Тестовые материалы для контроля знаний

Вопросы для самопроверки (по темам)

Тема 1. Понятийный аппарат теории систем, основные свойства систем их классификации

1. Дайте определение понятия «система».

2. Охарактеризуйте особенности социально-экономических систем

3. Дайте классификацию систем, приведите примеры различных систем с определением принадлежности к классу.

Тема 2. Управленческие решения

1. Дайте понятие управленческого решения.

2. Какие люди принимают участие в разработке управленческого решения?

3. По каким признакам классифицируют управленческие решения?

4. Назовите основные этапы принятия управленческого решения.

Тема 3. Метод моделирования

1. Суть процесса моделирования, основной принцип моделирования

2. Особенности многокритериальных задач, классификация Саймона,

основное отличие многокритериальных задач от задач исследования операций.

3. Понятие множества Эджворта-Парето, смысл выделения этого множе-

ства. Привести пример выделения множества Э-П из нескольких альтернатив.

4. Что такое человека - машинные процедуры и их классификация ?

Тема 4. Человеческая система переработки информации

1. Сущность метода попарного сравнения альтернатив или метода многомерного выбора Перечислите типы организационных структур.

2. Что такое коэффициент согласия и как он определяется

3. Коэффициент несогласия и схема построения матрицы несогласия

Тестовые материалы для контроля знаний

Тест 1

1. Система –это?

А) есть множество вещей, свойств и отношений.

Б) есть нечто целое

В) это любой объект действительности, представляющий собой целостное множество элементов.

2. Организация – это?

А) упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, закономерно образующих единое целое.

Б) правила или норма, позволяющие оценить эффек­тивность системы , соответствие требуемого и достигаемого результатов.

В) свойство систем обнаруживать взаимосвязанное поведение частей системы в рамках целого

3. Организационная структура предприятия - это?

А) состав и взаимосвязь структурных управленческих звеньев.

Б) любой объект действительности, представляющий собой целостное множество элементов.

В) упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, закономерно образующих единое целое.

4. Виды организационных структур?

А) линейная и функциональная

Б) лнейнофункциональная

5. Адаптация –это?

А) функция системы,ориентированная либо на со­хранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разру­шению системы в условиях изменения среды , либо на выполнение некоторой про­граммы, обеспечивающей устойчивостьфункционирования, гомеостаз, дос­тижение определенной цели .

Б) правила или норма, позволяющие оценить эффек­тивность системы , соответствие требуемого и достигаемого результатов.

В) способность системы приспосабливаться к изме­няющимся условиям среды , помехам, исходящим от среды и оказывающим влияние на систему .

6. Управление – это?

А) способность системы приспосабливаться к изме­няющимся условиям среды , помехам, исходящим от среды и оказывающим влияние на систему .

Б) функция системы, ориентированная либо на со­хранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разру­шению системы в условиях изменения среды , либо на выполнение некоторой про­граммы, обеспечивающей устойчивость функционирования, гомеостаз , дос­тижение определенной цели .

В) совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.

7. Гомеостаз-это?

А) свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значения существенных пере­менных в некоторых заданных пределах.

Б) это неделимый компонент системы способный к относительно самостоятельному осуществлению определенной функции.

В) способность системы обнаруживать целенаправленное приспосабливающееся поведение в сложной среде, а также сам процесс такого приспособления.

8. Подсистема-это?

А) неделимый компонент системы способный к относительно самостоятельному осуществлению определенной функции.

Б) совокупность собственно функциональных возможностей системы и совокупность их свойств, которые могут быть выражены как качественными, так и количественными характеристиками.

В) часть системы, в которой не менее двух элементов и которая имеет свою обобщенную функцию.

9. Функция системы это?

А) есть множество вещей, свойств и отношений.

Б) упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, закономерно образующих единое целое.

В) совокупность собственно функциональных возможностей системы и совокупность их свойств, которые могут быть выражены как качественными, так и количественными характеристиками.

10. Элемент – это?

А) неделимый компонент системы способный к относительно самостоятельному осуществлению определенной функции.

Б) правила или норма, позволяющие оценить эффек­тивность системы, соответствие требуемого и достигаемого результатов.

В) часть системы, в которой не менее двух элементов и которая имеет свою обобщенную функцию.

Тест 2

1. Системный подход – это?

