Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания

Научное познание, как процесс, связано с деятельностью позна­ющего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой полученных исходных данных, т.е. теоретически. От­сюда и вытекает, что научное познание имеет эмпирический и тео­ретический уровни, которые органически взаимосвязаны. Научное познание отличается от обыденного целенаправленностью, конкрет­ностью, четкой фиксацией результатов познания с обязательным теоретическим переосмыслением и внесением корректив в арсенал науки. Основные этапы и формы развития научных знаний представ­лены на схеме:

НаЭМПИрИЧеСКОМ уровне НауЧНО! и ии^папия ирсииладас! чу»и-

венное познание (живое созерцание). Рациональное познание здесь присутствует, хотя и имеет подчиненное положение. Эмпиричес­кий уровень — это своеобразный этап сбора данных о природных или социальных объектах, которых не хватает ученым, чтобы создать полную картину исследуемого явления или процесса. Поэтому сам про­цесс эмпирического этапа исследования направляется и контролиру­ется теорией. Однако это не означает, что теория сковывает эмпири­ческие исследования, ограничивает их. Эмпирический этап сбора имеет относительную самостоятельность, и собранный материал не обязательно должен соответствовать той или иной теоретической кон­цепции. Несоответствие опытного материала той или иной форме те­оретического знания указывает на несовершенство знания.

На эмпирическом уровне исследуемый объект отражается преиму­щественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступ­ных живому созерцанию. Главным для эмпирического этапа является фактофиксирующая деятельность.

Эмпирическое познание очень близко соприкасается с такими те­оретическими методами как анализ и синтез, которые можно назвать лаже теоретико-эмпирическими. Точно также можно сказать и об экс­перименте, как методе познания, соединяющим в себе опытное полу­чение знаний с предварительным осмыслением условий его проведе­ния и, соответственно, закладкой определенного гипотетического




254 4- Философия медицины <?• Раздел III -О- Глава 12

Философия познания. Специфика медицинского познания -Ф- 255



знания в основу конкретных действий. Этим самым подтверждается непреложный факт любого познания, что опыт (практика) является исходным и конечным этапом познания.

Теоретический уровень научного познания связан с преобладани­ем мыслительной деятельности, осмыслением эмпирического матери­ала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий.

Эмпирические данные, будучи многократно и под разными углами зрения переосмыслены, перепроверены, трансформируются из еди­ничного, частного в общее и ложатся в основу частных или общих за­конов, теорий.

Теоретическое осмысление осуществляется на основе арсенала ме­тодов теоретического познания, который пополняется из года в год. Относительно недавно в научную жизнь вошел системный подход, еще более молод синергетический подход.

К методам эмпирического уровня познания относятся наблюдение, сравнение и эксперимент.

Наблюдение — целесообразное восприятие явлений действительно­сти, связанное с их описанием и измерением. В медицине применяет­ся метод натурного наблюдения, объектами которого могут быть боль­ные, находящиеся на лечении, различные объекты внешней среды, микроорганизмы, ткани живого организма, продукты выделения. Столь же разнообразны и конкретные методики натурного наблюде­ния (микроскопия, биохимические, гематологические и др.). Метод натурного наблюдения предполагает изучение объекта в обычных для него условиях.

Сравнение — выявление сходных и отличающихся сторон в процес­сах, предметах, явлениях.

Эксперимент — активная, целенаправленная практическая деятель­ность, при которой исследователь выбирает или формирует объект исследования и условия, в которых он функционирует. Эксперимент может быть осуществлен в натуральной, модельной или натурально* модельной формах. Медицинский (медико-биологический) экспери­мент — это вид научной деятельности, предпринимаемый на биологи­ческих объектах в целях открытия и изучения объективных законов возникновения, течения и исхода заболевания, а также для выясне­ния эффективности лечебных (терапевтических или хирургических) средств. К числу экспериментальных исследований нужно отнести клинические испытания средств и способов оказания медицинской помощи (предшествовать которым должны обязательно эксперимен­ты на животных с целью проверки на патологическое воздействие для живого организма).

К методам теоретического уровня познания относятся следующие. Абстрагирование — мысленное отвлечение отдельных элемен­тов, свойств, отношений и рассмотрение их в «чистом виде», отдельно друг от друга.

