Новые идеи заряжают энергией всех
Ничто так не заряжало Уэлча энергией, как новые идеи. Анализируя свой опыт, он был убежден, что новые идеи — это кровь организации. «Герой — это тот, у кого есть новые идеи!» — однажды провозгласил Уэлч. Идеи, обучение, тренинг — все это расширяет интеллектуальный капитал организации.
Заряжающие энергией люди совсем не обязательно служат источником новых идей, скорее всего, они вдохновляют других выдвигать такие идеи. Они понимают: мало что может так вдохновить человека, как его собственная идея, воплощенная в жизнь и ведущая к успеху всю организацию.
И соответственно, наоборот, к чему приводит ситуация, когда люди не могут внести свой интеллектуальный вклад в фонд знаний организации. Люди чувствуют растущую изоляцию и неспособность управлять своей судьбой. Когда это происходит, большинство работников переходит в оппозицию, чувствуя себя скорее жертвами, чем созидателями.
Это подтверждается исследованием Питера Сенге: «Многие организации неумышленно способствуют такому поведению своих служащих, исключая их из участия в значимых дискуссиях, процессе планирования, исследованиях. Не имея возможности брать на себя ответственность, люди замыкаются в себе, не интересуются тем, что происходит вокруг, избегают инициативы. Они становятся игрушками... не в руках богов... а всего лишь тех, кто сидит на верхнем этаже».
В креативном, жаждущем знаний окружении человек имеет более позитивный взгляд на мир. Вместо чувства вины, чувства жертвы, объясняет Сенге, люди заряжаются позитивной энергией. Они способны и желают принимать новые вызовы. Их не сдерживает вчерашнее. Они работают больше и интенсивнее. Культура «могу и сделаю» врастает в плоть компании. И (не случайно) угол зрения лидера такой организации расширяется, и он (или она) могут тратить больше времени и энергии на масштабные проекты. Один из способов направить организацию по этому пути — убедиться в том, что существует механизм, обеспечивающий претворение в жизнь новых идей. В GE таким центром обмена идей был Кротонвилль.
Но Кротонвилль, как уже упоминалось ранее, был площадкой для обучения менеджеров.
В ранние годы руководства Уэлча не существовало адекватного механизма сбора идей неменеджеров, которые составляли подавляющее большинство служащих компании. Это одна из причин, почему Уэлч задумал и запустил программу Work-Out: форум, где бы все работники могли представить свои новые идеи.
Перед тем как Уэлч встал во главе компании, среди топ-менеджеров бытовало мнение, что ответы на все вопросы уже найдены. В результате после начала уэлчевских реформ компания перестала чувствовать себя самодовольной и начала поиски новых идей везде, где это было возможно.
Новая культура безграничного обучения и поиска покончила с убеждением, будто путь GE единственный или самый лучший. И вынужденным решением стал поиск людей с лучшими идеями, изучение этих идей и быстрое претворение их в жизнь.
Уэлч довел до сведения всех, что не существует ни границ, ни иерархий, когда дело касается выдвижения новых идей. Все могли и должны были выдвигать новые идеи. «Качество идеи не зависит от того, с какого уровня организации она пришла,— замечал Уэлч.— Идея может прийти из любого источника. Мы обшарим весь мир в поисках идей... мы будем постоянно повышать планку, и мы достигнем многого, общаясь со всеми, с кем только возможно».
Если вы, и я, и все деловое сообщество в нашей стране обретет уверенность в том, что необходимо дать людям свободу творчества, создать атмосферу, когда мужчины и женщины, которые работают в наших компаниях, смогут увидеть прямую связь между тем, что они делают каждый день, все время, и тем, как мы побеждаем и выигрываем в этом мире - мы сможем достичь таких результатов, которые превзойдут наши самые смелые мечты.
Другой важнейший способ заряжать энергией организацию, помимо поиска новых идей, как в компании, так и по всему миру, — это претворение найденных идей в жизнь. «Операционная система» GE, как описывалось ранее, была частично создана с этой целью: это была система перевода идей в конкретные действия. Такие слова, как «действие», «скорость» и «прорыв», стали регулярно появляться в выступлениях и документах Уэлча, подчеркивая, что охота за идеями не закончена, хотя «добыча» уже в поле зрения.
И снова, как обычно, Уэлч был в центре событий. Например, когда он узнал, что один из его менеджеров, Ллойд Троттер, создал матрицу, которая помогла внедрять под его руководством лучшие практические достижения на 40 фабриках, то незамедлительно стал внедрять эту практику по всей компании. Матрица Троттера стала одним из наиболее известных инструментов менеджмента в GE.
Кроме этого, Уэлч всегда использовал лучшие идеи, которые он находил в других компаниях. В 1991 году Уэлч как глава одной из компаний-поставщиков Wal-Mart предпринял поездку в Бен-тонвилль, штат Арканзас, для встречи с Сэмом Уолтоном. Уэлч был заинтересован скорее не в получении каких-либо выгод от сотрудничества с Wal-Mart, а в том, чтобы выяснить, как Wal-Mart внедряет практику работы с высокими технологиями в своей штаб-квартире при ежегодном росте компании (продажах) на несколько миллиардов. Может быть, этот опыт и нельзя было перенять напрямую (GE по сравнению с Wal-Mart представляет собой «другой биологический вид»), но был большой смысл в том, чтобы, по задумке Уэлча, применить этот опыт хотя бы частично.
Идеи живут везде. В 1999 году Уэлч говорил своей аудитории в Нью-Йорке: «Если я сегодня вечером потолкаюсь в этой комнате и поговорю с каждым, я узнаю уйму вещей, которые смогут сделать мою работу лучше».