А) правила или норма, позволяющие оценить эффек­тивность системы, соответствие требуемого и достигаемого результатов.

Б) часть системы, в которой не менее двух элементов и которая имеет свою обобщенную функцию.

В) характеристики системы

2. системный анализ – это?

А) совокупность методов решения сложных проблем и способ упорядочения и более эффективного использования знаний, суждений специалистов в процессе принятия решений по этим проблемам.

Б) способность противостоять разрушающим систему тенденциям.

В) изучение цели и функции объекта, его взаимодействие с окружающей средой

3. Альтернатива-это?

А) вариант действий, неотъемлимая часть проблемы принятия решения: если не из чего выбирать, то нет и проблемы выбора.

Б) показатели, признаки, факторы, характеризующиеся различные показатели привлекательности альтернатив для ЛПР.

В) раздел психологии, изучающий природу мысли­тельной деятельности человека, мыслительных операций при решении им различных задач.

4. Виды альтернатив?

А) зависимые и независимые

Б) линейные

В) штабные

5. Критерии-это?

А) способность противостоять разрушающим систему тенденциям.

Б) вариант действий, неотъемлимая часть проблемы принятия решения: если не из чего выбирать, то нет и проблемы выбора.

В) показатели, признаки, факторы, характеризующиеся различные показатели привлекательности альтернатив для ЛПР.

6. Эвристические методы – это?

А) анкетирование

Б) методы решения задач, основанные на эвристикеили эвристическом рассуждении,т.е. на использовании правил и приемов, обобщающих прошлый опыт, и интуиции решающего

В) количественные методы

7. Эвристика – это?

А) графические представления.

Б) раздел психологии, изучающий природу мысли­тельной деятельности человека, мыслительных операций при решении им различных задач.

В) логические представления;

8. Типы качественных методов?

А) «мозговая атака»

Б) «метод сценариев»

В) «метод Дель-фи»

9. «Метод Дель-фи» - это?

А) метод обмена мнениями, методы типа “комиссий” или “судов”

Б) метод подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде.

В)использование обратной связи,ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.

10. Суть метода «Стрелочная диаграмма»?

А) наглядное и системное графическое отображение последовательности и взаимозависимости действий (работ, решений или мероприятий), обеспечивающих своевременное и планомерное достижение конечных целей.

Б) метод обмена мнениями, методы типа “комиссий” или “судов”

В) способность противостоять разрушающим систему тенденциям.

Тест 3

1. Управление-это?

А) изучение цели и функции объекта, его взаимодействие с окружающей средой

Б) вариант действий, неотъемлимая часть проблемы принятия решения: если не из чего выбирать, то нет и проблемы выбора.

В) целенаправленное воздействие на организованную систему, обеспечивающее сохранение ее определенных структур, поддержание режима и цели деятельности.

2. Управленческое решение –это?

А) основной элемент воздействия управляющей системы на управляемую.

Б) способность противостоять разрушающим систему тенденциям.

В) методы решения задач, основанные на эвристикеили эвристическом рассуждении,т.е. на использовании правил и приемов, обобщающих прошлый опыт, и интуиции решающего

3. Процесс принятия управленческого решения – это?

А) наглядное и системное графическое отображение последовательности и взаимозависимости действий (работ, решений или мероприятий), обеспечивающих своевременное и планомерное достижение конечных целей.

Б) решения задач, основанные на эвристикеили эвристическом рассуждении,т.е. на использовании правил и приемов, обобщающих прошлый опыт, и интуиции решающего

В) преобразование входной информации, о состоянии управляемого объекта, в выходную результирующую информацию, на основе которой формируется решение.

4. Виды задач при приятии управленческого решения?

А) регулярные

Б) нерегулярные

5. Характеристика линейного типа управленческих решений?

А) характеризуется необходимостью корректировки предыдущих этапов каждого или некоторых.

Б) используется в случае возникновения сложных комплексных проблем, требующих детальной проработки различных аспектов и принятия серии решений, взаимосвязанных между собой.

В) используется когда есть четкая определенность целей, ситуации, проблемы и условия принятия решений, характеризуется неизменной последовательностью этапов.

6. Характеристика корректируемого типа управленческих решений?

А) характеризуется необходимостью корректировки предыдущих этапов каждого или некоторых.

