Место учебной практики в структуре ОПОП бакалавра

Оглавление

· Методические указания

Методические указания

Общие положения

1.1. Понятие «Учебная практика» и ее роль в системе подготовки студентов

Практика — это вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.

Организация учебной практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Основным содержанием учебной практики является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских работ, и других форм творческих заданий по усмотрению образовательной организации на предприятиях, в организациях или учреждениях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности. Практика направлена на приобретение студентами умений и навыков по избранному направлению или специальности.

Основными видами практики студентов НОУ ВО Московского технологического института (НОУ ВО МосТех), обучающихся по основным образовательным программам, в соответствии с утверждаемыми ректором института учебными планами являются: учебная и производственная (в том числе преддипломная).

Учебная практика является важнейшим элементом системы практической подготовки будущих бакалавров к профессиональной деятельности. На этапе учебной практики закрепляются теоретические знания, полученные в процессе обучения в НОУ ВО МосТех, происходит знакомство с организацией работы и структурой предприятия, даются четкие представления о характере предстоящей трудовой деятельности.

Учебная практика является ступенью психологической и профессиональной адаптации студента к производству, решению многочисленных вопросов, возникающих у будущего специалиста на рабочем месте в овладении производственными навыками.

Цели учебной практики

Целями учебной практики являются:

  • практическое закрепление и углубление полученных теоретических знаний по вопросам вычислительной техники, информационных технологий и систем, применяемых на предприятиях и в организациях;
  • изучение программного, аппаратного и информационного обеспечения управляющих и автоматизированных систем различного уровня и назначения;
  • закрепление и углубление знаний технологий проектирования, отладки и производства программных и технических средств, информационных и управляющих систем;
  • закрепление и углубление знаний систем и технических средств автоматизации и управления;
  • закрепление и углубление знаний систем и средств автоматизации технологических процессов;
  • закрепление и углубление знаний информационно-управляющих систем безопасности объектов;
  • закрепление и углубление знаний информационных технологий, используемых в управления.

Задачи учебной практики

Задачи учебной практики состоят в следующем:

  • освоение действующие стандартов, технических условий, положений и инструкций по эксплуатации аппаратных и программных средств вычислительной техники, периферийного и сетевого оборудования, аппаратных средств компьютерной графики;
  • знакомство с организационными структурами предприятий, производств и цехов, а также с функциями и структурами основных подразделений и служб;
  • изучение архитектуры компьютерной сети, основных характеристик сетевого оборудования, функциональных особенностей программного обеспечения;
  • рассмотрение структуры подразделений АСУ и информационных технологий с учетом штатов, перечня решаемых задач, планируемых программ деятельности и развития технического оснащения, применяемых технологий, программных средств и систем;
  • изучение информационного обеспечения одного из основных технологических объектов;
  • предметный анализ и характеристики одной из внедряемых на предприятии информационных или управляющих задач;
  • выполнение индивидуального задания;
  • изучение научно-исследовательских или научных работ, составление литературного обзора по проблемам разработки и эксплуатации информационных технологий и систем.

Планируемые результаты освоения учебной практики, в разрезе компетенций, уровней и этапов их освоения



