
Понятие надеж-ти.
Надежность – хар-ка того, в какой степ выявленные у испыт различия по тестовым результатам отражают действит различия в измеряемых св-вах, а в каком они Мб припис д-ю случайных ф-ров.
Отнош дисп истинной к дисп погреш будет назыв коэф надеж измерений. Источ дисп погр: 2 – неточ измерит инструм и условия опыта. Выводят 3 вида надеж: 1) над как уст-ть измер: демонстр стаб-ть рез во t. Т.е, измер, провед 1 и тем же измер инстр в разн время дает одинак рез-ты. 2) Надеж как точность измер: б влияние качества измер инстр, влияние условий экспер невелико. 3) надеж относит пост-ва условий: надеж измер может завис отразл неконтрол ф-ров, кот необх учит.
27. Ретестовая и паралл форм.
Ретест – показ, в какой степ рез тестир можно распростр на разл случаи его применения. В связи с исп процедуры повторного тестир 1 и той же выборки данный вид надеж получил название ретест. Повыш надеж-ти в этом сл свид о повыш чувствит рез-тов тестир к измен сост испыт и обстан тестир. Б знач имеет интервал времени. Оптим вар – 6 мес для взр и 3 мес для детей. Недост: может сформ навык раб с мет-кой, припомин рез-тов предыд тестир.
Надеж паралл форм: обслед выборки сначала осн набором заданий, а затем дополнительным, аналогичным первому. Др спос: разбить выб-ку на 2 рав гр. Первич тестир закл в тестир 1 гр одной ф-мой теста (А), а второй – аналог ф-мой (В). Через нед провод повтор тестир в обрат порядке. Здесь сниж ф-ры тренир и припомин, но такая раб треб больше врем и труд затрат.
Надеж по однород-ти.
Внутр соглас-ть всех частей теста и их работа на единый общий балл. Метод расщепл: расщепл теста на 2 равных половины и высчит коэф коррел, получ по 1 пол и по др. Расщепл на чет и нечет задания. Это можно делать, если труд-ть одинакова. Если разная труд-ть половинки надо подбирать. Чтобы опр надеж самого теста, исп-ся ф-ла Спир-Брауна.
рt= 2рт\(1+рт)
, где pt-надеж всего теста, p’t – надежность половины. Эту форм исп тогда, когда станд отклон половинок теста одинак. Если нет – ф-ла Фланагана
Ф-ла Рюлона: дисп разности мду рез-тами каждого испыт между половинами теста.
Для скоростных тестов эти ф-лы не подх. Если искусств расщепл тест – надеж по однород-ти. 1) мет Кюдера – Ричардсона (при дихотом шкале)
, где К – кол-во зад в тесте, р – индекс труд каждого зад, но р/100, q = 1-р, сигма – дисперсия первичных оценок теста. Если шкала многоступ, исп коэф альфа Кронбаха
, где - сумма дисперсий результатов отд зад.
Надеж относ э-ра.
Э-р выступ как рук-ль, как оценщик, как интерпретатор. Его ос-ти не оказ вл на исслед – это достиг стандартиз условий. Он ведет протоколы, обраб рез, припис оценки. Надеж достиг станд бланками ответов и станд ключей. Это обесп-ся тем, что одинак оценочные данные, получ от разных испыт, ведут к одинак истолкованию. Обесп-ся наличием шкал, норм, критериев. Некот тесты, исп в клинич практике, тесты креатив и проектив, оставл много свободы исс-лю, особенно в части интерпретации. Это существенно повыш роль надеж-ти относ э-ра по сравн с традиц видами надеж-ти.