Одна страна – Два атамана – Две судьбы – Одно войско
Мы сегодня с Вами попробуем через призму взглядов на развитие ВКО ЦКВ и судьбы двух последних атаманов войска, оценить ситуацию в стране в целом и все что связанно с казачеством.
Начнем академически с истории развития войска. Но во все мелочи и детали вникать не будим, а лишь так, на фоне крупных мазков картины развития войска, определимся в векторах развития казачества, насколько они сонаправленны с законодательной базой в данном вопросе. Все ли было, так как надо?
Вот лишь малая, но главная выжимка из истории развития этого общества, сконцентрировано, размещено на официальном сайте ВКО «ЦКВ»:
«Центральный федеральный округ включает в себя 18 субъектов – 17 областей и город Москву. Москва и большинство областей ЦФО не являются местами традиционного проживания казаков. Но в силу исторических причин (репрессии в отношении казачества, обширные миграционные перемещения времен коллективизации и индустриализации и многое другое) на территории ЦФО по примерным данным проживает более двухсот тысяч потомков казаков».
Комментарий: Я зачастую слышу разного характера возмущения со стороны лиц причисляющих себя к казачеству типа, «Откуда взяться казакам в Москве, а стрельцам в Оренбурге?». Ни чего не скажешь, юмор здоровый. Но это, же 17 волостей или, если хотите губерний. И вы хотите убедить народ, что на такой территории не могло быть казачества вообще? Отнюдь вы не правый будите, ибо миграция казачества на территории страны соответствует ей, то есть территории. Да, конечно это не Кубань, Терек, Урал, Забайкалье и наконец, батюшка Дон, потому как это территория Великороссии. Но это так, же не означает, что здесь не имеет место быть казачеству. Скажем так –«Стрельцы явление мелкое и короткое а казачество вечное и долгое».
«14 декабря 1994 года состоялся Большой Круг, решением которого было реализовано общее желание казаков Центральной России объединиться в единую структуру – на этом Круге была утверждена Ассоциация казаков Центра России (АКЦР). На Круге был избран и первый атаман АКЦР– казачий полковник Борис Борисович Игнатьев. При подготовке регистрационных документов по волеизъявлению казаков была внесена поправка в название организации, поэтому 17 февраля 1995 года Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано Межрегиональное общественное объединение «Центральное казачье войско».
Комментарий: Конечно, в данной выжимке на сайте ВКО ЦКВ можно было, и упомянуть в обязательном порядке и казачьего генерала, В.И. Налимова, справедливости ради. Однако это сделать ни когда не поздно и более того разумно. Это немного бы поумерило пыл злопыхателям, к коем, как не странно я тоже имел место быть причастным. И надо все ж отдать должное казачьему генералу В.И. Налимову, ибо с его подачи и благодаря его непосильному труду, выдержке упорству, а так же способностью самоотверженно идти к цели и добиваться результатов, было построено полностью войско.
А теперь поговорим о И.К. Миронове. Я, конечно, повторюсь в своих высказываниях исходя из ранних моих публикаций, но все, же закалка с тридцатилетним стажем службы в КГБ, а далее ФСБ, причем на разных должностях и наиболее ответственных местах, о себе дает знать. И.К.Миронов тоже взялся не откуда – то, он пришел из Волжского казачьего войска. Надо заметить, изучив его деятельность, я пришел к выводу, что все же он во многом прав в своих поступках и решениях. Приступив к атаманству в Волжском казачьем войске, не смотря на то, что он генерал-лейтенант ФСБ в запасе, он год отходил справно в чине казачьего полковника. Айда ко, заставь боевого генерала пойти на такие трансформации, думаю, вы понимаете, чем это закончится по отношению к тому, кто это предложит. Но наш «Кузьмич», как его ласково зовут в кулуарах, казак не гордый до безумия, он практик и стратег, причем с большой буквы.
Вы спросите, почему произошел такой переворот власти в ВКО ЦКВ? Отвечу. Когда Валерий Иванович практически создал это войско, и я его понимаю как творца, пришло время обратить внимание государству на него, а именно на войско. И вот тут, как в оркестре, вступают в ход иерихонские трубы, в лице злопыхателей. Но кто они такие? Правда ли они на стороне В.И. Налимова, или как говорит один мой знакомый боевой генерал - «Когда ишак постоит в тени, то на солнцепеке работать не будет». И он прав. Я не буду по фамильно называть кто из них кто? Скажу лишь одно, ситуация назрела для реформации и перезагрузке в корне всего. Это как готовить плов, мясо, рис, специи, овощи и все что полагается, готовит в казане один, и наконец, пришло время варить. Что поделаешь. Другое дела, как и кто, будет варить. И насколько он подготовлен к этому. Ну как мы убедились, наш новый атаман того достоин с лихвой.