Трудоемкость (з.е. (час)) Компетенции Уровень, этап освоения компетенции Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
0,5 з.е. (18 час.) ОК-5 (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия) Базовый уровень (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия) ЗНАТЬ Основные закономерности взаимодействия человека и общества
Основы делового общения
УМЕТЬ Использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языках в своей деятельности
Общаться, вести диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации
ВЛАДЕТЬ Коммуникативными навыками, способами установления контактов, обеспечивающими успешную работу в коллективе
Навыками аргументации, ведения дискуссии и различного рода рассуждений
Повышенный уровень (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия) ЗНАТЬ Основные закономерности и особенности взаимодействия человека и общества
Основы и особенности делового общения
УМЕТЬ Использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языках в своей профессиональной деятельности
Общаться, направлять диалог в необходимое русло, добиваться успеха в процессе коммуникации
ВЛАДЕТЬ Коммуникативными навыками, способами установления контактов и поддержания взаимодействия, обеспечивающими успешную работу в коллективе
Навыками аргументации, ведения дискуссии и рассуждений на профессиональные темы
0,5 з.е. (18 час.) ОК-6 (способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия) Базовый уровень (способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия) ЗНАТЬ Принципы аргументированного обоснования
Правила и ошибки, допускаемые в спорах и при ведении различных дискуссий по отношению к элементам доказательств
УМЕТЬ Найти средства и методы для повышения своего культурного, профессионального уровня, а также нравственного совершенства
Использовать информацию для повышения своего культурного, профессионального уровня
ВЛАДЕТЬ Навыками доказательного непротиворечивого обоснования, способностью обосновывать и разрешать противоречия
Приемами корректного прямого и косвенного доказательства
Повышенный уровень (способность руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия) ЗНАТЬ Пути повышения своей квалификации и мастерства
Правила и принципы теории аргументации
УМЕТЬ Использовать новые средства и методы, а также основные методы для аргументированного обоснования своей позиции в профессиональной деятельности
Находить в информации нужные сведения для совершенствования логических приемов, используемых в профессиональной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, сравнения
ВЛАДЕТЬ Навыками доказательства истинности одних и установления ложности других суждений используя корректные методы доказательства и совершенствуя их
Навыками нахождения и совершенствования корректных методов ведения дискуссий различного уровня
0,5 з.е. (18 час.) ОК-7 (способность к самоорганизации и самообразованию) Базовый уровень (способность к самоорганизации и самообразованию) ЗНАТЬ Разницу в достоинствах и недостатках
Необходимые средства самосовершенствования
УМЕТЬ Фиксировать проблемные несоответствия в своей профессиональной деятельности
Определять достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности
ВЛАДЕТЬ Навыками выявления причин достоинств и недостатков своей деятельности и возможными путями преодоления недостатков в своей профессиональной деятельности
Применять на практике избранные средства самосовершенствования
Повышенный уровень (способность находить оптимальные варианты самоорганизации и самообразования) ЗНАТЬ Свои достоинства и недостатки
Способы управления процессом самосовершенствования
УМЕТЬ Анализировать причины достоинств и недостатки в своей профессиональной деятельности
Соотносить достоинства и недостатки своей деятельности с предполагаемыми ее результатами
ВЛАДЕТЬ Навыками в оценке процесса развития достоинств и устранения недостатков деятельности с точки зрения ее результативности
Навыки использования наиболее эффективных средств развития достоинств и устранения недостатков своей деятельности для повышения ее результативности
0,5 з.е. (18 час.) ОПК-1 (способность инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем) Базовый уровень (способность инсталлировать базовое программное и аппаратное обеспечение для типовых информационных и автоматизированных систем) ЗНАТЬ Основные понятия алгоритма для представления адекватной современному уровню знаний научной картины мира
Основные виды инструментария и подходы к инсталляции простого программного обеспечения
УМЕТЬ Самостоятельно реализовывать простейшие алгоритмы и обрабатывать различные структуры данных
Пользоваться типовыми инструментальными средствами установки программного обеспечения
ВЛАДЕТЬ Способностью применять на практике навыки для инсталляции типовых программ
Навыками работы с простейшим программным и аппаратным обеспечением
Повышенный уровень (способность инсталлировать различное программное и аппаратное обеспечение для сложных информационных и автоматизированных систем) ЗНАТЬ Основные понятия алгоритма для представления адекватной современному уровню знаний научной картины мира и проведения ее анализа
Основные виды инструментария и подходы к инсталляции сложного программного обеспечения
УМЕТЬ Самостоятельно реализовывать сложные алгоритмы и обрабатывать различные структуры данных
Пользоваться сложными инструментальными средствами установки программного обеспечения
ВЛАДЕТЬ Способностью применять на практике навыки инсталляции сложных программ
Навыками работы со сложным программным и аппаратным обеспечением
1 з.е. (36 час.) ОПК-2 (способность осваивать методики использования программных средств для решения практических задач) Базовый уровень (способность осваивать методики использования программных средств для решения типовых практических задач) ЗНАТЬ Основные алгоритмические структуры и структуры данных для решения типовых проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности
Особенности языков программирования различного назначения для решения типовых проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности
УМЕТЬ Пользоваться базовыми инструментальными средствами разработки программного обеспечения для решения типовых проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности
Ориентироваться в многообразии подходов к разработке типового программного обеспечения
ВЛАДЕТЬ Способностью спроектировать структуру простых алгоритмов и программ
Навыками работы с современными инструментами разработки для решения типовых проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности
Повышенный уровень (способность осваивать и разрабатывать методики использования программных средств для решения сложных практических задач) ЗНАТЬ Основные алгоритмические структуры и структуры данных для решения сложных проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности
Особенности языков программирования различного назначения для решения сложных проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности
УМЕТЬ Пользоваться современными инструментальными средствами разработки программного обеспечения для решения сложных проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности
Ориентироваться в многообразии подходов к разработке сложного программного обеспечения
ВЛАДЕТЬ Способностью спроектировать структуру сложных алгоритмов и программ
Навыками работы с современными инструментами разработки для решения сложных проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности

