Выполнение лабораторной работы
1. Изучите общее описание бизнес-процесса “Планирование закупок и размещение заказов поставщикам” (п. 4), выделите его участников. Так, в пунктах № 1, 2 приведенного описания участник процесса – “Менеджер группы планирования и маркетинга”, в пунктах № 3, 4 – “Менеджер отдела закупок”, с 5 по 9 пункт участник бизнес-процесса – “Менеджер группы логистики”. Таким образом, в бизнес-процессе “Закупки” три участника – менеджер группы планирования и маркетинга, менеджер отдела закупок, менеджер группы логистики.
2. Запустите на рабочем столе MicrosoftOfficeVisio. Кнопка “Пуск” → “Программы” → “MicrosoftOfficeVisio”.
3. После загрузки программы в открывшемся окне выбора типа изображений необходимо выбрать шаблон “Схемы моделей UML”.
Рис. 2.17. Выбор шаблона «Блок-схема»
4. Переименуйте двойным щелчком левой кнопки мыши лист “Page-1” в “Диагр. действий ООО «ОптЛогист»”.
5. Для удобства построения диаграммы на листе расположите его горизонтально.
6. Далее приступите к формированию диаграммы действий. Для этого необходимо разделить поле на 3 части, каждая часть поля отводится для отображения действий участника процесса. С помощью инструментов для рисования создайте квадратный блок и разделите лист на три части.
Рис. 2.18. Пиктограмма “Инструменты для рисования”
7. Далее внесите в качестве заголовка полное наименование бизнес-процесса, сокращенное наименование (1Пл_Зак) и участников бизнес-процесса в соответствии с рисунком 2.19.
Для того чтобы внести надписи, необходимо на панели инструментов нажать на пиктограмму “Текстовые инструменты”.
8. Проанализируйте общее описание бизнес-процесса и выделите участника процесса, с которого начинается процесс. Очевидно, что это менеджер группы планирования и маркетинга. Действительно, процесс закупок должен начинаться только после того, как определена потребность компании в товаре (машинах и оборудовании).
Рис. 2.19. Подготовительная стадия для изображения диаграммы действий
9. Обозначьте на диаграмме начало процесса символом “Начальное состояние” и опустите стрелку “Поток управления” вниз (рисунок 7.20). Все необходимые пиктограммы находятся во вкладке “Дополнительные фигуры” → “Программы и базы данных” → “Программное обеспечение” → “Деятельность UML”.
10. Далее следует определить действия (операции), выполняемые менеджером группы планирования и маркетинга (п.4). Так, операции, выполняемые менеджером группы планирования и маркетинга следующие:
- “Получение внутренней статистики продаж”,
- “Получение внешней статистики продаж”,
- “Расчет потребности в товаре”.
11. Отобразите на диаграмме действия, выполняемые менеджером группы планирования и маркетинга. Обратите внимание, что процессы получения внутренней и внешней
Рис. 2.20. Выбор дополнительных фигур
статистики происходят независимо друг от друга. Неважно, в какой последовательности будут получены данные статистики, поэтому действия (операции) по получению внутренней и внешней статистики отобразите на схеме параллельно.
Для изображения действия на диаграмме используйте фигуру “Состояние действия”. Впишите внутри фигуры наименование и порядковый номер действия (операции). Пусть параллельные операции имеют номера “1а)”, “1б)”. Для ввода текста щёлкните правой кнопкой мыши на создавшемся блоке и в появившемся меню выберите пункт “Свойства” или щёлкните дважды левой кнопкой мыши на создавшемся блоке.
Рис. 2.21. Всплывающее меню MicrosoftOfficeVisio
12. Далее в меню “Свойства объектно-ориентированного блока «Состояние действия» заполните графу “Имя” в категории “ Состояние действия”.
Рис. 2.22. Всплывающее меню “Свойства объектно-ориентированного блока «Состояние действия»
13. Отформатируйте текст, нажав на панели инструментов пиктограмму “Текстовые инструменты” (“TextTool”) .
Рис. 2.23. Форматирование текста
14. Перетащите на рабочую область ещё одну фигуру “Состояние действия” и переименуйте её. Для более удобного и быстрого ввода наименования нажмите на панели инструментов пиктограмму “Текстовые инструменты” (“TextTool”) и напечатайте текст поверх фигуры.
