Цели национального проекта

  • Укрепление здоровья граждан
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи
  • Развитие первичной медицинской помощи
  • Возрождение профилактического направления в здравоохранении
  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

1. Развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

· подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

· увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;

· укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций;

· профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных;

· дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

· введение новых программ обследования новорожденных детей;

· дополнительная диспансеризация работающего населения;

· оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

2. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

· увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

· строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

«Приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется с 2006 года. Он позволил повысить уровень оплаты труда медицинским работникам, обучить более 26 тысяч врачей первичного звена, увеличить число лабораторных, ультразвуковых исследований, закупить более 13 тысяч машин скорой медицинской помощи, оснащенных современным оборудованием. Реализация программы «родовой сертификат» позволила улучшить качество медицинской помощи беременным и новорожденным, а также увеличить долю нормальных родов». Проведение в 2006 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы во всех субъектах Российской Федерации показало, что из них только 41% являются практически здоровыми или имеют риск развития тех или иных заболеваний.

Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни населения, которая в 2011 году составила 68 лет и это 37 место в мире. По сравнению в 2006 г. средняя продолжительность жизни составляла 65,3 года, в том числе у мужчин – 58,9 лет, у женщин – 72,3 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимала в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин – 100-е.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В 2006 году смертность в России снизилась на 138 тыс. человек, а за четыре месяца 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - более чем на 52 тыс. человек. Число родившихся увеличилось с 1 215 тыс. детей в 2000 году до 1 476 тыс. детей в 2006 году. В 2006 году рождаемость составляла 10,6 случая на 1000 человек.

«Достигнутые результаты нацпроекта «Здоровье» позволяют продолжить наиболее эффективные направления Проекта, включить новое направление по формированию здорового образа жизни и новые мероприятия по совершенствованию онкологической помощи населению. Медицинской помощи матерям и детям, борьбе с туберкулезом».

«Цель проекта на 2009-2012 годы - сохранить и укрепить здоровье населения России на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи».

Среди основных направлений национального проекта «Здоровье» на 2009-2012 годы были определены:

  • формирование здорового образа жизни (проведение эпидемиологических исследований, развитие инфраструктуры медицинских учреждений, разработка и осуществление информационных кампаний, обеспечение мониторинга за соответствием табачной и алкогольной продукции);
  • развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний(дополнительная подготовка врачей и среднего медицинского персонала первичного звена здравоохранения, диспансеризация взрослого населения, профилактика инфекционных заболеваний, иммунизация населения, борьба с туберкулезом);
  • повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (реализация мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП, совершенствование организации онкологической помощи населению, повышение доступности и качества оказываемой населению России высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование службы крови);
  • совершенствование медицинской помощи матерям и детям (планируется строительство 24 перинатальных центров, ежегодная диспансеризация детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, планируется провести аудиологический скрининг у 4,2 млн. детей и др.).

По состоянию с 2005 по 2010 года в национальный проект "Здоровье" было вложено 590 млрд рублей (в 2010 году на реализацию нацпроекта "Здоровье" по всем направлениям выделено 44,4 миллиарда рублей) а в 2011 - 2013 годах на его реализацию планировалось направить еще 446 млрд рублей. Нацпроект "Здоровье" стал основой для системных преобразований в области здравоохранении. С момента реализации нацпроекта удалось добиться позитивных изменений в сфере здравохранения. Продолжительность жизни граждан увеличилась на 3,7 года и достигла 69 лет; почти на 20% выросла рождаемость, смертность сократилась на 12%, (младенческая смертность сократилась на 26%).

Цели национального проекта - student2.ru

Цели национального проекта - student2.ru

1. Актуальные вопросы правового регулирования здравоохранения

В настоящее время в статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, закрепление основных направлений в области охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения говорит о целенаправленной заботе государства о состоянии населения своей страны.

Однако нормы Конституции носят фундаментальный характер и не могут и не должны отражать всю правовую медицинскую направленность. В связи с этим возникает ряд вопросов, касающихся обеспечения доступа к медицинской помощи. Охрана здоровья – это не только совокупность мер медицинского характера, но и правового, социального, политического. Основную нормативную базу, регламентирующую охрану здоровья граждан России, представляют Конституция РФ, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также множество подзаконных актов, издаваемые как Правительством РФ, Президентом РФ, так и законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Кроме того, в настоящее время бурно обсуждается Концепция развития здравоохранения до 2020 года. Данная концепция предлагает осуществить разработку не только новых законодательных актов, но и внести изменения и дополнения в действующие правовые акты, в первую очередь в федеральные законы.

Анализируя положения документа можно выявить готовящиеся проекты законов, которые позволят устранить имеющиеся пробелы в нашем праве, регулирующем отношения в области здравоохранения. В Министерстве здравоохранения и социального развития готовятся такие законы как «О государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи»; «Об обязательном медицинском страховании»; «О защите прав пациента»; «Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников». Однако данные правовые акты не являются системообразующими, многие вопросы в современной системе здравоохранения остаются не разрешенными.