Выбор темы учебной практики

Важным начальным этапом учебной практики является выбор, так как она должна отражать специфику профиля подготовки и цель предполагаемого исследования.

Студент в соответствии со своими научными и/или практическими интересами имеет право:

  • взять тему учебной практики из размещенного в СДО файла с заданиями (приложение К);
  • самостоятельного формулирования темы учебной практики с обязательным обоснованием её целесообразности.

Формулировка темы должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать профиль подготовки;
  • должна быть актуальной (направленной на совершение каких-либо действий);
  • должна быть понятной;
  • иметь предельную краткость.

Необходимо, чтобы тема учебной практики была конкретизирована на примере деятельности компании или организации.

Возможный вариант темы на учебную практику размещен в СДО в файле с Заданием на УП ИВТ (приложение К).

Перезачет учебной практики

Студент, работающий по профилю подготовки и имеющий общий стаж работы в соответствующих должностях не менее трех лет, имеет право обратиться с заявлением о перезачете учебной практики (Приложение Г).

Одновременно с заявлением студент предоставляет ксерокопию трудовой книжки, заверенной печатью работодателя (отделом кадров) и отзыв-характеристику, подписанную руководителем предприятия и заверенную печатью работодателя. Скан копии данных документов в формате .pdf или .jpg студент прикрепляет в СДО для проверки руководителем учебной практики по кафедре.

Оригиналы документов, после получения отзыва от руководителя учебной практики по кафедре, направляются студентом в адрес НОУ ВО МосТех специалисту учебного отдела (куратору студента).

Содержание и структура отчета по учебной практике

Учебная практика оценивается руководителем от кафедры на основе Отчёта, Дневника прохождения учебной практики и Отзыв руководителя учебной практики от организации. Отчёт по учебной практике должен включать описание проделанной работы. В качестве Приложения к отчёту должны быть представлены самостоятельно разработанные или выполненные студентом практические решения в соответствии с профилем обучения.

Отчетные документы по учебной практике представляются для контроля руководителю учебной практики от кафедры не позднее пяти дней после окончания практики (включая выходные и праздничные дни).

Отчет по учебной практике оформляется в соответствии с требованиями, установленными в Методических указаниях, имеющихся в программе практики, индивидуальными заданиями и дополнительными указаниями руководителей практики со стороны Института и Организации. В отчете по учебной практике должны быть отражены все виды учебных теоретических и практических работ, выполненных студентом в соответствии с Индивидуальным заданием.