Началась перезагрузка. В ход пошел административный ресурс в лице А.Д. Беглова, председателя Совета по делам казачества при Президенте РФ, его заместителя А.В. Ярина и министра региональной политики РФ. Конечно, будем честны, что большая часть казачества несогласная с этой заменой атаманов на отчетно-перевыборном Большем Круге в феврале 2014 года. Но факт есть факт. В обще уже случилось и как вы уже поняли, не хватило пороху той стороне, которая была против этого действа. А вот была ли она против И.К.Миронов или за В.И.Налимова, это надо еще посмотреть. Вы помните судьбу маршала, победоносна Г.К.Жукова? Все ли было, так как предполагалось после окончания Великой Отечественной Войны? Думаю, что мне не нужно рассказывать как развивалась его судьба в послевоенное время. Он привел к Победе войска СССР, честь и хвала ему. А вот смог ли он со своим опытом развивать обороноспособность страны в дальнейшем? Так же вопрос остается открытым. Прошу прощение, я просто провожу смелую и дерзкую аналогию по отношению к нашим казачьим генералам. Всем давно известна роль личности в истории. Вот только ни как не могу понять, почему не представилось возможности В.И. Налимову принять участие в развитии ВКО ЦКВ? Думаю, что в этом обвинять, опять же И.К.Миронова, не стоит.
По войску пошел слух, дескать, А.В. Ярин, принижает достоинство И.К.Миронова как атамана и не дает ему самостоятельно развивать свое войско. Господин Ярин, при своих недостатках и молодом возрасте политика, все ж добился не малых результатов в управленческой деятельности, как бы это не хотелось слышать отдельным казакам. И у него не без основания есть право поделиться опытом в управлении организациями. То, что его методы не всегда казачьи, как считает большинство в войске, это я не буду оспаривать, ибо во многом сам недоволен в его подходах и его решениям в отношении к войску. Но будем справедливы. Все ж этот тандем из трех лиц придали ВКО ЦКВ новый облик.
А тут еще как не крути, Россия все же страна матриархальная. Ну и конечно новодел, в виде пребывания в ряды казачества женщин, как бы мы не сопротивлялись, явление закономерное. Вы не подумайте, что я изменил казачьей «ориентации». Да я сам лично писал о том, как противоестественно И.К.Миронов публично присваивает казачьи чины представителя женского пола в лице Н.В.Третьяк и В.Н. Ивановой. Но так уж случилось. Герб нашего государства с двуглавым орлом символизирует семейственность, а значит равное участие женщин и мужчин в судьбе семьи, дел и государства. В конце концов, мы светская страна, и нам не чужды демократические преобразования. А вот с анахронизмом, думаю, что придется бороться.
Если посмотреть исторически, глубже в уклад семейной жизни казака, то мы там не найдем место средневековой дикости в виде дискриминации по половому признаку. Так что же нас так пугает то, если женщина наденет казачий мундир? Да просто мы привыкли к казачьей справе привинчивать некую жесткую брутальность с правом на гендерную исключительность. Это некий оазис ложной мужественности. Так что изучив поглубже историю казачества, я не нашел противоречия в том, что стало бы причиной раздора на предмет жалования казачьего чина представителям женского населения.
Второй эпизод неудовольствия И.К. Мироновым, по отношению к которому в принципе я сам и разжег страсти, связан с нарушениями традиций и обычаев казачьей культуры и нарушение регламента ведения Круга. Тут я с позволения сказать сделаю небольшую рокировку. Дело в том, что в отличие от других самостийных и родовых казаков, бряцающих костями своих казачьих предков, И.К.Миронов, весьма адекватный атаман и руководитель. Причем заметьте, он нормально реагирует на критику. Если он по причине советов неграмотных казаков, допустил в регламент ведения Круга новодел придуманный Борисом Алмазовым, в виде «есаульца», то заметьте, на следующем Круге этого кошмара не появилось на сцене. Далее всех настораживало появление на сцене В.И.Ивановой, ректора некого «Первого казачьего университета», опять – таки, в других уже подобных мероприятий, эта барышня уже не фигурировала на лобном месте казачьего майдана. А вот с головными уборами и регламентом его ношения и присутствие в нем на мероприятиях, не все так гладко даже у отъявленных родовых казаков с Кубани, Терека, Урала и Дона. Если уж сели в храме божьем как католики на мессу, на пятом всемирном конгрессе казаков, что уж говорить о мероприятиях воскового масштаба.
