Уровни научного познания. Мир ограничен опытом
Мир ограничен опытом. История познания не останавливается на эмпирии (опыте), позитивизм исчерпал себя и был отвергнут. Направления познания : эмпиризм, рационализм, мистицизм.
Мысль человека углубляется от сущности 1-го порядка, до сущности 2-го порядка.
Право – это воля господствующего класса возведенная в закон !
Уровни научного познания :
-эмпирический (эксперимент, наблюдение)
- теоретический
-философский (метатеоритический) – парадигма(установка, положение, аксиома), картина реальности, право – как теория мироздания.
Виды научного познания :
1.Знание о предмете – факты, законы и теории.
2.Знание о проблеме – нерешенный вопрос, задача, никем пока. Правильно поставленная проблема – это тоже научное познание. Попутные результаты получились значительными – теорема Фирма, значимость в формулировке проблемы. Многообразие – основа стабильности !
3.Знание о методах.
Структура вопроса – это запрос или незнание, которое следует разрешить. Вопрос – это мысль выраженная в вопросительном предложении и направленная на уточнение или дополнения исходного знания заключенного в вопросе.
Виды вопросов : ли-вопросы (уточняющие), что – вопросы (восполняющие).
Уточняющие вопросы направленные на выявление истинности знания заключенного в вопросе. Грамматическим признаком является наличием частицы – ли. Предпосылка ли-вопросов –это знание о предмете и знание о возможном представлении о н ём. Поиск ответа на данный вопрос, либо да ,либо нет.
Что-вопрос (восполняющий) – направленный на выявление новых свойств предмета. Грамматический признак – наличие вопросительного слова.
Бывают корректные вопросы и некорректные вопросы.
Провокационный вопрос – это вопрос ,который пытается сознательно запутать отвечающего, спровоцировать ответ, который в любом варианте будет провоцировать на сомнительный ответ.
В зависимости от обсуждаемой темы вопросы бывают по существу и не по существу.
Вопрос по существу- вопрос ответ на который дополняет исходное знание по теме.
Вопрос не по существу – вопрос не связанный с темой, который не уточняет и не изменяет знания о теме.
Методы общенаучные: - методы применяющиеся во всех науках :
1. Сравнения – установление сходство и различие м\у объектами.
2. Аналогия – сходство м\у предметами
3. Классификация – упорядочивание по определенному, значимому признаку. Признаки :
-деление по одному основанию.
-деление не должно пересекаться
- деление не должно содержать скачка : родовое понятие делиться на два ближайших сегмента. Первая научная обработка материала, это классификации.(четкое множество на виды)
4. Типологизация- классификация по существенным признакам , либо распределение нечеткого множества объектов на четкие группы, путем указания на типичных представителей или образцов каждой группы. Например : светское, клирикальное, атеистическое, теократическое.Применяется к нечетким множествам
5. Систематизация- объединение разрозненных объектов в целое. Система – это целое состоящее из частей.
6. Анализ- метод расчленение объекта, как целого, на составные части, например :норма права : гипотеза-диспозиция-санкция. Система права : система законодательства, правосознание, юридическая практика.(целое на части)
7. Синтез- метод соединение разрозненных частей в единый целостный объект.Например : европейский союз.
8. Дедукция – от противного….. если А, то Б, если не Б, то не А.( голубой карбункул)
Все граждане РФ могут выезжать за границу. Иванов- гражданин. Иванов может выезжать
9. Индукция – метод логического рассуждения при котором ,вывод из посылок следует только с вероятностью. Италия, Франция, Швеция – демократии, это страны Европы,
вероятно все страны Европы – демократические. Ошибки : поспешное обобщение.
10. Абстрагирование – выделение важных свойств и отвлечении от других свойств объекта. Представление объекта как одного определенного свойства подлежащего исследованию и отвлечение от всех других свойств.
11. Конкретизация – обратная абстрагированию. Представление предмета как носителя совокупности свойств в процессе абстрагирования.
Методы определения понятий :
ПОНЯТИЕ – МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ ВЫДЕЛЮЩИЕ ЕГО СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ.
Понятие : содержание и объем.
Определение существенных признаков понятия. Виды определений понятий:
1. ч\з род и видовое отличие
2. генетическое определение , самое сложное в науке дать определение понятию.