Отчет должен отражать отношение студента к изученным материалам по вопросам деятельности Организации, с которыми студент ознакомился, знания и навыки, которые студент приобрел в ходе практики. Отчет не должен быть пересказом программы практики или повторением дневника, а должен носить аналитический характер. К отчету о прохождении практики должны быть приложены документы, составленные самим студентом при ее прохождении.

Отчет по учебной практике имеет определенную структуру и состоит из следующих разделов:

  • Титульный лист;
  • Оглавление;
  • Введение;
  • Основная часть;
  • Заключение;
  • Список использованной литературы;
  • Приложение.

Титульный лист является первой страницей работы и служит источником информации для идентификации работы (Приложение Е).

Оглавление отражает заявленные задачи и последовательность изложения материала учебной практики (Приложение Ж).

Введение – в данном разделе необходимо обосновать Выбор темы учебной практики, Актуальность темы исследования, указать Цель и выделить Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели исследования, Место проведения практики, Дата начала и продолжительность практики, указать Перечень основных практических работ и заданий, выполненных в процессе учебной практики. В завершении раздела необходимо кратко указать Основных авторов, в научных произведениях которых рассматривалась проблема выполненного исследования.

Объем Введения должен составлять от 1-ой до 2-х страниц.

Актуальность темы исследования должна быть выделена с красной строки. Например, «Актуальность темы учебной практики заключается в том, что…». Необходимо четко и грамотно обосновать актуальность темы исследования с точки зрения современной науки, текущего состояния общества.

Цель работы (указывается одна основная цель): предполагает формулировку желаемого конечного итога выполнения учебно-исследовательской и практической работы и может заключаться в том, чтобы: выполнить практическое закрепление и углубление полученных теоретических знаний по вопросам вычислительной техники, информационных технологий и систем, применяемых в конкретных предприятиях и в организациях, в соответствии с профилем обучения.

Задач исследования в процессе выполнения учебной практики должно быть не менее пяти, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

В качестве задач могут выступать: обзор и анализ научной литературы по избранной теме исследования в соответствии с профилем подготовки студента.

В завершении раздела Введение кратко указываются основные авторы, в научных произведениях которых рассматривалась проблема исследования, дается оценка состоянию и степени разработанности проблемы, указываются вопросы, нуждающиеся в дальнейшем изучении.

Основная часть должна раскрывать суть учебной практики и выполненной работы. Основная часть состоит из 3-х глав (разделов) и должна строиться в соответствии с поставленными конкретными задачами для достижения главной цели исследования.

Первая глава (раздел) носит обзорно-теоретический характер.

В первом главе студент проводит обзор и анализ подобранной по выбранной теме исследований научной литературы, соответствующей профилю обучения студента бакалавра по направлению «Информатика и вычислительная техника»:

  • вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
  • автоматизированные системы обработки информации и управления;
  • системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий;
  • программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы);
  • математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

В завершении обзора и анализа теоретического материала студентом формируются авторские выводы по первой главе (разделу).

Объём первой главы (раздела) – от 6 до 8 страниц текста.

Вторая глава (раздел) содержит материал, полученный студентом при прохождении учебной практики на конкретном предприятии:

  • основные направления деятельности предприятия;
  • общие сведения об организационной структуре предприятия:
  • перечень основных реализуемых функциональных задач предприятия (подразделения предприятия), раскрытие решаемых задач на конкретных примерах;
  • выделение структуры отдела АСУ и описание основных технологий, используемых структурным подразделением в процессе проектирования, разработки и сопровождения информационных систем;
  • описание основных видов используемых информационных технологий в условиях конкретного предприятия (подразделения предприятия);
  • описание информационной модели предприятия (подразделения предприятия);
  • архитектура компьютерной сети предприятия, выделение особенностей построения и функционирования аппаратного и программного обеспечения информационной системы предприятия;
  • вывод об уровне развития информационных технологий и автоматизации управления бизнес-процессами на предприятии.

