Технология работы при формировании выборки
Пример.Оптовая фирма, торгующая изделиями медицинского назначения, решила для посетителей своего Web-сайта организовать лотерею по рассылке каталогов новой продукции. Для этого на сайте фирмы реализован счетчик посещений и предлагается (по желанию пользователя) заполнить электронный бланк с указанием своего почтового адреса. Отбор посетителей производится на основе показаний счетчика посещений за неделю. Для этого случайным образом отбираются пять показаний счетчика и проверяются соответствующие им регистрации посетителей. Если посетитель не указал своего адреса –каталог не высылается, в противном случае – высылается. При этом если одно и то же показание счетчика попало в выигрышную выборку несколько раз или несколько «выигрышных визитов» на сайт осуществил один и тот же посетитель, каталог высылается по одному и тому же адресу в соответствующем количестве экземпляров. Рассмотрим следующую ситуацию. За последнюю неделю на сайте фирмы было зарегистрировано 25 посещений (показания счетчика увеличились с 360 до 385). Исходная информация, параметры расчетов и результаты приведены на рис. 10.
Рис. 10
Как видно из рисунка за последнюю неделю выигрышными оказались 362, 369, 380, 384, 385 посещения. Но каталог будет выслан только номеру 380 по указанному адресу. В остальных случаях рассылка проводиться не будет, т.к. клиентом не был указан адрес.
Пример.Предприятием «Импульс» за месяц было выпущено 150 медицинских приборов, которым были присвоены заводские номера с 10001-го по 10150-й включительно. Все приборы выпускаются на основании технической документации, в соответствии с которой дисперсия чувствительности приборов не превышает 25 мкВ2/м2. Необходимо на основе схемы повторного собственно-случайного отбора сформировать контрольную выборку, чтобы с уровнем надежности не менее 95 % предельная ошибка выборки не превышала 3 мкВ2/м2.
В примере 3.3.2, в отличие от примера 3.3.1, важным является момент определения необходимого объема выборки, чтобы она была репрезентативной. Для определения величины объема выборки воспользуемся формулой:
Подставляя в нее исходные данные, получаем: n=
Примечание: В расчете необходимого объема выборки используется коэффициент доверия t, для вычисления которого в Microsoft Excel предусмотрена функция СТЬЮДРАСПОБР. Коэффициент доверия t рассчитывается по формуле =СТЬЮДРАСПОБР(0,05;149), где 0,05 = 1-0,95 - требуемый уровень значимости, 149 = 150-1 – число степеней свободы.
Таким образом, минимально допустимый объем выборки составляет 11 приборов. При меньшем объеме выборка не будет репрезентативной. Последующая технология решения задачи аналогична технологии решения задачи в примере 3.3.1. При этом в поле Число выборок вводится рассчитанное значение необходимого объема выборки г =11 (рис. 3.3.2).
Для быстрого ввода исходных данных рекомендуем воспользоваться таким техническим приемом, как копирование ячеек с помощью меню Правка, Заполнить, Прогрессия арифметической прогрессии с шагом 1.
Рис. 11
Результатом решения задачи явилась выборка из 11 приборов с заводскими номерами: 10008, 10014, 10025, 10027, 10028, 10030, 10033, 10051, 10065, 10138, 10144. Так как в выборке номера приборов не повторяются, то каждый прибор подвергается проверке только один раз.