Преемственности для ключевых
РУКОВОДЯЩИХ ДОЛЖНОСТЕЙ
Сообщив трем кандидатам, что они должны готовить себе преемников, Уэлч заставил их «посмотреть реальности в глаза» и сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасное будущее GE. Не делегируйте функцию выбора вашего преемника и не оставляйте решения этого вопроса на последнюю минуту. Лучшие менеджеры начинают думать и активно готовить смену себе и своим ключевым менеджерам за несколько лет.
Тем не менее нет никаких сомнений в том, что Нарделли безусловно разделял принципы трудовой этики. На своей новой работе он сделал обычной практикой приезжать в офис с рассветом (6:15 утра), при этом Нарделли очень часто засиживался до 9 часов вечера. Даже его предшественник, Артур Бланк, не мог поверить, что можно работать так напряженно. Он так охарактеризовал стиль Нарделли: «Это не работа, это жизнь».
Соединяйте точки
В конце 2004 года журнал Business Week указал на то, что уже знали большинство экспертов: «При Уэлче GE взрастила самое большое число талантливых менеджеров в американском бизнесе». Нарделли в этом ряду занимал центральное место. Он начал работать в GE в 1971 году, позднее стал исполнительным директором Power Systems и превратил это подразделение компании в быстрорастущего, глобального лидера в энергетической промышленности.
Нарделли добился этого результата, расширяя бизнес за счет сервисного обслуживания продуктов и услуг компании, а также параллельно создавал множество новых продуктов. (При руководстве Нарделли доля новинок увеличилась на 50%.) Его опыт работы в GE очень пригодился на новом посту исполнительного директора. Покинув GE, Нарделли принес в Home Depot to, что не мог озвучить в зале заседаний правления GE — свежий взгляд со стороны. Именно эта перспектива помогла Нарделли создать новый бизнес и новые модели успеха в гиганте розничной торговли.
Так, Нарделли объяснял в начале 2005 года: «Мы в Home Depot не занимались поставками еще четыре года назад. Сейчас прирост составляет 30— 35% в год... благодаря естественному росту компании и приобретениям мы расширили свой портфель предложения и сейчас обслуживаем наших клиентов, как никогда. Таким образом, охват нашего предложения сейчас отражает не столько возможности компании на рынке, сколько запросы и чаяния наших клиентов.
Нарделли действовал так же, как и в GE: назначал большие премии за подготовку лидеров и разработку планов преемственности, истратив более 600 миллионов долларов на проведение тренингов и занятий продолжительностью в 23 миллиона часов только за 2004 год. Он также ввел три различные программы подготовки лидеров: про-
грамма для высшего руководства, программа для лидеров среднего звена, программа для менеджеров магазинов. Но главное, что он сделал для обновления компании, — заставил горючее воспламениться сразу в четырех цилиндрах. В начале 2005 года Нарделли говорил о том, чего стоит успешно руководить бизнесом на современном растущем, сложном и глобальном рынке:
...способность соединять точки... оценивать рынок и его основные тенденции, видеть будущее экономики и на основе этого видения реализовывать инициативы и идеи позволила бы нам защитить себя при экономических спадах и подъемах, в условиях глобальной нестабильности, при колебаниях курса валют и т. д.
Перестройка «ковбойской культуры»
Как и многие другие великие компании, Ноте Depot была основана харизматичным и дальновидным СЕО Берни Маркусом при поддержке человека, умеющего добиваться высоких показателей, Артура Бланка.
Эти два человека основали Home Depot в 1978 году как «магазин по продаже стройматериалов для любителей». Компания тут же начала быстро развиваться.
За три года Home Depot встала на ноги и к 1984 году уже имела более 30 магазинов, показатели сбыта которых превысили 400 миллионов долларов. За 1990-е годы акции Home Depot выросли на невероятные 3700%.
К 2000 году компания несколько снизила свои обороты. Рост объема услуг, оказываемых клиентам, замедлился, и громадные оранжевые магазины, похожие на большие ящики (ставшие торговым знаком компании), начали походить на запущенные склады. Эти проблемы, а также системные недостатки организации позволили конкурентам вторгнуться во владения розничного гиганта.
Wal-Mart, например, стал конкурентом Ноте Depot в связи с низкими ценами. Lowe's, игрок № 2 на рынке, начал успешно атаковать позиции Home Depot в области высококлассной техники и забрал часть ее рынка. Lowe's удалось это сделать: в своей рекламной компании она апеллировала к женщинам и семьям. В Home Depot существовали и более серьезные проблемы. Каждый оранжевый ящик-магазин был изолированным островом. Менеджеры магазинов не поддерживали между собой отношений, они не были соединены друг с другом даже электронной почтой! Это означало, что закупки, выработка ценовой политики и т. д. происходили раздельно.