Правила определения понятий :
1. в определении не должно быть повторений (тофталогий).
2. Не должно содержать круга. Круг в определении – когда первое положение определяется ч\з второе, а второе ч\з первое.
3. Определение должно быть соразмерным, это значит ,что объем определяемого понятия,д.б. равен объему определяющего понятия. Либо слишком широкое понятие, либо слишком узкое, относительно определяющего понятия(Рецедив – это преступление)
4. Определение д.б. ясным и отчетливым, например : Нужда - есть мать изобретений. В научных изобретении нельзя использовать метафоры, сравнения, смутные и двусмысленные фразы.
5. Определение не должно быть отрицательным.(Грабеж – это не разбой).
6. Определение д.б. максимально кратким, только в этом случае его можно применять.
7. Следует определять неизвестное понятие, через известное.
Еще методы : эмпирические, теоретические, метатеоретические и филосовские.
Специальные методы – это методы применяемые в нескольких науках. Бывают :
- математизация – наложение математических моделей на объект с целью его описания и объяснения. В каждой науки заключено столько истины сколько в ней математики.
-формализация – это представление содержательной сферы исследования в виде формальной системы или исчисления. Множество абстрактных объектов и знаков связанных четко обозначенными правилами. Если гипотеза ,то диспозиция, иначе санкция.
-статистический метод– выделение в однородных массовых явлениях их видов, изучение пропорций м\у ними или динамику изменения пропорций. Детская преступность, преступность женщин,
-метод моделирования- построение модели объекта материальной или идеальной, изучение свойств самой модели и перенесение полученных результатов на исходный объект. Можно построить модель администрации города, модель парламента с помощью студентов.
-частно-научные методы – применяются в одной отдельной науки: сравнительное правоведение разных правовых систем, правовой эксперимент, правовое прогнозирование. Закон – устойчивое повторяющееся связь явлений.
-формально-юридический метод (догматика) – изучение внутренней организации системы права.
Романо-Германская и Англо-Саксонская правовая система – сравнение. Состав правовой системы :
Правосознание,
юридическая практика,
система права,
источника права
Романо-Германской Англо – Саксонской
Источники Закон Прецедент
Обычаи допускается в сфере частного права обычай как источник права
Король не может быть не прав
Доктрина только в правотворчестве используется и в правоприменении и
Правотворчестве
Нет иерархии законов
Сис-ма право Жесткая Иерархия законов
Конституция – основной закон
Правосознание Закон Обычай, традиций, прецедент
Юр.практика Судья связан законом Судья связан прецедентом Судья занят правоприменением Судья занят правоприменением и
Правотворчеством
Кассации нет
-структурно –функциональный метод-
-системный метод-
-исторический метод-
-эволюционный метод-
Иные классификации научных методов : эмперические и теоретические
Наблюдение и эксперимент
наблюдение – целенаправленный процесс предмета исследование результат которого фиксируется в описании. Нужно поставить задачи, создать условия.
Теоретический метод :
- идеализация – процедура связанная с образованием идеального объекта и его исследования.
-дудуктивное моделирование
-конструктивисткий метод
МЕТАНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – стиль научного мышления, тип научной рациональности, научно-исследовательская программа.
Детерминизм – однозначное предсказание будущего ,тк исходное положение вещей известно
Вероятностного мира, где находится хозяйка в квартире, скорее всего на кухне, но может и нет…….
Есть естественное право, Конституция кладет в основу естественные права человека. Незыблемые положения , не восстановить ли тогда идею бога ?
Философские методы – метод метофизический и диалектический. Мир не развивается.19 веке мир качественно меняется (Дарвин ) Закон количественных изменений в качественные.
Единства и борьбы противоположностей.
Формы научного познания :
Эмперический уровень – научный факт, нужен многократный эксперимент, описание. Чего нет в документе, того нет на свете.
Теоретический уровень – гипотеза, теория, закон.
Метатеоретический уровень – научная парадигма, научная картина мира.
Структура гипотезы и теории – сначала ставиться проблема. Гипотеза – предположение, вероятностное знание о совокупности фактов. Теория – это истинное знание. Проблема – гипотеза – теория.
Структура :
Эмперический базис – совокупность научных фактов, затем закон (который будет объяснять совокупность фактов),теоретическая схема (фундаментальная модель – как всё происходит)