Анализ и синтез. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части, а синтез — их объединение в единое целое.

Идеализация — мысленное конструирование понятий об объектах, несуществующих и неосуществимых в действительности, но имеющих прообразы в объективном мире.

Индукция и дедукция. Индукция — движение мысли от единичного к общему, а дедукция — от общего к единичному.

Аналогия — установление сходства черт, сторон, свойств, отноше­ний у рассматриваемых нетождественных объектов. Умозаключение по аналогии дает не достоверное, а вероятностное знание.

Мысленное моделирование — построение и исследование вторичного (теоретического) объекта, сходного в существенных чертах с изучае­мым первичным объектом.

Системный подход — рассмотрение объекта как элемента системы с выяснением места и функции каждого элемента, внутренней иерар­хии и законов функционирования.

Синергетический метод — метод выявления самоорганизации откры­тых неравновесных систем любой природы.

При рассмотрении теоретических методов следует учитывать, что системный и синергетический методы выступают проявлением мето­дологического значения теории систем и синергетики.

Научное познание есть процесс, в ходе которого обогащается со­держание знания и сменяются формы его существования. Основными формами, в которых существует научное познание являются: пробле­ма, гипотеза, теория. Но эта цепочка форм знания не может существо­вать без фактического материала и практической деятельности по про­верке научных предположений. Формы научного познания невозможно рассмотреть вне процесса научного познания, который включает в себя эмпирический и теоретический этапы.

Эмпирический этап связан с получением фактов, а потому на дан­ном этапе фигурирует такая форма научного познания как факт науки.

Факт науки отличается от факта действительности, поскольку фак­ты действительности фиксируются как события, явления жизни, но без их детального описания. Факты науки — факты действительности, отраженные, проверенные и зафиксированные на языке науки. Фак­ты науки не всегда согласовываются с существующими взглядами на тот или иной вопрос, предмет или явление. Попадая в поле зрения

256 -О- Философия медицины -Ф- Раздел III -О- Глава 12

ученых, факт науки возбуждает теоретическую мысль и способствует переходу исследования от эмпирического к теоретическому этапу.

Из противоречия теоретического знания и фактов науки возникает такая форма научного познания как проблема. Проблема - знание, от­ражающее несоответствие фактов науки и существующих концепций, взглядов на исследуемое явление, процесс.

Решение проблемы осуществляется выдвижением рабочих гипотез с последующей их проверкой. Гипотеза — форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая в себе пред­положение, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся теорией, поскольку несут в себе истинные знания, а другие уточняют­ся, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка дает отри­цательный результат, отвергаются, знаменуя собой заблуждение. Вер­шиной научного познания является теория, как логическое завершение тернистого пути проб и ошибок. Теория — наиболее развитая целост­ная форма научного знания, дающая полное отображение существен­ных, закономерных связей определенной области действительности.

Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, ло­гически непротиворечивой, цельной, обладать относительной само­стоятельностью, быть развивающимся знанием и воздействовать че­рез деятельность людей на практику.

Таким образом, познание знаменует активное освоение человеком объективной и субъективной реальности. В своем стремлении к зна­ниям человек использует возможности органов чувств и силу разума. Постоянно совершенствуя инструментарий познавательной деятель­ности, он стремится знать все, от микромира до глубин Вселенной, но при этом его удовлетворяют не любые знания, а только истинные, спо­собные служить основой для дальнейшей познавательной деятельно­сти. Стремясь к познанию, человек учится понимать тех, кто жил, и тех, кто живет, объяснять себе и другим то, что понял из хитросплете­ний жизни, поскольку познание и понимание есть духовная жизнь человека, без которой его физическое существование теряет содержа­ние и смысл. Основной опорой человека на пути к знанию является наука как система постоянно расширяющегося и углубляющегося зна­ния о мире и процессах, происходящих в нем. Понимание процесса получения научного знания, а также форм его существования возвы­шает человека, способствует его приобщению к научному творчеству, а следовательно, открывает возможности к успехам в той конкретной области, которой он занимается.

Философия познания. Специфика медицинского познания О- 257

Наши рекомендации