А тут еще яблоком раздора послужило то, что И.К.Миронов собирая команду единомышленников, в лице правления войском, набрал лиц ранее не являвших себя казачьему «народу», да к тому же пораздавал им реестровые казачьи чины, да не просто чины, а старшинские. Вот уж слюни то потекли у «бывалых» казаков. Да и я внес свою лепту в оценку сих деяний И.К.Миронова. А что от обратного? Да ничего нового, все закономерно. Любой пришедший к власти руководитель будет формировать свою команду. Будь-то начальник участка или Президент страны. И что вы хотите? Думаете, он будет прислушиваться к мнению других? Нет! Он будет формировать из тех, кто станет предано служить, а если среди них окажется представитель бывшей команды, который по своим качествам или профессиональным признаком будет нужен, то руководитель не побрезгает им. Ну и форма поощрения будет соответственна тому, чтоб удержать команду и не просто удержать, а заставить работать самоотверженно и с отдачей. Исходя из этих принципов, я думаю, что он поступает правильно.
Вы не безосновательно сейчас зададите вопрос -«К чему это он клонит? Не заказ ли это Ярина, Беглова и т.д.?» Нет браты казаки, не заказ я отрабатываю. Я лишь просто провожу анализ того, что твориться в казачестве, что является конструктивным или пагубным. Все хотят перца. Оно и понятно, нацепил справу, шашку, медаля, папаху, и попер себе по питерской. Чего доброго приперся, на какой либо казачий сейшен и давай, то шашкой бутылки с водой рубить, то в две руки крутить шашками и нагайками. Нагулявшись как кот, слегка подвыпивший, сорвав дюжину аплодисментов от прохожих, в виде удивленных взглядов на ряженый мундир, пришел домой и залез в интернет потрепаться на всевозможных блогах о возрождении, становлении и развитии, казачества. А так, что бы было о чем болтать, пошукал в интернете, и почитал чужие посты. Вот и подковался мало-мальски. Ну а там уж давай всех и вся, де через мать твою. А после неделю по улице ходим, оглядываясь, вдруг прилетит за длинный казачий язык. А все это именуется в народе не иначе как казакование.
А дальше то, что господа казаки? Ни И.К.Миронов вас не устраивает, ни В.И.Налимов вам не люб, да и с бедующим поступите не лучше. Так в чем же проблема раздора? А проблема в ложном анархическом микроклимате, подобие Махновщине. Ни за что не браться, и ни за что не отвечать. А отвечать придется и не раз. Есть поговорка –«Время разбрасывать камни и время собирать их», я бы добавил еще и строить из них что –то. Я имею в виду период расказачивания, период возрождения и наконец, пришел период развития. Правда, меня всегда пугало выражение - «Возрождение казачества», потому как я считаю, что оно не мамонтенок Дима, похороненный сотни тысяч лет под кровом вечной мерзлоты, под толщью льда, который случайно откопали и пытаются реанимировать. Все же мы находимся, как не крутите в эпоху развития казачества трансформированное в нечто непонятное. Так вот этот некий «Пятый элемент» нам и придется развивать. Другое дело, подходят ли законы созданные регулировать данный предмет ведения?
Как-то, встретившись буквально недавно с казачьим генералом И.К.Мироновым, мы провели с ним долгое время за беседой о судьбе казачества. И вы знает я во истину прозрел. Нет не, потому что он как-то изменился в моих глазах, или я перед ним заискиваю. Я и так его всегда уважал и не боялся это подчеркивать, даже резко критикуя его. Просто я увидел в его глазах неподдельный интерес к тому, чтоб развить войско так чтоб, как он любит выражаться - «Всем хватит место себя реализовать на этом поприще, лишь бы, ты был истинным казаком». Я невольно догадываюсь, как отреагирует публика, читая это абзац. Скажут, мол, И.К. Миронов тебя же родной лишил чина, и ты же кричал на весь свет каков он предатель? Да был обижен, не спорю, да кричал в статье на него как на предателя в генеральских погонах, но время идет и оно берет свое. Казаком то я не перестал быть. Но много что осознал и понял. Я не буду говорить, что он явление Христа казачьему народу. Но и недооценивать его сейчас не место. А вот его взгляды далеко прогрессивны в своей основе, а предлагаемая им платформа для развития казачества соответствует его истории и корням, то есть казачества. Вот только небольшая неувязочка, дело в том, что весь набор его конструктивизма с идейным содержанием, как я заметил, так же как и мой, идет в разрез с существующим нормативно-правовым полем регулирующем казачество.