Нынешняя система здравоохранения состоит из трех составляющих: государственная, муниципальная и частная. В последнее время частная система здравоохранения набирает обороты в своем развитии и пытается занять более высокое место в системе охраны здоровья человека, но все же, государственная система, прошедшая долгий путь развития, в настоящее время является основой охраны здоровья населения Российской Федерации.

09 ноября 2011 на 305-м пленарном заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению ВалентинаПетренко сообщила, Федеральный закон разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи и является базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливая правовые основы ее регулирования. В нем прописаны критерии доступности медицинской помощи, закреплена недопустимость отказа в ее предоставлении, регулируются вопросы платной медицины.

Действующий в настоящее время закон был принят в 1993 году - 18 лет назад. Изменились законодательные, социальные и экономические условия, в которых работает здравоохранение, что требует соответствующего законодательного регулирования. «Законопроект тщательно проработан, в него внесены принципиальные новеллы, которых ранее не было в законодательстве». В новой редакции выделены четыре основных принципа концепции закона: 1) приоритет интересов пациента, 2) приоритет охраны здоровья детей, 3)социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья и 4) ответственность органов власти за обеспечение охраны здоровья.

Одной из важнейших новелл Федерального закона является наличие понятийного аппарата. Введены такие понятия как «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «охрана здоровья» и многие другие. Кроме того, вводится понятие «редкое (орфанное) заболевание, даются критерии отнесения заболеваний к редким в зависимости от частоты встречаемости таких заболеваний, закрепляются гарантии по обеспечению граждан, страдающих жизнеугрожающими острыми и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственными препаратами.

В законе предложен новый подход к классификации медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания. Закрепляется обязательность исполнения порядков и стандартов на всей территории РФ всеми медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Документ предусматривает исключительное закрепление за федеральными органами исполнительной власти полномочий по организации и осуществлению контроля за соответствием качества и безопасности оказываемой медпомощи. В законе подробно прописан механизм регулирования вопросов, связанных с организацией паллиативной медицинской помощи и организацией медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Новые нормы определяют права и обязанности медицинских организаций, включая обязанности по страхованию гражданской ответственности перед пациентами. Кроме того, теперь на медицинских и фармацевтических работников налагается ряд ограничений. Установлены новые формы государственного контроля качества и безопасности медицинских услуг, в том числе, путем создания информационной системы, обеспечивающей учет деятельности в сфере охраны здоровья граждан, включающей персонифицированный учет оказанных услуг.

Говоря о финансово-экономической составляющей закона, медицинская помощь, входящая в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также в принимаемые в соответствии с ней территориальные программы, будет оплачиваться за счет средств ОМС. Финансовое обеспечение первичной медико-санитарной, скорой и специализированной медицинской помощи, не входящей в базовую программу ОМС, будет осуществляться за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с полномочиями федерального центра и регионов.

Социальное право.

Обширный круг общественных отношений в социальной сфере нормами соци­ального права регулируется. Предметом социального права является:

• правовое регулирование занятости;

• охраны труда и здоровья населения;

• социальное обеспечение;

• социальное страхование и пенсионное обеспечение;

• правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан
(военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на террито­рии России и нуждающихся в социальной защите; • правовое регулирование формирования идеятельности органов социальной

защиты.

Социальное право, как отрасль российского права, связано с другими отрасля­ми права Российской Федерации: конституционнымили государственным правом, трудовым правом, гражданским правом, административным правом, финансовым

правом и уголовным правом.

Основные правовые принципы социального права закреплены в Конституции Российской Федерации, ряде норм гражданского права, предусматривающих за­щиту права несовершеннолетних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан, используются и при социальной защите несовершенно­летних граждан, а также граждан, получивших увечье.

Например, при социальной защите женщин инесовершеннолетних исполь­зуются нормы трудового права, регулирующие труд женщин и несовершенно­летних.

Нормы социального права, предусматривающие порядок выплаты и установле­ния размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.

Социальное право выполняет следующие основные функции:

• экономическая;

• политическую;

• социальную;

• воспитательную.

Выделение этих функций необходимо для понимания специфики и социально­го назначения социального права.

Экономическая функция социальногоправа заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребле­ния, нормы охраны труда иоплаты труда.

Политическая функция социального права заключается в том, что в его нормах зафиксированы основные положения социальной политики государства. А данное обстоятельство как раз и способствует реализации этой политики.

Организационная функция социального права ■— это создание системы служб социальной защиты, организация зашиты от безработицы, организация социально­го обеспечения, социального страхования, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния населения, повышение культуры труда, быта иотдыха.

Воспитательная функция социального права заключается в повышении куль­туры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к интересам других лиц, особенно к интересам социально неустроенных лиц, в воспитании доброты к людям,в утверждении принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в об­ществе.

Особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям имеет успеш­ноефункционирование системы социальной защиты. Правовое регулировании организации социальной защитысостоит в том, что в ряде нормативных актов о социальнойзащите предусматривается система управления такой защитой.