Б) используется в случае возникновения сложных комплексных проблем, требующих детальной проработки различных аспектов и принятия серии решений, взаимосвязанных между собой.

В) используется когда есть четкая определенность целей, ситуации, проблемы и условия принятия решений, характеризуется неизменной последовательностью этапов.

7. Характеристика разветвленного типа управленческих решений?

А) используется когда есть четкая определенность целей, ситуации, проблемы и условия принятия решений, характеризуется неизменной последовательностью этапов.

Б) используется в случае возникновения сложных комплексных проблем, требующих детальной проработки различных аспектов и принятия серии решений, взаимосвязанных между собой.

В) характеризуется необходимостью корректировки предыдущих этапов каждого или некоторых.

8. Характеристика ситуационного типа управленческих решений?

А) используется когда есть четкая определенность целей, ситуации, проблемы и условия принятия решений, характеризуется неизменной последовательностью этапов.

Б) характеризуется необходимостью корректировки предыдущих этапов каждого или некоторых.

В)за основу управления принято понятие «ситуация» как основной объект описа­ния, анализа и принятия решений

9. Характеристика поискового типа управленческих решений?

А) решение принимается в условиях неопределенности, а ситуация оценивается после принятия, иногда после реализации решения.

Б) за основу управления принято понятие «ситуация» как основной объект описа­ния, анализа и принятия решений

В) характеризуется необходимостью корректировки предыдущих этапов каждого или некоторых.

10. Предварительная формулировка задач (целей) – это?

А) разработка возможных вариантов (альтернатив) решения задачи.

Б) сравнение вариантов решения по критериям эффективности.

В) процесс решения должен всегда начинаться с формулировки задачи.

Тест 4.

1. Модель – это?

А) множество вещей, свойств и отношений.

Б) образ реального процесса (объекта) в материальной форме, отражающий существенные свойства моделируемого объекта или процесса и замещающий его в ходе исследования и управления.

2. На чем основывается метод моделирования?

А) на статистических данных.

Б) на анализе многих практических проблем.

В) на принципе аналогии, т.е. возможности изучения реального объекта не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного объекта, т.е. его модели.

3. Исследование операций – это?

А) естественная реакция человека, решающего многокритериальную задачу - устранить многокритериальность.

Б) применение математических количественных методов для анализа проблемы и принятия решения

4. Ситуационное моделирование – это?

А) моделирование, которое опирается на модельную теорию мышления, в рамках которой можно описать основное механическое регулирование процессов принятия решения.

Б)процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на этой модели с целью понять поведение системы и оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы.

5. Имитационное моделирование – Это?

А) моделирование, которое опирается на модельную теорию мышления, в рамках которой можно описать основное механическое регулирование процессов принятия решения.

Б)процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на этой модели с целью понять поведение системы и оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы.

6. Реальное моделирование – это7

А)при данном моделировании используется возможное исследование характеристик, либо на реальном объекте, в целом или на его части.

Б) моделирование, которое опирается на модельную теорию мышления, в рамках которой можно описать основное механическое регулирование процессов принятия решения.

В) проводится исследование на реальном объекте с последующей обработкой результата.

7. Натуральное моделирование – эт о?

А) моделирование, которое опирается на модельную теорию мышления, в рамках которой можно описать основное механическое регулирование процессов принятия решения.

Б)проводится исследование на реальном объекте с последующей обработкой результата

В) при данном моделировании используется возможное исследование характеристик, либо на реальном объекте, в целом или на его части.

8. Процесс экономико-математического моделирования – это?

А) описание экономических и социальных систем и процессов в виде экономико – математических моделей

Б) этап построения модели предполагает наличие определенных сведений об объекте-оригинале.

В) практическая проверка, полученных с помощью моделей, знаний и их использование для целенаправленного преобразования или управления реальным объектом.

9. Весовые коэффициенты важности критериев?

А) анализ многих практических проблем привел к появлению класса многокритериальных задач.

Б) этот подход реализовали путем объединения

многих критериев в один с помощью так называемых весовых критериев.

10. Сколько этапов в процессе моделирования?

А) 4

Б) 7

В) 11

Тест 5

1. Критерий среднего выигрыша предполагает?

А) что состояние обстановки равновероятно, так как нет достаточных оснований предполагать иное.