В завершении студентом формируются авторские выводы по второй главе (разделу).

Объём второй главы (раздела) – от 6 до 8 страниц текста.

Третья глава (раздел) содержит практическую часть, выполненную студентов в процессе прохождения учебной практики, в соответствии с профилем его обучения и Индивидуальным заданием.

В завершении третьей главы студентом формируются авторские выводы по третьей главе (разделу).

Объём третьей главы (раздела) – от 6 до 8 страниц текста.

Заключение должно содержать краткий обзор проделанной работы по каждой главе в отдельности и по всей работе в целом. Разрешается представлять заключение в виде тезисов по всей работе.

В Заключении формулируются следующие выводы:

  • по результатам проведенных исследований или отдельных ее этапов;
  • дается оценка полноты решений поставленных задач;
  • отражаются разработанные рекомендации;
  • отражаются данные по конкретному использованию результатов практики;
  • описываются навыки и умения, приобретенные в процессе выполнения учебной практики;
  • формулируются авторские выводы о практической значимости проведенного исследования.

Объем Заключения должен составлять 1-2 страницы. Заключение должно быть лаконичным, доказательным и убедительным, содержать итоговый вывод по всей работе.

Библиографический списокдолжен содержать сведения об основных источниках литературы, которые студент использовал в процессе выполнения теоретической части учебной практики, и включать не менее 10 источников. Включение в Список использованной литературы источников, которыми студент не пользовался в своей работе, не допустимо.

Приложениевключает материалы, не вошедшие в текст основной части работы (но является частью работы, располагаемой после списка источников), например:

  • таблицы вспомогательных цифровых данных и справочных данных;
  • схемы и диаграммы вспомогательного характера;
  • промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
  • протоколы испытаний;
  • описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
  • иллюстрации вспомогательного характера, занимающие более 75% объема одной страницы.

Излагаемый материал необходимо сопровождать поясняющими иллюстрациями: рисунками и таблицами, в которых отображаются фактические данные, например, цифровые показатели, статистика, диаграммы, графики и т.п. Если они взяты из справочников, монографий, журнальных статей и других источников, то необходимо давать соответствующие ссылки на первичные источники информации.

При этом обязательным требованием является наличие ссылок на все основные источники, указанные в Списке использованной литературы. Одновременно необходимо исключить использование подстрочных ссылок, которые, в основном, используются для указания на не основную, второстепенную литературу.

При написании отчета по учебной практике студент должен творчески самостоятельно переработать используемые фрагменты текстов, взятые из Интернет-сайтов.

Студент может самостоятельно проверить уровень уникальности текста отчета по учебной практике с помощью системы «Антиплагиат» http://mti.antiplagiat.ru/.

Оригинальность представленного отчета по учебной практике в целом и по отдельным главам должна быть не менее 70%, процент прямого заимствования материалов, взятых из одного Интернет источника, не более 10%.

Студент обязан самостоятельно подготовить отчет проверки уровня уникальности своей работы и выслать через СДО вместе с комплектом отчетных документов по учебной практике руководителю учебной практики от кафедры.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) Основная литература