Структура этой системы следующая;

а)

управляющая подсистема (исполнительные органы государственной вла­сти РФ, администрация городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальнойзащиты в центре и на местах, благотво­рительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятель­ностью);

б
в) г)

управляемая подсистема (учреждения социальной защиты илица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством РФ);

содержание мер по социальной защите;

социальныйконтроль за исполнением нормативныхактов о социальнойзащи­те иответственность за их нарушение.

Общепризнанно, что социальныйконтроль один изрегуляторов общественных отношений, которые обеспечивают устойчивостьсоциальной системыи управле­ние входящими в её" структуру субъектами. Ответственность означает соблюдение пран и исполнениесвоих обязанностей субъектами, входящими вструктуру систе­мы. В силу этих причин социальный контроль иответственность необходимые элементы структуры системы организации социальной политики.

Общественные отношения в сфере правовой зашиты, урегулированныенорма­ми социального права, являются социальнымиправоотношениями. Участники,субъекты этих правоотношений обладают взаимными обязанностями и правами.

Участники социальныхправоотношений ограничены в выборе вариантов пове­дения рамками правовой нормы, регулирующими этот вил правоотношений.При отклонении поведения хотя бы одного изучастников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции. Под объектом социального правоотношения понимается то,па что направлено повеление его участников. Объекты социальных правоотношений могут быть самыми разными. Например, это оказание материальной или медицинской помощи, оказание право­вых услуг, предоставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение определенных работ для обеспечения нормаль­ных условий жизни лицам, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, ставших жертвой чрезвычайных происшествий и т.п. Конечным результатомвзаимодейст­вия субъектов социального правоотношения как раз и будет осуществление кон­кретного вида социальной помощи, предусмотренногоданным правоотношением.

Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и перемешаются между го­сударством,предприятиями (фирмами) и населением {домашними хозяйствами). Финансысоциального сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирмами и населением, но их роли, финансовые обязательства иответственность значительно отличаются в зависимости от принятой мелели хозяйствования и достигнутых стандартов по­требления социальных благ и услуг в каждой стране.

В современной российской экономике разделениефинансовых обязательств обеспечения социальной политики между государством, фирмами инаселением принимает специфическиеформы. Они распределяются между государством и до­машними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически устраняются. Субъектом социальнойполитики являются также работодатели. В большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать тем об­щим социальным правилам, которые устанавливаются государственными(цен­тральными и местными) властными структурами.

Так, в сфере социальной политики работодатели должны обеспечивать обяза­тельные условия социальной поддержкинаёмных работников (минимальный уро­вень заработанной платы; обязательное страхование по установленным нормати­вам — пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; социальныевыплаты икомпенсации. Относимые на фонд оплаты труда и т.д.). Вместе с тем. располагая значительными финансовыми ресурсами, многие работодатели могут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекатель­ные для наёмных работников своей высокой заработанной платой, различными со­циальными благами (бесплатным питанием,возможностью получения долгосроч­ных беспроцентныхкредитов и т.п.).

Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них производства. В том случае, когда решения органов законода­тельной и исполнительной власти ошибочны или неточны,экономические интере­сы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и ста­новятся факторами роста социальнойнапряжённости.

Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий, носившие всоветское время масштабный характер, стати неприемлемыми в рыночных услови­ях в силу очень больших издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» соци­альной инфраструктуры, ведомственного жилья наместные бюджеты, сразу же ставшиев России повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в весь­ма значительной степени переместилось и на государство, его бюджетную систе­му, что и привело её к глубокому кризису, кполной неспособности обеспечить со­ветский уровень потребления социальных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммерциализацииосновных социальных услуг, то есть сти­хийное перекладывание финансовой нагрузки на доходы населения, как правило, без учёта растущее дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.

Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что всё более пози­тивную роль играют бюджеты субъектов РФ. В силу сложившихся обстоятельств они в настоящее время финансируют всё, что относится к жизнеобеспечению на­селения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральныйбюджет. Они финансируют более 70% расходов па народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурныемероприятия.

Местные бюджеты нацеленыпа недопущение резкого снижения жизненного уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания. В первую очередь, для слабо защищенныхслоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотаии-онны. не располагают возможностями свободы финансового манёвра и создания предпосылок для социально-экономическогоразвития города, района.

Профсоюзные и иные общественные организации, включая политические партии иобщественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода «идеологическую» роль. Они не располагают сколько-нибудь значительными по сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов иработодателей финансовыми ре­сурсами регулярного характера. Вместе с тем эти структуры являются предста­вителями определённых слоев населения иоговаривают, документально фикси­руя соответствующими соглашениями с органами государственной власти и работодателями минимальный уровень социальнойзащищённости занятых в об­щественном производстве (профсоюзы) или других категорий граждан (общест­венно-политические движения и партии различных направлений).

Существует группа так называемых пассивных субъектов социальной поли­тики, выполняющих при её проведении инфраструктурные функции. Это — бан­ковские и кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохра­нения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальнойполитики — человека.1

Несмотря на существующие трудности и противоречия идет процесс формиро­вания гражданского общества, его основных структур. В стране происходит разви­тие негосударственных благотворительных,страховых фондов, неправительствен­ных некоммерческих организаций, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня зависит от многих условий порядка, в том числе мер экономического, финансового и законодательного.

Наши рекомендации