Последовательность построения
Сценар, деят-ти
|
классов
|
состоян, деят, последов, кооперац, компонентов (->тополог)
2) 1:M – объекту из первого кл соответ несколько об втор класса, но ∀ об втор класса соответ только 1 об перв класса (<–>>)
3) M:N - одному объекту перв класса соотв несколько об второго класса, также объекту второго класса соотв неск объектов перв класса (<<–>>)
Полнота связи:
1) Необязат св (сущес-твование об-та класса не зависит от налич связи)
2) Обязат св (зависит)
Общая схема, содержащая все классы объектов, их св-ва, связи между классами и свойства этих связей явл-ся инфолог моделью.
Построен реляц модели данных
Переход от модели пр обл к реляц модели:
1.Построить схемы отно-шения для классов объектов.
a)Для каждого класса об-ов сформиров отдельное отно-шение, атрибутами кот будут св-ва этого класса.
b)Далее, для каждого атрибута опр домен и привести отношение к 1НФ.
c)Затем, необ выделить в отношении ключ или ввести искусственный ключ – новый атрибут с целочисленным доменом.
2)Построив схемы отношений для каждого класса об, м перейти к построению отношений для связей м/у об-ми.
a) для каждого класса, участв в связи, из соответ ему схемы отношения копируются ключевые атрибуты в новое отношение; если связь имеет свойства, то они также включаются в нов отнош как атрибуты.
b)Ключом такого отношения, скорее всего, будут либо ключ одного из классов, входящих в связь, либо оба ключа вместе (для бинарной связи). Иногда бывает удобно ввести искусственный ключ.
2) Челов ошибки
Пользов ош, в основном вина разработчика.
Ошибки: 1) вызванные недостат знанием пр обл
2) опечатки
3) несчитывание показаний сист
4) моторные ош
Для преодол необх:
- плавное обучение пользователей в процессе работы
- снижение требований к бдительности
- повышение разборчивости и заметности индикаторов.
- снижение чувствительности системы к ошибкам.
3) обучение работе с сист
- обеспеч понятность системы
- подготовит грамотный обуч материал
а)использов метафор(модель работы ИС, взятая из реальн мира)
б)аффорданс(объект показывает субъекту способ своего использования)
в)стандарт(сделать опр вещи в ИС везде одинак, напр F1 везде справка)
4)субъективн удовлетв
-эстетическ воспр/-скорсоть раб/-отсутств напряж при работе
Ошибка – стресс, след она д б правильн(в чем заключ?как исправить пробл сейчас?как сделать чтобы пробл не повтор?)
4) конструирование отдельных блоков
Детализация функ блоков
5) создание глоссария
необходимо зафиксировать все используемые в системе понятия и дать на проверку пользователям, если они поним знач прав, значит успех
-Согласовать с потенц-иальным пользователем
-Заменить названия команд на глаголы-инфинитивы
-Исключить синонимы
-Установить одинак стиль
-Уменьшить длину всех получившихся элементов
6) сбор и тестирование
Прототипы интерф:
Первая версия – бумажная
Вторая версия – презентация
Третья версия – почти реальная
Четвертая версия – реальная
25 Задача линейного, цело-численного линейного и смешанногоцелочисленного линейного программир.
Матем программ– раздел математ кот изуч теорию и методы решения зад оптимизации. Для решения необх построить качеств модель задачи(четкое словес описание), а затем мат модель (абстракция реальн мира записываемая в виде соотношен). Целев ф-я – ф-я большему или меньш знач кот соотв нилучш решен с точки зр критер оптим-ти
Задача ЛП
xj ≥0 j=1..n
m – кол-во ограничений
n – кол-во переменных
xj – переменные
cj – коэффициенты целевой функции
bi – правые части (огр)
aij – коэффициенты матрицы ограничений
Пример: Задача об оптим распределении ресурсов. Имеется предприятие, кот выпускает n различных видов продукции. сj – прибыль от реализации единицы j-го вида продукции.
26 Приведение задачи линейного программирования к канонической форме
Канонический вид задачи ЛП
i=1..m, xj ⩾0, j=1..n
Приведение к канонич форме1. Если целевая функция à max, умножаем à min.
2. Если есть условия вида левой части дополнительную неотрицательную перемен-ную, и ставим знак «=».
3. Если есть условия вида
, прибавляем к левой части дополнительную неотрицат переменную, и ставим знак «=».
27 Графический метод решения задачи лин прогр
c1x1+c2x2 →max
ak1x1+ak2x2 ⩽bk
1. По огранич задачи строится область допустимых значений (ОДЗ). ∀ неравенству на плоскости соотв полуплоскость, ∀ уравнению соотв прямая, ОДЗ будет пересечением построенных полуплоскостей и прямых. Возможны несколько вариантов ОДЗ (замкнутая область, неограниченная область, луч, отрезок, точка, пустое множество). Если ОДЗ – пустое множество, то задача не имеет решения. Если ОДЗ не пусто, то идем на шаг 2.
2. Строим вектор градиента, координаты начала вектора - (0, 0), координаты конца вектора – (с1, с2), где с1, с2 коэффиц целевой функции.
3. Строим линию уровня целевой функции. Линия уровня цел ф-и перпендикулярна вектору градиента и должна проходить по ОДЗ задачи.
4. Определяем точки-кандидаты из ОДЗ для оптимального решения. Если цел функция на максимум, то линию уровня целевой функции перемещаем параллельно самой себе в направлении градиента до последней точки ОДЗ.