  1. Мещеряков П.С. Прикладная информатика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мещеряков П.С.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012.— 132 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13962.— ЭБС «IPRbooks»;
  2. Борисенко В.В. Основы программирования [Электронный ресурс]/ Борисенко В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 323 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22427.— ЭБС «IPRbooks»;
  3. Бычков М.И. Основы программирования на VBA для Microsoft Excel [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бычков М.И.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2010.— 99 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44985.— ЭБС «IPRbooks»;
  4. Алексеев В.Е. Графы и алгоритмы. Структуры данных. Модели вычислений [Электронный ресурс]/ Алексеев В.Е., Таланов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 153 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16085.— ЭБС «IPRbooks»;
  5. Шень А.Х. Практикум по методам построения алгоритмов [Электронный ресурс]/ Шень А.Х.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 335 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16727.— ЭБС «IPRbooks»;
  6. Синюк В.Г. Алгоритмы и структуры данных [Электронный ресурс]: лабораторный практикум. Учебное пособие/ Синюк В.Г., Рязанов Ю.Д.— Электрон. текстовые данные.— Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013.— 204 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28363.— ЭБС «IPRbooks»;
  7. Швецов В.И. Базы данных [Электронный ресурс]/ Швецов В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 218 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16688.— ЭБС «IPRbooks»;
  8. Туманов В.Е. Основы проектирования реляционных баз данных [Электронный ресурс]/ Туманов В.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 502 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22431.— ЭБС «IPRbooks».

б) Дополнительная литература

  1. Васильев В.Н. Основы программирования на языке C+ [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Васильев В.Н.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2010.— 72 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11341.— ЭБС «IPRbooks»;
  2. Агапов В.П. Основы программирования на языке С# [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Агапов В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16366.— ЭБС «IPRbooks»;
  3. Савельева Н.В. Основы программирования на РНР [Электронный ресурс]: курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям в области информационных технологий/ Савельева Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2005.— 264 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22429.— ЭБС «IPRbooks»;
  4. Балюкевич Э.Л. Математическая логика и теория алгоритмов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Балюкевич Э.Л., Ковалева Л.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2009.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10772.— ЭБС «IPRbooks»;
  5. Верещагин Н.К. Лекции по математической логике и теории алгоритмов. Часть 3. Вычислимые функции [Электронный ресурс]/ Верещагин Н.К., Шень А.— Электрон. текстовые данные.— М.: МЦНМО, 2012.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11948.— ЭБС «IPRbooks»;
  6. Семенов Ю.А. Алгоритмы телекоммуникационных сетей. Часть 1. Алгоритмы и протоколы каналов и сетей передачи данных [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Семенов Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2007.— 634 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15857.— ЭБС «IPRbooks»;
  7. Семенов Ю.А. Алгоритмы телекоммуникационных сетей. Часть 2. Протоколы и алгоритмы маршрутизации в Internet [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Семенов Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2007.— 829 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15856.— ЭБС «IPRbooks»;
  8. Семенов Ю.А. Алгоритмы телекоммуникационных сетей. Часть 3. Процедуры, диагностика, безопасность [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Семенов Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2007.— 511 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15855.— ЭБС «IPRbooks»;
  9. Заец Н.И. Радиолюбительские конструкции на PIC-микроконтроллерах. С алгоритмами работы программ и подробными комментариями к исходным текстам. Книга 2 [Электронный ресурс]/ Заец Н.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20900.— ЭБС «IPRbooks»;
  10. Минченков И.Н. Практическая работа с базами данных в OpenOffice.org Base [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Минченков И.Н.— Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2012.— 49 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17704.— ЭБС «IPRbooks»;
  11. Оценка качества программного обеспечения: Практикум: Учебное пособие / Б.В. Черников, Б.Е. Поклонов; Под ред. Б.В. Черников. ил. (Высшее образование), (Гриф) Поклонов Б.Е. ИД ФОРУМ, НИЦ Инфра-М 2012;
  12. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Синицын, А.С. Михайлов, О.И. Хлытчиев. (Высшее профессиональное образование; Информатика), ИЦ Академия – 2011г;
  13. Технологии разработки программного обеспечения: Современный курс по программированию инженерии: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / С.А. Орлов, Б.Я. Цилькер. 4-e изд. ил. (Учебник для вузов), (Гриф) Питер 2012;
  14. Подбельский, В.В. Практикум по программированию на языке Си (+CD).: Учеб. пособие.-М.: Финансы и статистика, 2004.-576с.:ил.;
  15. С/С++. Структурное программирование: Практикум / Т.А. Павловская, Ю.А. Щупак.СПб.: Питер, 2007.239с.: ил.