Другими словами, децентрализация убивала компанию. General Motors и GE были первыми в период после Второй мировой войны, которые использовали децентрализацию в качестве организационного принципа. Однако модель, которая имела свои преимущества в послевоенную эру, порождала целые пласты бюрократии для управления отдаленными филиалами и подразделениями.
К 1980-м годам в глазах большинства наблюдателей эксперимент с децентрализацией исчерпал себя, а сама модель перестала приносить пользу. В начале века Home Depot отчаянно искала способ буквально «собрать себя».
В частности, компания имела девять различных региональных представительств и к тому же проводила децентрализованную закупочную политику; это означало, что она не использовала преимуществ своего размера и громадной покупательной способности. «Это похоже на то, когда у тебя девять жен»,— отметил производитель инструмента со Среднего Запада.
«Ковбойская культура» (такое выражение употребила Патриция Селлерс в Fortune) имела и другие проявления. Оборот материально-технических запасов снижался, особенно в условиях затянувшегося спада. Компания тонула в бумагах. Один бывший менеджер Home Depot рассказывал, что он должен был принять телефонный звонок, электронное сообщение, записку и факс — и все это по одному вопросу. Другой менеджер в буквальном смысле слова оклеил потолок, стены, пол и окна документами из различных источников, которыми его завалили за 21 день.
Когда весной 2003 года Нарделли сообщили о безудержных размерах документооборота, он принял решение действовать. Нарделли убрал многие ненужные вещи, закупил программное обеспечение для менеджеров на 2 миллиона долларов. Он помогал Уэлчу уменьшить бюрократию в GE и был решительно настроен внедрить политику «пленных не брать» и «можно сделать» в Home Depot. Ораторское мастерство и сценарий Нарделли помогли достичь того, чему он научился в GE. Например:
...мы старались создать такую обстановку, которая бы поощряла и поддерживала дух предпринимательства, но в то же время придала нашим программам и инициативам динамику и измеряемую ответственность.
Он был также одержим идеей сокращения ненужных вещей, излишних процессов в делопроизводстве и уровней согласования. Например, Нарделли узнал, что в его новой компании существует не менее 157 различных форм отчетности. К середине 2002 года из них осталось только две, которыми пользовались все 300 тысяч менеджеров и работников GE. Но Нарделли с трудом пришел к пониманию того, что многие вещи, сделавшие компанию эффективной на начальном этапе ее существования, в настоящее время работают против нее:
Это компания, выросшая вместе со своими соучредителями. Но мое видение заключалось в том, что, если мы захотим пойти дальше, надо что-то менять. У нас был весьма децентрализованный бизнес. Я обнаружил, что отсутствует фундаментальная инфраструктура, необходимая для поддержания устойчивого развития при спадах и подъемах.
Одна из серьезных проблем, встававшая перед каждым, кто пытался трансформировать Ноте Depot (или любую другую крупную организацию), заключалась в изменении корпоративной культуры. Для того чтобы провести серьезную трансформацию, Нарделли должен был опуститься на уровень ниже старших менеджеров и повлиять на многие тысячи других менеджеров и сотрудников, составляющих основу компании: «Мы регулярно общаемся на всех уровнях вплоть до магазина. Появляется все большее понимание стратегии и основной цели компании».
Нарделли осознавал, что для того, чтобы осуществить важные культурные реформы и внедрить по всей компании концепцию, ориентированную на производительность, он должен дать менеджерам и другим сотрудникам что-то вроде инструментария и провести тренинги, в которых они нуждались. Как и любой успешный лидер, он понимал, что самая лучшая стратегия в мире бесполезна, если нет подходящих людей для ее реализации. Он сделал обычаем проводить много времени с менеджерами на местах, глубоко вникая в суть работы организации, стараясь усилить компанию, ее компетенцию и распространить передовой опыт.
Мы будем говорить о планировании кадровой преемственности. С момента моего прихода в компанию мы организовали общий форум для менеджеров магазинов, где все менеджеры магазинов собираются и имеют возможность встретиться и обменяться опытом. Мы проводим такие форумы для помощников менеджеров, региональных менеджеров и региональных вице-президентов. Таким образом, мы попытались создать очень прозрачную организацию, делающую основной упор на единообразие, на культуру, которая позволяла бы людям слушать и говорить, а затем запускать новые проекты.
Хотя Нарделли и Home Depot набили себе шишек в первые годы, лидер компании помог развернуть корабль в нужное русло. Он не был в плену у прошлого, но был способен принимать жесткие решения, необходимые, чтобы направить Ноте Depot на верный путь.