Б) задание вероятностей состояния обстановки Рi. эффективность систем оценивается как среднее ожидание (мат. ожидание), оценок эффективности по всем состояниям обстановки. оптимальной системе будет соответствовать максимальная оценка.

2. Критерий Лапласа ( достаточное основание) предполагает?

А) что состояние обстановки равновероятно, так как нет достаточных оснований предполагать иное.

Б) задание вероятностей состояния обстановки Рi. эффективность систем оценивается как среднее ожидание (мат. ожидание), оценок эффективности по всем состояниям обстановки. оптимальной системе будет соответствовать максимальная оценка.

3. Критерий осторожного наблюдателя (критерий Вальда) – это?

А) задание вероятностей состояния обстановки Рi. эффективность систем оценивается как среднее ожидание (мат. ожидание), оценок эффективности

Б) это максимальный критерий (максимальные доходы, минимальные потери), гарантирует определенный выигрыш при худших условиях. критерий использует то, что при неизвестной обстановке нужно поступать самым осторожным образом, ориентируясь на минимальное значение эффекта каждой системы.

4. Критерий пессимизма-оптимизма (критерий Гурвица)-это?

А) критерий обобщенного максимина. Согласно данному критерию при оценке и выборе систем не разумно проявлять как осторожность, так и азарт.

Б) это максимальный критерий (максимальные доходы, минимальные потери), гарантирует определенный выигрыш при худших условиях. критерий использует то, что при неизвестной обстановке нужно поступать самым осторожным образом, ориентируясь на минимальное значение эффекта каждой системы.

5. Функциональная зависимость имеет вид?

А) ситуация-исход

Б) проблема – решение

6. Теория игр?

А) для исследования игровых операций используется данная теория и

в игровых операциях неопределенность формируется за счет сознательных действий противника.

Б) при принятии решения часто нельзя формализовать логические суждения лиц, принимающих решение.

7. Все модели по принятию решений можно разделить на…?

А) статистически неопределенные и игровые

Б) стратегические и деловые

8. Критерий минимального риска (критерий Севиджа)

А) задание вероятностей состояния обстановки Рi. эффективность систем оценивается как среднее ожидание (мат. ожидание), оценок эффективности

Б) минимизирует потери эффективности при наихудших условиях, в этом случае матрица эффективности должна быть преобразована в матрицу потерь

9. Критерий Лапласа – это?

А) это частный случай критерия осторожного наблюдателя

Б) это частный случай среднего выигрыша

10. На чем строится линейное управление?

А) на основе производственной структуры предприятия и используется для управления организацией в целом (предприятие - цех - участок), а также его подразделениями (начальник цеха - начальник участка - мастер).

Б) на разделении труда

Тест 6

Тестовые материалы для контроля знаний - student2.ru 1. Как рассчитывается показатель соответствия сij

А) сij=

Б) K(ai)=maxj∆ Кij

2. На чем строится линейное управление?

А) на основе производственной структуры предприятия и используется для управления организацией в целом (предприятие - цех - участок), а также его подразделениями (начальник цеха - начальник участка - мастер).

Б) на разделении труда

3. Цель-это?

А) состояние системы или желаемый результат ее деятельности.

Б) состав ее элементов и совокупность количественных и качественных отношений между ними.

4. Структура системы- это?

А) состав элементов и совокупность количественных и качественных отношений между ними.

Б) желаемое состояние системы или желаемый результат ее деятельности.

5. Какой может быть связь в системе?

А) отрицательная

Б) положительная

6. Обратная связь-это?

А) основа саморегулирования, развития систем, приспособления их к меняющимся условиям существования

Б) тенденции происходящие в системе изменений того или иного выходного параметра

7. Предметом системного анализа являются..?

А) система

Б) характеристики системы (структура, функции, цели, взаимосвязи элементов).

8. Сценарий – это?

А) любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению.

Б) бизнес-план

9. Данные, полученные от экспертов можно разделить на..?

А) мягкие и жесткие

Б) прямые и косвенные

Ответы

Тест 1

абв в а аб в б а в в а

Тест 2

б а а а в б б абв в а

Тест 3

в а в аб в а б в а в

Тест 4

аб в б а б а б а б а

Тест 5

б а б а а а а б б а

Тест 6

а а а а аб а б а а б

Наши рекомендации