Оценка работы в балльно-рейтинговой системе
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Задания и методические указания для выполнения
расчетно-графической работы
Направление подготовки
Менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Формы обучения:
очная, очная (сокращенные сроки),
заочная, заочная (сокращенные сроки)
Казань – 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ.. 4
Оценка работы в балльно-рейтинговой системе. 6
Общие требования к работе. 7
Связь с преподавателем.. 8
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ.. 9
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА.. 10
ТЕМА 1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.. 11
Основные понятия теории игр. 11
Игры с природой. 15
Критерии выбора стратегий при игре с природой. 19
Критерий Байеса (Bayes) (статистический, наибольшего среднего результата, максимального математического ожидания) 20
Критерий Вальда (Wald) (пессимизма, наибольшего худшего результата, максимина) 21
Критерий оптимизма (максимакса, крайнего оптимизма) 22
Критерий Гурвица (Hurwich) (пессимизма-оптимизма, компромиссный) 22
Критерий Сэвиджа (Savage) (минимального максимального риска) 23
Запись ответа в задачах игры с природой. 25
Понятие о цене информации в игре с природой. 26
Задание для самостоятельного решения. 31
ТЕМА 2. КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.. 32
Основные понятия критериальных методов. 32
Метод Саати. 34
Автоматизация применения метода Саати. 45
Задание для самостоятельного решения. 46
ТЕМА 3. НЕЛИНЕЙНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ.. 48
Основные понятия задач нелинейной оптимизации. 48
Основы теории решения задач нелинейной оптимизации. 50
1. Понятия глобального, локального и условного экстремумов. 50
2. Понятие градиента. 51
3. Необходимое условие локального безусловного экстремума во внутренних точках. 51
4. Способы определения условного экстремума. 52
5. Теорема Куна-Таккера для задачи нелинейной оптимизации. Простейшая интерпретация и способ применения. 54
Разбор примера задачи нелинейной оптимизации. 56
Методика и специфика решения задач нелинейной оптимизации в MS Excel 62
Задание для самостоятельного решения. 65
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 67
АННОТАЦИЯ
Расчетно-графическая работа по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» относится к обязательным оценочным средствам освоения студентами материала дисциплины и развития соответствующих компетенций.
Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» предполагает развитие следующих компетенций обучающихся по направлению «Менеджмент»:
ОК-15 | владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ПК-9 | способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений |
ПК-18 | владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций |
ПК-31 | умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели |
ПК-32 | способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления |
Расчетно-графическая работа служит для развития и оценки следующих компонент компетенций:
Перечень развиваемых компонент | Компетенция |
Знать: правила построения моделей при принятии управленческих решений, основы теоретического исследования при принятии управленческих решений. Уметь: применять методы количественного анализа моделей при принятии управленческих решений; делать управленческие выводы из результатов математических расчетов; предложить эксперимент для проверки выводов. Владеть: методами количественного анализа и моделирования в задачах принятия управленческих решений. | ОК – 15 |
Знать: понятия зависимых и независимых действий и стратегий, связь их вероятностей и результатов. Уметь: сравнивать стратегии компании, определять результаты деятельности при комбинировании стратегий. Владеть: методами количественного и качественного сравнения стратегий компании и методами анализа их взаимовлияния. | ПК – 9 |
Знать: аналитические подходы к принятию решений в производственной деятельности. Уметь: применять математические методы для оптимизации производственной деятельности. Владеть: методами построения моделей производственной деятельности. | ПК – 18 |
Знать: количественные методы анализа экономических и организационно-управленческих моделей. Уметь: строить аналитические организационно-управленческие модели. Владеть: математическим аппаратом анализа экономических и организационно-управленческих моделей. | ПК – 31 |
Знать: основные виды математических моделей организационных систем, границы применимости и способы адаптации моделей в конкретных ситуациях. Уметь: выбрать математическую модель для адекватного описания конкретной задачи управления. Владеть: методиками построения и анализа моделей организационных систем. | ПК – 32 |
Расчетно-графическая работа состоит из трех частей. Каждая часть содержит теоретический материал по соответствующей теме, разбор типового примера и индивидуальное задание. Все задания расчетно-графической работы предполагают два уровня выполнения.
Базовый уровень предполагает проведение типового анализа моделей принятия решения, выбор лучшего решения и его формулировку хотя бы для двух задач. Данный уровень является обязательным. При построении модели на базовом уровне допускается активная помощь преподавателя или одногруппников. При выполнении заданий только первой части студент получает минимальный балл, необходимый для сдачи работы. Защита данных заданий предполагает проверку самостоятельности полученных результатов расчетов. Предлагаемые здесь разделы работы и требования формируют базовый уровень развития компетенций.
Повышенный уровень подразумевает самостоятельное построение модели управленческой или экономической ситуации, проведение расчетов, анализ результатов и формулировку четкого управленческого решения для всех задач с приведением аргументов в его обоснование. Предлагаемые здесь разделы работы формируют повышенный уровень развития компетенций, а результаты выполнения позволяют оценить способности студента к оценке нестандартной ситуации и ее анализу. При защите заданий повышенного уровня студент должен обосновать выбор модели, представить мотивированные заключения и оценки, уметь обосновать свои выводы, соотнести полученные результаты с факторами, их вызвавшими, предложить изменение решения при гипотетических изменениях ситуации.
Пособие содержит теоретический материал, примеры выполнения заданий и индивидуальные задания для расчетно-графической работы. Формулы, таблицы и рисунки в пределах изложения каждой темы имеют свою собственную нумерацию.
Оценка работы в балльно-рейтинговой системе
При правильном выполнении задачи на базовом уровне за нее ставится 30 баллов. Повышенный уровень выполнения задачи добавляет еще 10 баллов. Таким образом, минимально необходимые для зачета 60 баллов можно набрать, правильно выполнив 2 задачи. Однако, студентам рекомендуется сделать «запас прочности», решив 3 задачи или 2 задачи на повышенный уровень, чтобы компенсировать снижение баллов из-за незначительных ошибок в оформлении или расчетах.
Сумма баллов заданий, выполненных на повышенный уровень, превышает 100 баллов. Такой «запас» прочности позволяет нивелировать незначительные технические ошибки и мелкие недостатки в оформлении работы, тем не менее явно указывая на них путем снижения баллов. При таком превышении за работу выставляется ровно 100 баллов.