Четвертый этап – «Этап отдавания миру»
Только на этом этапе компания готова давать что-то ценное миру. Это не значит, что на всех предыдущих этапах идет разрушение мира. Нет! На этом этапе появляются внутренняя потребность и ресурсы для отдавания миру.
Пятый этап – «Творчество»О нем поговорим позже.
Личность руководителя — один из ведущих факторов, влияющих на развитие компании.
Все просто: от осины не родятся апельсины.
Пытаясь изменить что — либо в компании, задумайтесь: готовы ли Вы менять что — либо в себе?
3.Заинтересованные группы, ресурсы и процессы высокоэффективного бизнеса.
Заинтересованные группы
Первый шаг на пути к высокорезультативному бизнесу — определение круга заинтересованных в деятельности компании групп и их потребностей. Как правило, большинство предприятий ориентируется на интересы акционеров. Но менеджеры современных компаний начинают осознавать, что игнорирование интересов других заинтересованных групп (клиентов, служащих, поставщиков, дистрибьюторов) чревато сокращением дивидендовакционеров.
Каждая компания должна стремиться к удовлетворению минимальных (пороговых) ожиданий каждой заинтересованной группы. Впрочем, не возбраняются и более высокие уровни удовлетворения некоторых из них, когда компания проявляет особое внимание к клиентам, заботливо относится к служащим, но устанавливает пороговый уровень для поставщиков. Главное — не оскорбить чувство справедливости представителей различных заинтересованных групп, которые весьма динамично взаимодействуют.
Процессы
Оптимальные условия для заинтересованных групп создаются управлением взаимосвязанными рабочими процессами. Сегодня высокоэффективные компании стремительно переориентируются, концентрируя основное внимание на управлении стержневыми бизнес-процессами, такими как создание новых образцов продукции, стимулирование продаж и выполнение заказов. В ходе реинжиниринга рабочих потоков создаются межфункциональные команды, ответственные за каждый конкретный бизнес-процесс.
Например, в компании Xerox группа по работе с клиентами координирует продажи, поставки, установку оборудования, обслуживание и учет, обеспечивая непрерывность процесса в целом.
Межфункциональные команды стали обычным явлением и в некоммерческих организациях, и в государственных структурах. Например, когда администрация зоопарка в Сан-Диего пересмотрела формулировку миссии (от «демонстрации» к «удовлетворению потребностей в образовании»), это обусловило изменение всей его структуры. Модернизированный зоопарк разбит на климатические зоны, в которых представлены флора и фауна различных частей света, хищники и их потенциальные жертвы в привычной им природной среде. Изменение концепции показа животных обусловилоинтенсификацию взаимодействий специалистов по растениям и экспертов по уходу за животными, «ликвидации» традиционных границ между ними.
Ресурсы
Для осуществления бизнес-процессов компании требуются ресурсы — рабочая сила, материалы, оборудование, информация, энергия и т. д. Как правило, фирмы оперируют преимущественно собственными ресурсами, но анализ их деятельности показывает, что такая практика далеко не всегда эффективна. Сегодня многие компании часто обращаются к внешним источникам {аутсорсингу) ресурсов, наименее существенным для их деятельности, — особенно если имеют возможность получить более качественное сырье по относительно низким ценам. Обычно эти внешние ресурсы включают услуги по уборке помещений, транспортные услуги и т. д.
Таким образом, главная задача высокопроизводительной компании — поддержание и развитие основных направлений деятельности и собственных ресурсов, составляющих ядро, сердцевину, стержень конкретного бизнеса. Например, обувь компании Nike производится на азиатских фабриках, которые чрезвычайно компетентны в области пошива. Однако Nike удерживает лидерские позиции в моделировании обуви и ее распределении — двух стержневых направлениях деятельности компании. Стержневую компетенцию составляют три основные характеристики: (1) в создание воспринимаемых потребителями выгод заметный вклад вносит источник конкурентных преимуществ; (2) стержневая компетенция потенциально широко применима на различных рынках; (3) конкурентам трудно ее копировать.
Еще один источник конкурентных преимуществ компании — ее отличительные способности. В то время как стержневые компетенции соотносятся со сферой специальных технических навыков и опыта, отличительные способности фирмы характеризуют скорее ее возможности расширения бизнес-процессов. Например, торговая компания Wal-Mart обладает уникальной способностью пополнять свои товарные запасы, базируясь на таких стержневых компетенциях, как проектирование информационных систем и логистика.
4.Организционная культура корпорации.
Корпоративная культура - это деловая культура в ее организационном аспекте, т. е. в том виде, в каком она функционирует внутри группы людей.
Корпоративная этика - это система материальных и духовных ценностей, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении и взаимодействии.
Критерии оценки состояния корпоративной культуры:
- научность - использование достижений научных дисциплин, имеющих своими объектами человека, социальные общности, организации, труд;
- системностьв восприятии объектов исследования и управления и факторов, влияющих на поведение объектов и элементы их культуры;
- гуманизм, основывающийся на признании личности наивысшей ценностью, а духовности - целью и средством развития личности и общества;
- профессионализм, предполагающий у сотрудников любого уровня наличие соответствующего образования, опыта и профессиональных навыков.