Рис. 2.24. Форматирование текста
15. Действия (операции) соедините на диаграмме стрелками “Поток управления”, перенося их мышкой с шаблона “Состояние действия”. Стрелки присоединяйте к отмеченным крестиком местам на фигурах.
16. Для изображения параллельных процессов получения внутренней и внешней статистики переместите пиктограмму “Переход (Разветвление)” на рабочую область.
17. Расчет потребностей в товаре менеджер выполняет только после того, как получит и внутреннюю, и внешнюю статистику. Следовательно, необходимо объединить параллельные процессы получения статистики в один. Для объединения независимых, параллельных процессов используйте пиктограмму “Переход (Объединение)”.
18. В результате операции по расчету потребностей в товаре (операция № 2) (п. 4) менеджер формирует документ – таблицу потребностей в товаре. Для отображения документа на диаграмме используйте изображение прямоугольника. Нарисуйте прямоугольник.
19. Операция и получаемый в результате ее выполнения документ на диаграмме соединяются пунктирной линией. Для изображения пунктирной линии зафиксируйте пиктограмму “Линия” на панели “Инструменты для рисования”.
20. Далее на линии щёлкните правой кнопкой мыши и выберите “Формат” → “Линия”.
Рис. 2.25. Всплывающее меню MicrosoftOfficeVisio
Во всплывающем меню в поле “Тип штриха” выберите линию в виде пунктирной линии.
Рис. 2.26. Меню “Свойства линии”
Либо для более удобного и быстрого изменения линии из сплошной в пунктирную на панели инструментов щёлкните на пиктограмму “Линия”.
Рис. 2.27. Пиктограмма “Линия”
21. В результате на диаграмме получится изображение действий (операций), осуществляемых менеджером группы планирования и маркетинга (рисунок 2.28).
22. После того как менеджер группы планирования и маркетинга сформировал таблицу потребностей в товаре, в работу включается менеджер отдела закупок, поэтому направьте стрелку от операции “Расчет потребности в товаре” в поле деятельности менеджера закупок, как показано на рисунке 2.28. Щёлкните правой кнопкой мыши на создавшейся линии и в появившемся меню выберите пункт “Прямоугольное соединение”.
Рис. 2.28. Операции, осуществляемые менеджером
группы планирования и маркетинга
23. Далее определим действия (операции), выполняемые менеджером отдела закупок. Также следует определить действия, которые менеджер отдела закупок выполняет после действий менеджера группы логистики.
На диаграмме последовательно отобразите следующие действия менеджера отдела закупок:
- “Ввод в систему прайс-листов поставщиков” (операция № 3),
- “Анализ предложений поставщиков” (операция № 4),
- “Выбор поставщиков” (операция № 5),
- “Формирование графика поставок без указания количества” (операция № 6).
Осуществите самостоятельно графическое построение действий (операций) менеджера отдела закупок способами, аналогично описанными операциям менеджера группы планирования и маркетинга.
Поставьте в соответствие действиям менеджера отдела закупок документы, формируемые в системе. В данном случае это прайс-листы и контракты, список поставщиков с расстановкой приоритетов, график поставок.
24. После формирования менеджером отдела закупок графика поставок в работу включается менеджер группы логистики.
На диаграмме предстоит отобразить следующие действия менеджера группы логистики (рисунок 2.30):
- “Расчет необходимого количества закупок” (операция № 7),
- “Формирование заказов поставщикам” (операция № 8),
- “Расчет затрат на сертификацию импортных товаров, если машины и оборудование импортные” (операция № 9),
- “Проверка суммы затрат на сертификацию на непревышение внутрифирменной нормы”,
- “Формирование заказов поставщикам при превышении затрат на сертификацию” (операция № 10),
- “Подпись заказа” (операция № 11),
- “Направление заказа менеджеру отдела закупок” (операция № 12).
Изучая общее описание бизнес-процесса, обратите внимание на то, что менеджер группы логистики дважды производит проверку условий и в зависимости от результата выполняет то или иное действие. В этом состоит особенность графического отображения действий менеджера группы логистики.