В разговоре со мной он давно еще был согласен с тем, что федеральное законодательство, мягко сказано, живет независимо от самого казачества. Этот вопрос как он сказал, нужно выправлять. И мне как эксперту и человеку, который писал и законы и государственный программы, это очень импонировало. Он говорил спокойно, рассудительно, причем опирался на опыт В.И. Налимова, по руководству войском и сожалел, что на встрече с нами он не присутствовал. Я увидел в нем настоящего руководителя, прогрессивного деятеля и талантливого стратега. Грешным делом я даже представлял, как бы здорово они смотрелись, в паре руководя войском и ведя его к новым горизонтам развития. В своих намерениях и решениях он готов на любой диалог, поверьте, это дорогого стоит в данном положении вещей. Не буду скрывать, в разговоре со мной В.И.Налимов его всегда называет в теплых тонах - «Ванечка». Выслушав ту и другую сторону, я начал понимать, что конфликт между ними практически давно уже себя исчерпал. Я бы сказал, что пришло, наконец, время обоюдного согласия и конструктивного подхода к развитию войска. Это вызвало бы необычайной силы скачек в развитии войска. Более того, что причиной отсутствия должного развития казачества является далеко не А.Д. Беглов, А.В. Ярин и, конечно же, не И.К.Миронов.
В обсуждении будущего казачества мы были солидарны с И.К.Мироновым и В.И. Налимовым в следующих позициях:
1.Давно избитая правовая тема. Необходимо привлечь историков, юристов, политиков и авторитетных казаков к выработке четкого определения что такое – КАЗАК? В дальнейшем создавая уже новый «Федеральный закон о Российском казачестве» в разделе «понятийный аппарат» поставить это первым.
2. Дать четкое определение что такое – КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО? Это бы понизило градус напряжения в рядах казачества.
3. Исходя из решения выше объявленных задач, вытекало бы само собой разумеющее о необходимости ношения либо мундира, либо национальной казачьей одежды.
4. Далее, исходя из данного, четкого определения и место в государстве самого казачества в том виде, в котором определит закон, можно будет говорить о степени участия в несении государственной службы или иной службы.
5. Мною в беседах был выдвинут отдельной строкой вопрос об участии церкви в судьбе казачества. Если сейчас казачество встало на передовых рубежах патриотического воспитания, тем самым подменив советское прошлое, иерархии преемственности поколений в виде – октябрята – пионеры- комсомольцы, то почему церковь так ярко внедряется в казачью жизнь с элементами принуждения как духовный пастырь? если казачество само в себе несет духовность, как борца за веру. Нам всем давно известна статистика социологов, когда в 2003 году верующих было 4% населения из числа причисляющих себя к православию, то в 2015 году уже 1,5 – 2 процента. Это результат катехизации и принудительного воцерковления, в разных его проявлениях. Я сам представитель православного старообрядчества и беспоповства но такой уж активной политики в отношении казачества со стороны церкви я не приемлю. На что мне оба генерала сказали, чтоб я был несколько корректен в этом вопросе.
6. Надо охладить пыл отдельным элементам в казачестве продуцирующих идею создания административных или автономных казачьих округов, что является попыткой нарушить территориальную целостность государства. Такое уже было в истории России. Далеко ходить не надо, лишь вспомним 1917 год.
Эти и многие другие вопросы, которые определяли бы судьбу казачества, мною обсуждались с этими двумя казачьими генералами, в руках которых, как я понимаю, сейчас находится судьба войска и как опытный образец, всего казачества.
Пора консолидироваться всем казакам, вокруг атамана войска, чтоб соответствовать не по численности и названию войска, а по силе единения. И пусть там были и будут казачки в погонах, и не важно, реестровые или нет казачьи общества и организации.
Думаю, что не стоит сбрасывать со счетов этих грамотных руководителей, болеющих так рьяно за будущее наше Великой Родины.
Считаю, что необходимо поддержать этот союз и их начинания. Сейчас главная задача помочь Президенту Российской Федерации в достижении стабильности в обществе и усиления могущества страны. Время диалога и конструктивных решений, предложений и действий пришло. Не упустите возможность браты казаки, оказаться в очередной раз быть нужными государству, в столь сложный период как экономический так и международный.
И не важно, кто ты по чину, главное, что ты казак. Делай, что должен и будь что будет.
С уважением, Казачий полковник, кандидат педагогических наук, Владимир Владимирович Беличенко