в) Периодические издания

  1. «Программирование»;
  2. «Программные продукты и системы»;
  3. «Информационные технологии».

г) Интернет-ресурсы

  1. Бесплатная электронная Интернет-библиотека по всем областям знаний. Режим доступа: http://www.zipsites.ru/
  2. Научно-практический журнал Прикладная информатика http://dlib.eastview.com/browse/publication/66410/udb/12
  3. Российский федеральный образовательный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru/
  4. Национальная энциклопедическая служба. Режим доступа: http://www.bse.chemport.ru/
  5. Словари и энциклопедии ON-Line. Режим доступа: http://dic.academic.ru/
  6. Учебный комплекс INTUIT.RU (версия 1.0) Интернет университета Информационных технологий (www.intuit.ru).
  7. IT-портале, раздел «Базы данных»: http://citforum.ru/database/.

Оформление отчета по учебной практики

Работа должна быть отредактирована и представлена в электронном виде (файлы MS Word в формате .doc, .docx или .rtf).

Титульный лист должен полностью соответствовать установленной форме (Приложение Е).

Оглавление необходимо оформить строго в соответствии с установленной формой (Приложение Ж). После цифр, обозначающих номер главы (раздела), подраздела или параграфа, через точку указываются их названия. Напротив названия каждой главы (раздела), подраздела или параграфа необходимо проставить соответствующий номер страницы текста.

Текст отчета должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ Р 6.30 – 97:

  • все страницы работы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц – сквозная, начинается с титульного листа, но номер страницы на титульном листе не проставляется. Страницы документа проставляются арабскими цифрами в правом нижнем углу без точки в конце. Оглавление помещается на странице с указанным номером 2, далее страницы нумеруются в порядке возрастания номеров;
  • необходимо установить требуемые значения полей текста работы: верхнее и нижнее – 2,5 см, левое – 3,0 см, правое – 1,5 см;
  • шрифт текста «Times New Roman» устанавливается равным размеру №12;
  • отступ первой строки абзаца должен по всему тексту работы составлять 1,25 см;
  • по всему тексту работы должен выдерживаться полуторный межстрочный интервал;
  • необходимо выдерживать для текста режим «выравнивание по ширине»;
  • запрещается использовать любые дополнительные интервалы между абзацами (например, 10пт), что приводит к искусственному увеличению объема работы;
  • заголовок каждой Главы (раздела) должен отделяться от заголовка подраздела отдельной пустой строкой;
  • по ходу изложения в тексте заголовки всех структурных элементов работы (Оглавление, Введение, Главы основной части, Заключение, Список использованной литературы, Приложение) выделяются полужирным шрифтом размером №16 и выравниваются по центру. Каждый структурный элемент работы должен начинаться с новой страницы;
  • заголовок каждого подраздела (параграфа) должен располагаться по центру и отделяться от последующего текста полуторным интервалом без дополнительной строки, шрифт заголовков подразделов (параграфов) – полужирный, размер №14 (без подчеркивания);
  • общий объем отчета по учебной практике должен составлять от 22 до 30 страниц текста, без учета Приложений;
  • для рисунков используется сквозная нумерация по всему тексту. Название рисунка приводится под ним с выравниванием по центру, без точки в конце. Название рисунка оформляется следующим образом, например:

Рисунок 3 – Архитектура СУБД

На каждый рисунок по тексту работы должна быть ссылка. Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Размер заголовка рисунка №14, допускается выделение всех заголовков полужирным шрифтом. Рисунки, вместе с их названиями, должны быть отделены снизу и сверху от основного текста одинарным межстрочным интервалом;

  • таблица должна иметь заголовок, выполняемый строчными буквами (кроме первой – заглавной), выравниваемый по центру, без точки в конце. Размер заголовка таблицы №14, допускается выделение всех заголовков п<

Наши рекомендации