25. Отобразите действие “Расчет необходимого количества закупок” и опустите стрелку вниз.
26. Ввиду того, что формирование заказов поставщикам может происходить неоднократно при превышении затрат на сертификацию, предусмотрите эту ситуацию и используйте графику для объединения параллельных потоков “Переход (Объединение)”.
27. Отобразите действие “Формирование заказов поставщикам” после символа объединения параллельных потоков.
28. Далее отобразите пиктограмму “Решение” в форме ромба , которая обозначает проверку условия. Проведите из него две стрелки с надписями: “Импортный производитель”, “Производитель Россия”.
29. Стрелку “Производитель Россия” направьте к операции “Подпись заказа” (операция № 11).
30. По направлению стрелки “Импортный производитель” отобразите последовательно два действия “Расчет затрат на сертификацию импортных товаров”, “Проверка суммы затрат на сертификацию на непревышение внутрифирменной нормы”.
31. За операцией “Проверка суммы затрат на сертификацию на непревышение внутрифирменной нормы” вновь отобразите пиктограмму “Решение” в форме ромба , которая обозначает проверку условия. Проведите из него две стрелки с надписями: “больше X%”, “меньше X%”, где X% – норма затрат на сертификацию.
32. Стрелку с надписью “больше X%” соедините с операцией № 8 “Формирование заказов поставщикам” через символ объединения параллельных потоков”.
33. Стрелку с надписью “меньше X%” направьте к операции № 11 “Подпись заказа”.
34. Поскольку к операции № 11 “Подпись заказа” направлено два потока действий, необходимо воспользоваться обозначением объединения независимых (параллельных) потоков “Переход (Объединение)”. В операцию № 11 “Подпись заказа”, как и в любую другую, должна входить только одна стрелка. Для выполнения этого правила и используют символ объединения потоков.
35. Поставьте в соответствие операции “Подпись заказа” документ – акцептованный заказ поставщику.
36. В качестве следующей операции отобразите операцию № 12 “Направление заказа менеджеру отдела закупок”. На этом действия, выполняемые менеджером группы логистики, завершаются. Вновь работа переключается на менеджера отдела закупок, поэтому направьте стрелку от 12 операции в поле действий менеджера закупок.
37. Отобразите на диаграмме переход документа “Заказ поставщику” от менеджера группы логистики к менеджеру отдела закупок. Для этого сначала поставьте в соответствие операции № 12 “Направление заказа менеджеру отдела закупок” документ “Заказ поставщику”.
Так, сначала на панели инструментов нажмите на пиктограмму “Соединительная линия”, тем самым, зафиксировав её.
Соедините операцию № 12 “Направление заказа менеджеру отдела закупок” с документом “Заказ поставщику”. Соединение блоков один с другим происходит при перемещении указателя мыши на блоки, пока они не подсветятся красным цветом.
Рис. 2.29. Соединение операций с помощью пиктограммы “Соединительная линия”
Удалите лишние надписи на линии с помощью пиктограммы “Текстовые инструменты” и измените тип линии из сплошной в пунктирную.
Щёлкните правой кнопкой мыши на создавшейся линии и в появившемся меню выберите пункт “Прямоугольное соединение”
После этого документ с надписью “Заказ поставщику” также разместите в поле действий менеджера отдела закупок. Затем направьте пунктирную стрелку “Поток объетов” между двумя отображениями документа “Заказ поставщику” в направлении поля действий менеджера отдела закупок.
38. Соедините операцию № 12 “Направление заказа менеджеру отдела закупок” с операцией № 13 “Направление заказа поставщику”, выполняемой менеджером отдела закупок. Это последняя операция в соответствии с заданием.
39. Укажите на диаграмме конец процесса. Для этого используйте символ “Конечное состояние”. Соедините стрелкой операцию № 13 “Направление заказа поставщику” с символом “Окончание” (“FinalState”).
Общий вид диаграммы действий бизнес-процесса “Планирование закупок, формирование заказов поставщикам” представлен на рисунке 2.30.
Рис. 2.30. Диаграмма действий бизнес-процесса
“Планирование закупок, формирование заказов поставщикам”