Место учебной практики в структуре ООП ВПО (ОПОП ВО)
Программа учебной практики
Направление подготовки
080100.62 (38.03.01) Экономика
Профиль подготовки
Финансы и кредит, Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Сыктывкар 2015
к.э.н., доцент ___________ Лист согласования к программе практики
_________ И.Н. Швецова
подпись
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (ВО) и является составной частью основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 080100.62 (38.03.01) Экономика.
Автор (ы)
директор Института экономики и финансов СГУ им. Питирима Сорокина, профессор, к.э.н., Бадокина Е.А.
заведующий кафедрой финансового менеджмента Института экономики и финансов СГУ им. Питирима Сорокина, доцент, к.э.н., Швецова И.Н.
Рецензент (ы)
заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита, доцент, к.э.н., Клепиков Н.В.
Программа одобрена на заседании Ученого совета Института экономики и финансов 24.09.2015, Протокол №1.
Лист согласования к программе практики
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (ВО) и является составной частью основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 080100.62 (38.03.01) Экономика.
Автор (ы)
директор Института экономики и финансов СГУ им. Питирима Сорокина, профессор, к.э.н., Бадокина Е.А.
заведующий кафедрой финансового менеджмента Института экономики и финансов СГУ им. Питирима Сорокина, доцент, к.э.н., Швецова И.Н.
Рецензент (ы)
главный бухгалтер ОАО «Комитекс», Морданова Светлана Владимировна
Программа одобрена на заседании Ученого совета Института экономики и финансов 24.09.2015, Протокол №1.афедрой
к.э.н., доцент ____________________ И.Н. Швецова
подпись
Введение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 080100 ЭКОНОМИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 г. №747
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики осуществляется на основе оценки решения обучающимся задач практики, отзыва руководителей практики об уровне его знаний и квалификации. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области экономики;
участвовать в проведении научных исследований;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференциях различного уровня.
Структура программы практики
- Цели учебной практики.
- Задачи учебной практики.
- Место учебной практики в структуре ООП ВПО (ОПОП ВО)
- Формы проведения учебной практики.
- Место и время проведения учебной практики.
- Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики.
- Структура и содержание учебной практики.
- Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
- Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике.
- Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).
- Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
- Материально-техническое обеспечение учебной практики
Цели учебной практики
Целью учебной практики является закрепление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения в Университете, на основе изучения особенностей функционирования организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовых, кредитных и страховых учреждений, органов государственной и муниципальной власти[1], приобретения первоначального практического опыта сбора статистического материала и расчета основных технико-экономических показателей.
В результате прохождения учебной практики студент должен закрепить полученные теоретические знанияв области экономики, финансов и бухгалтерского учета; научитьсясоставлять технико-экономическую характеристику объекта, выявлять и формулировать проблему экономического развития организаций, финансовых, кредитных и страховых учреждений, государственных и муниципальных структур.
2.Задачи учебной практики
Задачамиучебной практики являются:
1) ознакомление со спецификой деятельности организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовых, кредитных и страховых учреждений, органов государственной и муниципальной власти;
2) ознакомление с организацией и содержанием экономической работы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовых, кредитных и страховых учреждений, органов государственной и муниципальной власти;
3) изучение публикуемой информации о деятельности и отчетности организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовых, кредитных и страховых учреждений, органов государственной и муниципальной власти;
4) написание курсовой работы по теме, связанной с проблемой экономического развития организации (учреждения), деятельностью органа власти и подготовка научного доклада для выступления на итоговой научно-практической конференции.
Данные задачи учебной практики, соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
– расчетно-экономическая;
– аналитическая, научно-исследовательская;
и задачами профессиональной деятельности:
в расчетно-экономической деятельности
- сбор, обобщение и обработка фактов, результатов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.
в аналитической, научно-исследовательской деятельности
- анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций отдельных явлений и процессов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
- сбор научной информации.
Место учебной практики в структуре ООП ВПО (ОПОП ВО)
Данная учебная практика входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 080100 Экономика (Квалификация (степень) «Бакалавр») / ФГОС ВО ОПОП ВО 38.03.01 Экономика (Квалификация (степень) «Бакалавр»).
Учебная практика является обязательным этапом обучения бакалавра по направлению подготовки «Экономика» и предусматривается учебным планом финансово-экономического факультета; ей предшествует курсы «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Деньги, кредит, банки», «Финансы», «Бухгалтерский учет и анализ», «Корпоративные финансы», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Страховое дело», предполагающие проведение лекционных и семинарских занятий с обязательным итоговым контролем в форме экзамена (зачета).
Требования к входным знаниям, умениям и готовности студентов, приобретенных в результате освоения предшествующих частей ОПОП: студент должен
знатьзакономерности функционирования современной экономики на макро-и микроуровне; основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
быть готовым к самостоятельному осуществлению поиска информации по полученному заданию, сбору, анализу данных, необходимых для решения поставленных задач; использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, курсовой работы.
Учебная практика проводится на 3 курсе. Практика проводится после прослушивания базовых курсов профессиональной части в сроки, определяемых финансово-экономическим факультетом, отвечающим за ее организацию и проведение.
Прохождение данной практики необходимо в качестве предшествующей формы учебной работы для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: банковское дело, финансовый менеджмент, аудит, налоги и налогообложение, оценка бизнеса, инвестиции.