28 Симплексный метод решения задачи лин прогр
Допустимое решение наз-ся Базисным Допустимым Решением, если оно имеет следующую структуру: X=(x1,..,xm,xm+1,..,xn), xi ⩾ 0, i=1..m, xm+1=…=xn=0,где m – число ЛНЗ базисных векторов.
Перед началом работы симплекс-метода, исходную задачу нужно привести к каноническому виду. Доп условие:bj⩾0. Так же нам нужно получить БДР (базисное допустимое решение).
Далее строится начальная симплексная таблица:
m – число ненулевых элем в БДР, сi – коэфф цел функции,
xi – наименования базисных векторов, bi – правые части ограничений, aij – коэфф ограничений, ∆ – оценки переменных.
- оценка значения целевой функции.
- вспомогательные оценки.
1) Просматрив все оценки ∆1.. ∆m. Если все оц ⩽0, то нашли опт реш конец
Иначе след шаг
2) среди положительных оц выбираем max и столб соответ данной оц объявляем ведущ (s)
3) просматриваем ведущ столбец, если все элем ведущ столб ⩽0, то целев функ неограниченна конец
Иначе сл шаг
4) выбираем ведущую строку (r) по мин симпл отношен
5) на пересеч вед столб и вед стр находи вед элемент
Для продукции требуется сырье. bi – запас каждого из видов сырья. Норма расхода i-го вида сырья для производства j-го вида продукции – aij. xj – объем выпуска j-го вида продукции. Требуется максимизировать прибыль.
Задача целочисленного ЛП:Добавляется доп. условие: все переменные должны быть целочисленными:
Пример: Задача о ранце. Определить, какие товары в каком кол-ве нужно загрузить в ранец так, чтобы суммарная стоимость была max. n – число товаров, m – кол-во параметров ранца (макс. вес, макс. объем и т.д.). aij – характ-ка j-го товара по i-му пар-ру. cj – стоимость товара, bi – ограничение ранца по i-му параметру. xj – количество j-го товара.
Задача смешенного целочис ЛП:Добавляется доп. условие: часть переменных должны быть целочисленными:
4. Если есть xi⩽0, производим замену на xi ⩾0;xi* =-xi.
5. Если есть xi любого знака, производим замену на
6.'Для некоторых задач требуется, чтобы bi ⩾0. В этом случае мы умножаем левую и правую части
Если целевая функция на минимум, то линию уровня перемещаем в направлении противоп градиенту.
5. Находим точн решен. Если очевидно, что точка-кандидат является оптимальным решением, то подставляем ее значение в целевую функцию и записываем решение ЗЛП в виде – оптимальное значение ц фун, и соответствующие значения X1 и X2. Если точек кандидатов несколько, то для каждой такой точки составляется система двух уравнений с двумя неизвестными, линии кот в пересечении дают данные точки. Для каждой точки решается система уравнений. Полученные решения подставляются в цел функ. В качестве оптимальной выбирается та точка, для кот значение целевой функции лучше.
Замечание. Возможны неск вар-ов решений: оптимальное реш единственно, оптимальн решений множество, целевая функция неограниченна.
6) рисуем нов симпл табл без наполнения, в нов табл в столбце базиса в строке r ставим вед элемент; пересчитываем таблицу с помощ преобраз Жордана-Гаусса
Преоббраз ЖГ:
В ведущем столбце все значен, кроме ведущ знач =0, ведущ = 1. В ведущей строке все значения делятся на значение ведущего элемента, все остальные рассчитываются по правилу креста
Построение нач базисного реш методами дополнит или искусств-х переменных.Если для исходной задачи P нет нач БДР, тогда мы создаем новую искусств зад P1, в рез-те решения кот симплекс-методом мы получаем искомый БДР. Задача P1 строится следующим образом: Мы добавляем искусственные переменные – по числу недостающих переменных в БДР. Тогда новая задача будет иметь вид:
, к – число дополнительных переменных
xj ⩾0, j=1..n,yj ⩾0,j=1..k
Далее, решаем эту задачу прямым симплекс-методом. Алгоритм останавливается на шаге, когда ∆ = 0 (если оптим знач ц ф задачи P1 > 0, то P не имеет решен). При этом, если в БДР входят переменные yi, они выводятся из него преобразованием Жордана-Гаусса: среди положительных оценок123 выбирается любая оценка, для кот соответствующая переменная xi не входит в БДР, этот столбец объявл ведущим. Дальше – все, как обычно.
29 Методы решения задач ЦЛП (метод ветвей и границ, метод отсечений)
Метод ветвей и границ. В основе метода ветвей и гр лежит идея последоват разбиения мн-ва допуст реш на подмнож (стратегия “разделяй и властвуй”). На кажд шаге метода элем-ы разбиения подвергаются про-верке для выяснения, содерж данное подмнож оптим-е реш-е или нет. Проверка осущ-я посредством вычисл оценки снизу для целевой ф на данном подмножестве. Если оценка снизу не меньше рекорда - наилучшего из найденных решений, то подмножество может быть отброшено. Проверяемое подмножество может быть отброшено еще и в том случае, когда в нем удается найти наилучшее решение. Если знач ц фун на найден-ном реш меньше рекорда, то происходит смена рекорда. По оконч работы алгоритма рекорд является результатом его работы.
Если удается отбросить все элем разбиения, то рекорд - оптимальное решение задачи. В противном случае, из неотброшенных подмножеств выбирается с наименьшим значением нижней оценки, и оно подвергается разбиению. Новые подмножества вновь подвергаются проверке и т.д.