Основные функции корпоративной культуры:
- воспроизводства лучших элементов накопленной культуры,
продуцирования новых ценностей и их накопления;
- оценочно-нормативная, позволяющая путем сравнения реального поведения человека, корпорации с принятыми нормами культурного поведения выявить позитивные и негативные действия;
- регламентирующая и регулирующая, т. е. применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
- познавательная - познание и усвоение корпоративной культуры, которые определяют успешность сотрудника;
- смыслообразующая - влияние на мировоззрение человека;
- коммуникационная - через ценности корпорации, нормы поведения обеспечиваются взаимопонимание работников и их взаимодействие;
- общественной памяти, сохранения и накопления опыта корпорации;
- рекреативная - восстановление духовных сил;
Структурасовременной корпоративной культуры:
- философия, идеология компании, заявление о миссии, задачах, целях организации;
- доминирующие ценностикомпании, ее методы и средства для достижения целей;
- нормы и принципы взаимоотношений внутри нее;
- климата компании, проявляющийся в стиле отношений между сотрудниками, коллективное, или общинное «Я» компании;
- ритуалы, церемониидля фиксации значимых событий.;
- мифы и легендыо важных событиях и лицах, сыгравших ключевую роль в жизни компании, т. е. ее история, традиции;
- внешний и внутренний дизайнкомпании, ее рабочая среда.
- Ресурсы корпоративной культуры,не требующие мощных инвестиций.
- хороший организационный климат,
- позитивный внешний и внутренний образ фирмы,
- управленческая прибыль, получаемая за счет перестройки управления. Этот ресурс не требует капитальных вложений и мощных инвестиций.
Некоторые нормы российской корпоративной этики начала XXI в.:
1) стремиться избегать чисто уголовных методов разрешения хозяйственных конфликтов, т. е. физической расправы с конкурентами;
2) при публичных корпоративных конфликтах не переходить на личности;
3) не подавать судебные иски за рубеж (Радыгин А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества // Вопросы экономики. 2000. № 5. С. 2).
Одним из аспектов корпоративной культуры является деловая культура многонациональных организаций.
Бизнесмены, работающие в таких организациях, должны уметь управлять процессами, происходящими в них, осознавать влияние национальной и корпоративной культур на поведение человека.
Типы многонациональных корпораций:
1) этноцентрические корпорации (моноэтнический тип культуры) - ориентированы на собственную страну;
2) полицентрические (полиэтнический тип культуры) - ориентированы на принимающую сторону (страну, где работает компания);
3) региоцентрические (реактивный тип культуры) - ориентированы на создание единой региональной системы;
4) геоцентрические (межэтнический тип культуры) - ориентированы на весь мир, считают своей окончательной целью создание единой международной интегрированной системы.
Навыки, необходимые для успешной работы в многонациональном окружении:
1) Уважение. Международному менеджеру необходимо выяснить:
- какую роль играет возраст при проявлении уважения;
- какое значение придается манере речи;
- принято ли в данной культуре говорить лишь после того, как к тебе обратились;
- какие жесты выражают уважение;
- как выразить уважение взглядом;
- какие вопросы считаются личными и что в данной культуре означает вторжение в личную жизнь.
2) Терпимость к неопределенности - способности реагировать на новые, непонятные, непредсказуемые ситуации с наименьшим проявлением неловкости или раздражения.
3) Объективность. Способность воздержаться от суждений и быть объективным до получения полной и исчерпывающей информации.
4) Умение коррелировать свою (личную) точку зрения. Быть менее категоричным в высказываниях и проявлять коммуникативную компетентность, поскольку то, что «верно» в одной культуре, порой «неверно» в другой.
5) Эмпатия. Это способность поставить себя на место другого, видеть организационные проблемы и ситуации глазами своих подчиненных. Настойчивость. Даже если с первого раза не удалось добиться успеха в решении кокой-либо проблемы межкультурного общения, следует двигаться к намеченной цели, используя максимум терпения и упорства.
Активное слушание.
В своей международной деятельности многонациональные корпорации применяют различные модели управления:
- культурное превосходство;
- культурный компромисс;
- культурную синергию.
Предварительное изучение иной культуры, активизация межнационального общения помогают естественно войти в новый коллектив.В успешных компаниях большое внимание уделяется процессу отбора и подготовки сотрудников к работе в зарубежных филиалах на стадиях оценки и отбора кандидатов, подготовки сотрудников к работе в другой культуре, поддержки и контроля на месте, программы возвращения.
Список используемой литературы
1.Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России.-М.: «Наука»,1993.
2.Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия.-М.:"Банки и биржи", 1998.
3.Дороженко С.В. Малое предпринимательство: Развитие в условиях старопромышленного района.-Екатеринбург.: «Нева»,1994.
4.Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.
5.Клейменов М.А., Дмитриев О. В. Рэкет в Сибири.// Социологические исследования. 1995, №3.
6.Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, 9-10
7.Малое предпринимательство (нормативные документы, комментарий, информационные материалы по финансово-кредитной поддержке).-М.:Фонд «Правовая культура»,1994.
8.Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.
9.Матвеев В.В. Особенности предпринимательства в сфере коммерции.- г.Ижевск, 1996.
10.Полянский А. Выше "крыши".// Эксперт. 1996, № 2.
11.Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность.